Для обеспечения национальной безопасности и сдерживания потенциального противника КНДР уделяет большое внимание созданию и производству ракетных вооружений всех основных классов. Регулярно проводятся испытания новых ракетных комплексов, а затем перспективные изделия демонстрируют на открытых мероприятиях. 2021 год не стал исключением – Пхеньян вновь похвастался своими новыми разработками, которые в ближайшем будущем могут поступить на вооружение.
По официальным сообщениям…
КНДР проводит политику сдерживания вероятного противника всеми доступными средствами. В частности, с этой целью регулярно демонстрируются последние успехи в сфере ракетных вооружений. Новые образцы и изделия показывают на парадах и открытых выставках. Кроме того, с определенной периодичностью проводятся летные испытания новых образцов.В этом году Центральное телеграфное агентство Кореи несколько раз сообщало о проведении тестовых пусков новых ракет, причем к новостям прилагали фотографии опытных образцов и процесса пуска. В таких новостях каждый раз речь шла об изделиях разных типов и классов. При этом несколько таких сообщений представляли особый интерес, т.к. в них рассказывалось об испытаниях техники принципиально нового для КНДР класса.
Сообщения ЦТАК практически всегда получают подтверждение от иностранных официальных лиц и прессы. Кроме того, иностранные источники нередко публикуют любопытную информацию технического характера, которая серьезно дополняет официальные пресс-релизы КНДР.14 января в Пхеньяне состоялся военный парад по случаю окончания VIII съезда Трудовой партии КНДР. Вместе с другой техникой по площади Ким Ир Сена впервые прошел ранее не известный оперативно-тактический ракетный комплекс, несущий сразу два боеприпаса. Впрочем, подробности на тот момент не приводились.В конце марта ЦТАК сообщило о проведении испытаний этого ОТРК. Программа испытаний предусматривала пуск двух ракет по условной цели в Корейском Восточном море (Японское море) на расстоянии 600 км. Изделия успешно поразили цель. ЦТАК уточняет, что эти ракеты являются твердотопливными и несут боевую часть массой 2,5 т.
Баллистические новинки
В октябре в Пхеньяне прошла выставка «Самооборона-2021», посвященная современным разработкам в военной сфере. На ней демонстрировался wksq набор баллистических ракет разного назначения, в т.ч. два неизвестных изделия. Предназначение и характеристики этих ракет не сообщались. На тот момент можно было предполагать, что речь идет о новых вооружениях для подлодок и наземных комплексов.13 сентября ЦТАК сообщило о проведении успешных испытаний новой крылатой ракеты большой дальности стратегического назначения. Пуски двух опытных изделий состоялись накануне, 11 и 12 сентября. Ракеты подтвердили расчетные характеристики и теперь могут поступить на вооружение.Запуск крылатых ракет, название которых не сообщается, осуществлялся с наземной пусковой установки. Она выполнена на основе четырехосного автошасси и оснащена пятью контейнерами с ракетами. Собственно ракета построена по нормальной аэродинамической схеме и имеет цилиндрический корпус с раскладываемым стреловидным крылом. Силовая установка включает маршевый турбовентиляторный двигатель и твердотопливный стартовый. Используется комбинированная система наведения, состав которой не уточняется.
Крылатый прототип
По данным ЦТАК, полеты осуществлялись в воздушном пространстве КНДР по замкнутым траекториям в виде овала и восьмерки. Продолжительность полета составляла 7580 сек (чуть более 2 ч), и за это время ракеты преодолевали ок. 1500 км. Изделия успешно поразили намеченные цели, благодаря чему получили высокую оценку.Месяц спустя новую крылатую ракету и пусковую установку показали на «Самообороне-2021». Впрочем, новые подробности проекта, его текущий статус и перспективы остаются неизвестными.
Ракета на рельсах
Уже 15 сентября состоялись следующие испытания принципиально новой для КНДР системы – боевого железнодорожного ракетного комплекса. Сначала об этих мероприятиях сообщили иностранные военные и СМИ, а на следующий день официальный пресс-релиз выпустило ЦТАК.Сообщалось, что специально сформированный железнодорожно-мобильный ракетный полк вывел свой БЖРК на заданную позицию и выполнил два пуска по целям на расстоянии 800 км. Цели были успешно поражены, а комплекс в минимальное время покинул позицию. Такие испытания показали, что БЖРК является эффективным средством ответного удара с широкими оперативными возможностями. Также официальные лица заявили о необходимости скорейшего расширения существующего полка до бригады.БЖРК разработки КНДР представляет собой железнодорожный состав, включающий тепловоз, вагон с пунктом управления и местами расчета, а также вагон с пусковыми установками. В последнем перевозятся сразу две оперативно-тактические ракеты. Судя по внешнему виду, эти изделия заимствованы у одного из последних мобильных ОТРК.
Гиперзвуковые технологии
Крайне интересная новость поступила 29 сентября. Накануне были проведены испытания перспективного гиперзвукового ракетного комплекса «Хвасон-8». В рамках тестового запуска комплекс показал все требуемые характеристики, однако их не назвали. Позже, на выставке в октябре продемонстрировали комплекс с новой ракетой и ее особым боевым блоком.«Хвасон-8» используется с пусковой установкой на многоосном спецшасси. Ракета получила жидкостную двигательную установку с ампульной топливной системой – впервые в северокорейской практике. В комплекс включен гиперзвуковой планирующий боевой блок с характерными угловатыми обводами, тоже первый в КНДР. Старт осуществляется вертикально; затем ракета придает боевому блоку необходимую скорость и сбрасывает его для самостоятельного полета по заданной траектории с маневрированием.Проведенные испытания прокомментировало руководство страны. Отмечается особая важность обеих новых технологий, доведенных до испытаний. Теперь требуется завершить работы по гиперзвуковому комплексу и довести его до боевого дежурства.
Из-под воды
Последние на данный момент испытания нового ракетного оружия состоялись 19 октября. На этот раз проверялась работа перспективной баллистической ракеты для подводных лодок, название которой пока не известно. Как пишет ЦТАК, пуск выполнила ДЭПЛ «8.24 Ёнгун» из акватории вблизи военно-морской базы Синпо по условной цели в Японском море. Испытания завершились успешным выполнением полетного задания.Испытанная ракета внешне похожа на макет, показанный ранее на выставке «Самооборона-2021». Пресс-релиз и фото с испытаний показывают, что она оснащается твердотопливной двигательной установкой и имеет развитую систему управления, обеспечивающую маневрирование в полете. По японским данным, дальность испытательного пуска составила ок. 600 км, что определяет новое изделие как ракету малой дальности.Примечательно, что новая ракета по основным летным характеристикам серьезно уступает последним разработкам в области БРПЛ, но имеет иные преимущества. Впервые в северокорейской практике ракета для подлодок способна маневрировать и тем самым затруднять перехват. Наличие «традиционных» и маневрирующих баллистических ракет показывает, как КНДР планирует развивать морскую компоненту стратегических сил.
Технологии сдерживания
Таким образом, КНДР не прекращает процессы разработки новых ракетных вооружений, пригодных для использования в системе стратегического сдерживания. Новые образцы всех основных классов регулярно проходят испытания и демонстрируются на открытых мероприятиях – как повод для гордости для своего народа и как предостережение для вероятного противника.Испытания последнего времени, в т.ч. пуски этого года наглядно показывают, что КНДР смогла создать, получить или развить компетенции, необходимые для создания баллистических и квазибаллистических, а также крылатых ракет. В этом отношении северокорейская промышленность постепенно догоняет мировых лидеров. Одновременно с этим она пытается осваивать передовое гиперзвуковое направление, причем не без успехов.Ввиду характерного режима секретности точные характеристики и возможности, текущий статус и перспективы новых разработок остаются неизвестными. Тем не менее, Пхеньян делает все возможное, чтобы его стратегические силы имели максимально возможный потенциал. И чтобы вероятный противник представлял, какой отпор получит в случае нападения.