Главная » 2023 » Ноябрь » 8
04:07

Суета вокруг «Грифона»

Суета вокруг «Грифона»

Буквально недавно мы рассуждали о возможности «Грифона» оказаться в рядах ВСУ, и вот такие интересные известия: многоцелевой истребитель Saab «Gripen» модификации E, точнее, его первый серийный экземпляр, начал программу государственных испытаний. Главная особенность новой модификации, которую заметили многие специалисты – весьма сильно измененная форма крыла самолета и дополнения в механизации. Компания SAAB официально не анонсировала нововведения, по крайней мере, пока. Но на фото с официального сайта компании видно, что крыло «Грифона» подверглось значительным изменениям, и стало из «обрезанной дельты» более трапецевидным.Многим авиационным экспертам это напомнило не менее знаменитый самолет времен «холодной войны», SAAB «Viggen» с его конфигурацией «утка» и крылом «двойная дельта».

Что еще увидели эксперты?Увидели следующую картину: такая форма крыла была вызвана полной переработкой и заменой элевонов на более крупные. Элевоны - это задние оконцовочные поверхности управления, которые сочетают в себе функции и руля высоты, и элеронов. С одной стороны, такой шаг может показаться быстрым способом увеличить площадь крыла, но это потребует серьезных модификаций системы управления полетом с последующими испытаниями.

«Gripen» Е с новой формой крыла

Здесь возникает вопрос: а зачем «Грифону» такие, не побоюсь этого слова, глобальные изменения?Йохан Сегертофт, глава бизнес-подразделения «Gripen», объяснил это так:

«Gripen» Е с оригинальной формой крыла

«На ранней стадии процесса разработки была определена возможность улучшить грузоподъемность «Gripen», что явилось очевидным преимуществом для будущих операций. Было принято решение о скорейшем внедрении этого улучшения. Мы внесли обновления в программное обеспечение и некоторые модификации, затрагивающие поверхности управления. Эти изменения приносят немедленные выгоды, доказывают нашу способность надежно обеспечивать рост и постоянно улучшать потенциал самолетов в будущем».

Логика есть. Самолет на службе с 1997 года, с одной стороны, не сравнить с записными долгожителями типа F-16 или Су-27, с другой стороны, за почти 30 лет всего четыре модификации – в общем, давно назревал такой шаг.Сегертофт:

«Краеугольным камнем концепции дизайна «Gripen» является его способность быстро и эффективно адаптироваться к меняющимся потребностям. Мы продолжаем совершенствовать самолеты так, чтобы их можно было увидеть и не увидеть, внедряя новые технологии и новые требования. Истребители должны иметь возможность развиваться быстро, эффективно и недорого, чтобы удовлетворять потребности своих пользователей. Например, диапазон производительности «Gripen» E был улучшен и расширен за счет увеличения способности принимать более тяжелые и сложные грузы для эффективного выполнения будущих миссий».

Разложим по полочкам. В 2017 году «Gripen» модификации Е совершил первый полет. Фактически «Gripen» Е, если сравнивать его с «исходным» «Gripen» С/D, это вообще другой самолет: новый более мощный двигатель, повышенная живучесть, БРЛС с АФАР, иная программная начинка, в общемПо сравнению с предшественником было увеличено все: максимальный взлетный вес вырос на 2 000 кг, но благодаря новому двигателю «Дженерал электрик» F414 тягой 6 500 кгс (10 000 кгс на форсаже) истребитель сможет совершать безфорсажный сверхзвуковой полет на скорости до М=1,25. Плюс увеличилась дальность полета и под крыльями добавились две точки подвески вооружения.

И вот к этому решили добавить еще и новое крыло.Сегертофт:

«Несмотря на то, что обновленное крыло было представлено совсем недавно, идея существует уже некоторое время. Целесообразность этого усовершенствования была определена на ранних стадиях разработки «Gripen» E с использованием методов проектирования Saab, основанных на компьютерных моделях. Дальнейшие исследования в рамках программы ранних испытаний подчеркнули преимущества для будущих операций, и в 2021 году было решено внести эти улучшения в базовую конструкцию».

Первый самолет с измененной конфигурацией крыла поднялся в воздух во второй половине 2021 года. На сегодняшний день в Швеции и Бразилии находятся аж 16 истребителей «Gripen» E. Бразилия является первым и пока единственным экспортным заказчиком самолета, а также открыла свою производственную линию, на которой будут построены 15 из 36 самолетов «Gripen» Е, которые в настоящее время законтрактованы бразильскими ВВС.Так же Сегертофт подтвердил, что новые конструктивные особенности, которые были разработаны в рамках модификации успешно прошли летные испытания. И такие новинки станут стандартными для всех серийных самолетов, которые будут выпускаться дальше как для Швеции, так и для других стран-клиентов «Gripen».Ведь кроме Швеции и Бразилии, клиентами Saab являются Венгрия, Чехия, Таиланд и ЮАР. Правда, там на вооружении самолеты модификаций С и D.

Первый Gripen E для Бразилии

Так какое четкое преимущество дает новое крыло по сравнению со старым?Если оттолкнуться от тех заявлений, что делала пресс-служба концерна Saab, то получается вот такая картина:- усиленная конструкция крыла позволит размещать под крылом больше вооружений как по количеству (плюс две точки, да), так и по массе. Было высказано мнение, что «Gripen» Е сможет нести на узлах 4 противокорабельных ракеты Saab RBS 15.

- увеличенный размер крыла позволил увеличить и объем крыльевых топливных баков, что сказалось на радиусе действия самолета.У «Gripen» Е вообще с набором грузов порядок, самолет может брать на свои 9 узлов подвески все, начиная от разнообразных ракет и бомб до подвесных топливных баков.

«Gripen» Е с семью ракетами класса «воздух-воздух» MBDA Meteor и двумя ракетами класса «воздух-воздух» IRIS-T

Утяжеление конструкции и набора вооружения «Gripen» Е, расширение его боевого потенциала в принципе, соответствуют недавно принятой оборонной политике Швеции, которая вновь уделяет особое внимание своему флоту истребителей, поскольку шведское правительство всерьез считает, что региональная политика безопасности ухудшается. И связывают это напрямую с Россией.В рамках борьбы за безопасность в регионе, а также в преддверии вступления в НАТО, Швеция решила продлить эксплуатацию своего парка «Gripen» модификаций C и D на более длительный срок, а также закупить 60 «Gripen» E нового поколения.

Расчет на то, что «Gripen» Е станет новым образцом оружия влияния в регионе, может и оправдаться в том случае, если самолет реально будет так хорош, как от него этого ожидают. И определенные доводы к этому есть: не стоит сбрасывать со счетов комплекс улучшений, которые могут дать и новый двигатель, и новое крыло, и новая электроника.Крыло с большей площадью, безусловно, приведет к улучшению летных характеристик на низких скоростях, что особенно полезно для боя на коротких дистанциях. Разумно, поскольку малые дистанции – это та область, в которой российские самолеты еще с прошлого века были королями. И, коль речь идет о гипотетическом противостоянии России, то в первую очередь как раз стоит учитывать такие особенности российских самолетов. Плюс ракеты с очень длинной рукой.Когда вероятный противник известен, и известен хорошо, подготовиться можно лучше.Более крупные элевоны означают, что «Gripen» E должен иметь улучшенный контроль тангажа и крена, что имеет основополагающее значение для оптимизации маневренности. Это изменение, вполне возможно, будет иметь положительные моменты в плане общей управляемости на небольших скоростях, включая взлет и посадку, особенно взлет с полной боевой нагрузкой.

Следует отметить, что управляемость и маневренность на низких скоростях не являются ключевым фактором разработанной модификации «Gripen» E, но они могут оказаться более чем полезным побочным продуктом.И тут сразу обратим внимание на то, что европейский консорциум Eurofighter Jagdflugzeug тоже разработал и предлагает всем клиентам пакет для улучшения грузоподъемности своего истребителя «Typhoon». Комплект аэродинамической модификации (AMK) включал в себя добавление фюзеляжных полос, удлинителей передней кромки и элевонов увеличенной площади, увеличивая максимальную подъемную силу, создаваемую крылом, на 25 процентов.

Схема, показывающая дуги фюзеляжа и удлинители передней кромки, включенные в комплект аэродинамической модификации для "Тайфуна"

Так что в принципе, шведы ничего такого сверхнового не сотворили, а наоборот, пошли по пути наименьшего сопротивления, применив уже апробированный способ улучшения ЛТХ своего самолета.Правда, есть маленький нюанс: пока еще ни одна страна, имеющая на вооружении «Тайфун», не решилась на приобретение АМК. Хотя в теории разработка Eurofighter Jagdflugzeug смотрится очень весомо: набор улучшает продольную устойчивость самолета, что для «Тайфуна» с его боевой грузоподъемностью в 7 500 кг (далеко не самая слабая в классе и выше, чем у «Грифона») означает, что даже тяжело нагруженный самолет будет иметь уменьшенное время прохождения виража, меньший радиус поворота и улучшенную способность к маневру на низкой скорости.Возможно, эксплуатанты «Тайфуна» еще не сделали выводов о полезности такой модификации, а у пользователей «Грифона» выбор как бы невелик, потому что в самом ближайшем будущем новая форма крыла станет стандартной для модификации Е и последующих (а то, что они будут, сомнений нет) за ней.Другой вопрос, что Швеции и Бразилии придется на лету осваивать и познавать все преимущества и недостатки, которые может принести данная модификация. Но бразильцам много проще – у них нет под рукой тех, кто им угрожает. Даже теоретически.

Модификации АМК были испытаны на немецком прототипе Eurofighter IPA7 в 2015 году


Источник

Просмотров: 237 | Добавил: Dmitrij | Суета вокруг «Грифона» | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка
01:17:07


00:38:18



work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх