Главная » 2019 » Март » 14
20:07

Сухопутные войск ЛАГ, наемники и джихадисты во время вторжения в Ливию

Сухопутные войск ЛАГ, наемники и джихадисты во время вторжения в Ливию

В продолжение материала об участии сухопутных войск НАТО в агрессии против Ливии https://cont.ws/@colonel-cassa...

Сухопутные войск ЛАГ, наемники и джихадисты во время вторжения в Ливию

Лига Арабских Государств

Судан

Десятилетиями отношения между Ливией и Суданом радикально менялись в зависимости от (прежде всего) изменений в настроении ливийского диктатора. В конце 80-х Ливия подарила Судану большое количество вооружений, включая истребители Миг-23, в то время как за несколько лет до начала войны в Ливии Каддафи уже поддерживал повстанцев в Дарфуре. Суданский режим, известный свои умением вовремя переходить на нужную сторону, с готовностью начал оказывать помощь мятежникам, поставляю через Египет советские и китайские вооружения. Однако куда более ценным оказалось прямое военное вмешательство суданских войск, что вылилось в захват ливийского города Куфра в более чем 300 километрах от границы с Суданом! После начала гражданской войны в Ливии, город Куфра перешел под контроль сил оппозиционных Каддафи. Эти отряды повстанцев были вооружены суданцами и фактически находились под управлением суданской Национальной службы разведки и безопасности (NISS). Однако, 28 апреля 2011 года силами верными полковнику Каддафи город Куфра был отбит без особого сопротивления со стороны оппозиции. Получив сведения о степени суданского вмешательства, власти Ливии выслали 1 мая 2011 все суданское консульство из Куфры. Но это ни коим образом не остановило последовавшую прямую интервенцию суданских войск. Куфра была атакована с трех сторон и в итоге силы лоялистов потерпели поражение. К 6 мая 2011 года Куфра и близлежащая военная база были захвачены и переданы силам мятежников.

Дальнейшее суданское вмешательство осуществлялось главным образом офицерами суданской разведки, которое сводилось к поиску и предоставлению НАТО ценнейших разведданных о силах правительственных войск в восточных и южных районах страны. Более того, информация предоставленная суданцами привела к пленению Саифа Аль Ислама Каддафи. Интересно отметить, что ливийская служба безопасности считалась одной из худших в арабском мире. Например, домашние слуги офицеров разведки зачастую были иностранцами, и многие квартиры и дома отдыха управлялись приезжими из Судана. Можно только догадываться, сколько из них были агентами суданской разведки, сыгравшими важную роль в гражданской войне.

Катар

Катар был первой арабской страной, предоставившей самолеты для патрулирования авторизованный ООН бесполетной зоной над Ливией. Одновременно, оборудование, продовольствие и оружие на сотни миллионов долларов (и наличность!) потекли из катарской столицы Доха в Бенгази начиная с начала марта 2011 года. Катарские поставки покрывали 100% потребностей восточной Ливии в топливе в течение полутора месяцев, свидетельствовал в мае 2011года Салах Фуад, инженер-нефтяник из портового города Тобрук. Вершиной всего стала посылка Эмиром Катара спецназа и регулярных наземных войск Катара для тренировок мятежников и участия в боевых действиях. Уже после победы Коалиции, глава Генштаба Катара Генерал – Майор Хамад бен Али аль-Атия заявил: «Мы были вместе с ними (повстанцами) и сотни катарцев были на земле в каждом ливийском регионе. Тренировки и связь были в катарских руках. Катар…руководил планами восставших, потому что они были гражданскими и без необходимого военного опыта. Мы были связующим звеном между восставшими и силами НАТО.» Все это Катар признал уже после завершения войны.

Цифры количества участников со стороны катарской армии могут быть несколько преувеличены, но возможно генерал-майор подразумевал и катарских наемников из других стран. Ведь только из одного Туниса 400 человек были наняты в полицию и войска Катара в 2011 году. Можно только догадываться, сколько было наемников из других арабскихи мусульманских стран. Весьма вероятно, что многие из них отправились на ливийскую войну.
Команда из 60 катарцев организовала командные центры повстанцев в Бенгази, в расположенном в горах городе Зинтан и, позднее, в Триполи, свидетельствовал полковник катарского генштаба Хамад Абдулла аль-Марри. Полковник аль-Марри также заявил, что во время тренировок мятежников он взаимодействовал с 30 связными офицерами сил НАТО, включая британцев, французов и нескольких американцев.

В то время как катарцы обоснованно заслуживают высокой оценки за тренировки и вооружение основных сил восставших, их участие в прямых боестолкновениях также подтверждено. Во время решающей атаки квартала Баб-аль-Азизия – главной базы Каддафи в Триполи, катарский спецназ был замечен на передовой. Широко известно видео с несколькими вооруженными катарцами (одетых как гражданские) празднующими и разворачивающими катарский флаг у входа в посольство Катара в только что захваченном у сил Каддафи в Триполи.


Катарские спецназовцы, разворачивающие катарский флаг у катарского посольства в Триполи

Иордания

Страна, вооруженные силы которой заслуженно признаются одними из лучших на Ближнем Востоке, направила некоторое количество войск специального назначения в Ливию. Несмотря на отсутствие точных данных об их количестве, согласно британскому Руководителю Комитета Начальников Штабов Генералу Сэру Дэвиду Ричардсу, который, комментирую участие бойцов САС в конфликте подтвердил, что " интеграция катарцев, эмиратцев и иорданцев была очень важна». Более того, Иордания послала на ливийский фронт и некоторое количество тяжелого вооружения, включая как минимум два танка Центурион, фотографии которых опубликованы на великолепном сайте http://esotericarmour.blogspot...


Первое фото сделано 08.09.2011 в Эль-Ханфузе, к востоку от Сирта


Вторая фотография подтверждает, что как минимум частично экипаж танка был иорданским.

Помимо танков Центурион, Иордания, судя по всем, направила в Ливию некоторое количество бронемашин Ратель 20. Несколько фотографий этих Рател(ей) появилось в Интернете:







Первоначально предполагалось, что данные БТР(ы) поставил Катар, так как на одном из них был виден катарский флаг.



Однако, Катар никогда не был оператором Рател(ей), в противоположность Иордании, которая закупила более 300 таких броневиков. Наиболее вероятно, что Иордания и поставила Рател(и) (позднее, похожим образом Иордания передала партию Рател(ей) в Йемен) и иорданцы вместе с катарцами и повстанцами использовали их в боях.

Египет

Одетые в гражданское, числом не менее 100, коммандос из египетского спецподразделения «отряд 777» официально не принимали участия в конфликте, но тем не менее обучали восставших, передавая им бесценный опыт и навыки. Согласно уже выше упоминавшейся переписке между Х.Клинтон и ее советником:
“в конце февраля 2011 года фельдмаршал Хусейн Тантауи, Председатель Высшего Совета вооруженных сил Египта (SCAF) и глава Генштаба Сами Аннан отдали приказ частям специального назначения Египта начать тайную поддержу силам, сражающимся против Муамара Каддафи.”
“Эти египетские войска применяются очень аккуратно, так как Тантауи и другие члены Высшего Совета вооруженных сил Египта не хотят разглашения этой помощи»”, “небольшое количество египетских спецназовцев помогало силам оппозиции успешно отбить атаку на город Завия против более чем 2000 солдат Каддафи ”
“Египетские спецназовцы действуют небольшими группами и одеты как ливийцы из приграничных с Египтом районов”.
“Высокопоставленные египетские офицеры в частных беседах подтверждали, что египетский спецназ способствовал многим победам восставших”.

Подобные выдержки из переписки дают прекрасное представление о том насколько искусно действовали египтяне в данном конфликте, привлекая к себе минимум внимания, при этом фактически поспособствовав открытию восточной границы Ливия для потока военных грузов и иностранных войск. Это радикально улучшило логистику для повстанцев на востоке, поставки которым до этого ограничивались выброской грузов с самолетов и доставку припасов морем. Безусловно другим важным моментом являлось прямое участие египетских войск в сражениях за недели до начала бомбардировок Коалиции.
Во многом благодаря мерам повышенной секретности, очень мало известно о других действиях наземных египетских войск. Сообщалось, что летом 2011 они были задействованы для охраны некоторых военных баз (включая несколько складов боеприпасов) в районе Тобрука. Также в Интернете была опубликована фотография египетского танка М60, возможно, в районе города Дерна.



Объединенные Арабские Эмираты

Местом расположения войск ОАЭ являлась главным образом западная часть Ливии, район Завия. Маркус Молин, из шведского Университета Обороны, в своей работе «Плащ и кинжал: ливийские революционеры и роль спецназа союзников» сообщает, что отряд спецназа ОАЭ прибыл еще ранней весной 2011 в горы Насуф в западной Ливии обеспечивать поставки оружия мятежникам через Тунис. На более поздней стадии эмиратцы переключились на обучение повстанцев. Впоследствии, ОАЭ задействовали еще 20 спецназовцев, которые обучали и готовили повстанцев к наступлению на Триполи. Когда эта операция началась, эмиратцы фактически возглавили наступления из Завии на ливийскую столицу. Дополнительно отметим, что обнародовалось сообщение со стороны сил верных Каддафи о захвате в плен офицера армии ОАЭ, но независимых подтверждений или фотографий этого не было.

Часть 3

Помимо регулярных Сил НАТО и арабских войск, на земле Ливии были еще две силы союзные повстанцам, которые, возможно, и не оказали решающего воздействия на исход войны, но без краткого описания их участия статья была бы неполной. Речь идет об иностранных наемниках и джихадистах из других стран.

Наемники

Помимо сообщений об участии регулярных войск НАТО в конфликте, в прессе встречались упоминания о натовских отставных профессионалах из спецназа, которые тренировали повстанцев и принимали участие в боях.

Например, газета The Guardian раскрыла участие в конфликте отставных британских спецназовцев нанятых частной компаний и финансировавшийся из ряда источников, включая Катар. Крис Хьюдж, военный редактор издания The MIRROW в своей статье «Британская секретная война в Ливии: британские спецподразделения замечены в наземных действиях» дает более подробное описание: “Они британцы и они косвенно оплачиваются британскими налогоплательщиками через частную компанию, при этом деньги оплачиваются через цепочку из нескольких компаний. Эти ветераны - наемники (с компенсацией достигающей 10 тысяч фунтов в месяц) с опытом боевых действий в Ираке, Афганистане, Колумбии и Северной Ирландии. Их зарплаты выплачиваются не напрямую через специальный фонд британского правительства. Они часть того, что называется Контур – неофициальное объединение старых бойцов, которые «работают» в самых мрачных местах по всему миру. Начальство, сетующее на отсутствия опыта у разномастной армии повстанцев, состоящей главным образом из гражданских, неофициально санкционировало обучение ее британскими советниками. Эти элитные солдаты специализируются на поездках в горячие точки и проводят «тренинги для тренеров», обучая офицеров и сержантов как готовить войска. Повстанцы отчаянно в них нуждались, так как уровень их подготовки был ужасный. Помимо обучения мятежников, подобные советники также были авиа наводчиками для сил НАТО. Также они занимались идентификацией целей для ударных английских и французских вертолетов во время непосредственной боевой поддержки наступлений.”

По некоторым данным, около 100 британских «вольных стрелков» принимали участие в войне на стороне ливийских оппозиционных сил, что сопоставимо с количеством британских спецназовцев САС и других подразделений, участвовавших в конфликте.
Также были сообщения об присутствии в Ливии одной из крупнейших французских частных военных компаний Секопекс (Secopex). В мае 2011 один из организатор данной компании, бывший десантник Пьер Марциали был убит мятежниками в Бенгази в ходе странного и противоречивого ареста его и нескольких сотрудников компании.

Некоторые случаи были достаточно забавными. The Globe and Mail рассказала, что «Чарльз Барлоу, бывший канадский солдат, возглавляющий частную охранную компанию, доставил повстанцам дрон, закупленный у производителя Онтарио Роботикс. Подобная деятельность была одобрена канадским правительством, которое выступило организатором, связав между собою представителей мятежников и канадскую компанию Айрион Лэбс. В конце июля 2011 господин Барлоу улетел на Мальту, где загрузился на борт бывшей южнокорейской рыболовецкой шхуны, которая использовалась представителями Переходного Национального Совета (ПНС). После 18-ти часового путешествия по морю он добрался до Мисраты, откуда был доставлен в аэропорт, где начал разгрузку своего оборудования. Он научил повстанцев пользоваться дроном Скаут для обнаружения артиллерии Каддафи в 4 километрах.» ПНС (или его спонсоры) оплатили Скаут и обучение управлением дроном и через 2 дня Ч. Барлоу отправился домой.

Несмотря на то, что их участие было фактически организовано и профинансировано силами Коалиции, наемники не могут расцениваться как «официальные» иностранные войска.Тем не менее их роль в победе сил свергнувших Каддафи нельзя недооценивать, так как в качестве советников и «тренеров» они были как минимум не хуже офицеров НАТО, при этом их можно было более свободно использовать на передовой.

Джихадисты

Радикальные исламисты в Ливии заметно усилили свои позиции в 90-х годах с помощью вернувшихся ливийских «ветеранов» афганской войны, воевавших против советских войск (так называемых «афганских арабов»). Уже в 1995 году они образовали Ливийскую исламскую боевую группу, которая начала активно бороться с режимом Каддафи, даже организовав провалившееся покушение на Полковника. Их оплотом была восточная часть страны – Киренаика. Вместе с другими исламистскими группировками, прежде всего «Братьями мусульманами», они активно подвергались репрессиям со стороны властей Ливии, апофеозом чего явилось подавления восстания в тюрьме Абу Салим, во время которого погибло около 1200 заключенных (большей частью радикальных исламистов) и до 200 стражей правопорядка. Также, десятки (если ни сотни) исламистов сбежало от Каддафи за рубеж и охотно примкнули «на практику» к самым радикальным террористическим организациям, прежде всего к «Аль-Кайде». Известно, что среди ливийских исламистов, воевавших в Ираке, был самый большой процент бомбистов-смертников по сравнению с фанатиками из других стран. В поздние годы, часть исламистов были выпущены из ливийских тюрем, прежде всего благодаря политики примирения, которую пытался проводить сын полковника Саиф аль-Ислам Каддафи. Тем не менее, именно радикальные исламисты стали одной из основных сил восставших в 2011, забыв все свои обещания о примирении и, возможно, были самой боеспособной частью мятежников. Практически сразу к ним на помощь стали прибывать радикалы и террористы со всего Ближнего Востока, желающие отомстить режиму Каддафи за его политику в отношении исламистов. К сожалению, в отличии от войн в Ираке и Сирии, не очень много известно о численности иностранных исламистов в Ливии. Можно лишь подтвердить, что большая часть их прибыла из Египта и Туниса, присоединившись, соответственно, к восточным и западным отрядам мятежников. Основу тунисских джихадистов составляли радикалы из тех 2500 исламистов, освобожденных из тюрем после тунисской революции 2011 года. Также немало исламистов прибыло из Судана и Саудовской Аравии. Парадоксально, но даже храбро сражавшаяся на стороне Каддафи армия из прибывших из Мали и Нигера нескольких тысяч наемников (туареги – переселенцы) лишилась некоторого количества солдат, которые дезертировали к отрядам восставших радикалов.

После свержения режима Каддафи и победы оппозиционных сил, Ливия стала «нетто-импортером» исламских радикалов со всего Ближнего Востока, но движение шло и в противоположную сторону. Немало радикалов (как ливийских, так и приезжих) отправилось воевать в Сирию с правительственными войсками, часть отправилось в другие горячие точки. Например, два джихадиста, которые сражались на стороне повстанцев против сил Каддафи, саудовец Абу Худхайфа Аль-Хазали и египтянин Халед Салед были ликвидированы израильскими военными во время провалившейся атаки в южном Израиле 18 июня 2012 года. Вот так Израиль, злейший враг Каддафи, «отомстил» его другим недругам.

Послесловие

По мере того, как статья подходит к завершению, автор должен признать, что обсуждаемая тема все еще ожидает более профессиональных исследователей с возможным официальным или неофициальным доступом к архивам. Сама статья полностью основана на размещенных в Интернете источниках, многие из которых имеют печальную особенность исчезать со временем. Также крайне сложно найти соответствующие фотографии и видео, например автор не сумел найти видео парада катарских «ветеранов» войны в Ливии, который состоялся пару лет назад в Дохе.
И тем не менее, даже приведенной в данной статье информации хватит для обоснования следующих выводов:

1) Благодаря тренировкам нескольких сот спецназовцев НАТО, армия повстанцев превратилась из обреченной на поражение толпы «пушечного мяса» в относительно боеспособную силу, которая в итоге смогла победить войска Каддафи. Безусловно, роль авиации Коалиции была чрезвычайно важна, но война была выиграна на земле.

2) Без поддержки спецназа НАТО (снайперов, авианаводчиков и, наиболее важно, координаторов), а также солдат Французского Иностранного Легиона, штурм Триполи мог бы быть гораздо более затяжным. Тоже самое может быть сказано и о спецчастях Катара, Иордпнии и ОАЭ.

3) Египетский спецназ обеспечил контроль над восточной частью Ливии к концу февраля 2011, через которую шел основной поток вооружений для восставших. Можно даже допустить, что именно эта поддержка сыграла решающую роль в победе повстанцев, так как войскам Каддафи не хватило буквально считаных дней для захвата Бенгази до начала бомбардировок Коалиции. Вполне возможно, что эти несколько дней «украли» египтяне.

4) Суданская армия и спецслужбы обеспечили контроль над юго-восточной и частично южной границей Ливии, что усложнило и сократило приток союзников и наемников к Каддафи из Чада, Нигера и Мали.

5) Катарские и Иорданские войска при поддержке танков и бронемашин принимали участие в решающих битвах за Триполи и Сирт, возглавляя и поддерживая восставших.

6) Общий боевой дух мятежников значительно вырос по причине присутствия наземных войск Коалиции.

P.S. И чтобы подогреть интерес к предмету исследования любителей конспирологических теорий, автор рекомендует посмотреть хотя бы начало фантастического боевика 1994 года Побег невозможен (No Escape). Главный герой фильма, экс-морской пехотинец капитан Джон Роббинс осужден на пожизненное заключение за убийство вышестоящего офицера, который приказал расстрелять мирных жителей в Бенгази (Ливия) в….2011 году. Невероятное совпадение.

https://tupolev16.livejournal.... - цинк

https://colonelcassad.livejour...



Просмотров: 385 | Добавил: vovanpain | Сухопутные войск ЛАГ, наемники и джихадисты во время вторжения в Ливию | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01



00:38:14

work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх