В настоящее время основными танковыми двигателями Российской армии являются В-92С2 и В-92С2Ф. Первый – для моторно-трансмиссионного отделения Т-72Б3М, второй – для Т-90М «Прорыв». Для «семьдесятдвойки» мощность двигателя составляет 1 000 л. с., для «Прорыва» – на 130 л. с. больше. Особняком стоит газотурбинный двигатель мощностью 1 250 л. с. для Т-80БВМ. По последним данным, в Омске намерены возобновить производство знаменитого «летающего танка» с нуля – сейчас серия БВМ преимущественно производится на базе снятых с хранения машин. Это означает, что ГТД-1250 скоро будут очень востребованы. Это, к слову, привет всем, кто хоронил Т-80БВМ еще до спецоперации. Немного отвлечемся от дизельной тематики и постараемся выяснить, зачем восстанавливать производство газотурбинного танка. Неужели не хватает мощностей в Нижнем Тагиле? На Урале все в порядке, работают ритмично и с нагрузкой справляются – дело именно в силовой установке Т-80БВМ. Из всей линейки российских танков именно газотурбинный обеспечивает необходимую приемистость и высокую максимальную скорость, что является одним из важных условий выживаемости на СВО. Подойти к огневой позиции, отстрелять боекомплект и откатиться обратно – чем быстрее, тем меньше шансов попасть под ответный огонь. Лучше всего это получается у машин с высокой удельной мощностью, в чем у Т-80БВМ нет конкурентов. Чрезмерная прожорливость газотурбинного мотора никого не интересует. Это могло быть критичным на первых этапах спецоперации, когда присутствовали танковые прорывы, но сейчас это не актуально. Оборонительный характер боевых действий нивелирует преимущество дизельных машин в расходе топлива. Ежедневный пробег танка в среднем исчисляется десятками километров. В итоге главной добродетелью танков становится высокая удельная мощность. Неприятность ситуации в том, что глубокая модернизация заслуженного и легендарного В-2 невозможна. С большой долей вероятности можно констатировать – В-92С2Ф для «Прорыва» является финальной версией мотора, родословная которого уходит к началу 30-х годов прошлого века. Столетний юбилей вариация В-2 точно встретит в одном из моторно-трансмиссионных отделений отечественного танка.
V-образная история
Остается только вопрос – как получилось так, что танковые войска до сих пор эксплуатируют потомков В-2? Обратимся к истории. Первой попыткой создать что-то новое стал печально знаменитый двухтактный 5ТДФ, оснащенный двумя коленчатыми валами и противоположно движущимися поршнями. Фактически единственным плюсом изделия была высокая габаритная мощность – в остальном это был сырой мотор. Который тем не менее запустили в серию. Не в последнюю очередь за счет авторитета команды разработчиков из Харькова. Теоретически ничего криминального в схеме 5ТДФ не было – требовалось лишь больше времени и ресурсов на доработку. Распад Советского Союза и наличие еще двух танковых моторов (В-46 (предок В-2) и ГТД-1000) не позволили довести 5ТДФ до ума. Как и сам Т-64, оказавшийся настоящим танком предельных параметров, совершенно неприспособленным для военного времени. Достаточно сказать, что освоенное производство сложнейшего для своего времени танкового мотора 5ТДФ было освоено в Харькове на единственном заводе. В случае войны достаточно было массированного ракетного удара по цехам Харьковского завода транспортного машиностроения, чтобы остановить производство Т-64 навсегда. Но работы по харьковскому мотору не завершались и в итоге вылились в шестицилиндровое изделие 6ТД и глубокую модернизацию 5ТДФМ. Надо отдать должное: довести моторы до приемлемого уровня готовности к серии удалось – ВСУ до сих пор вполне успешно воюют танками с такими силовыми установками.
На Урале с новыми двигателями, отличными от В-2, не задалось с самого начала. С одной стороны, проверенный двигатель десятилетиями был незаменимым. Во-первых, выпускать его могли на множестве заводов по всей стране – Ленинград, Барнаул, Челябинск, что стратегически было очень выгодно. Во-вторых, мотор оказался востребован в народном хозяйстве – значит, выпускать В-2 можно и в мирное время. Не потеряются компетенции и ценные производственные кадры. Но замена двигателю была нужна еще в 70–80-е годы. Не говоря уже о настоящем. В одной из современных научных публикаций инженеры и ученые из Нижнего Тагила (Е. В. Исупов, Е. Г. Гаев, Д. В. Юдинцев и М. А. Бадртдинов) справедливо отмечают, что
«резервы дальнейшего повышения мощности известной конструкции исчерпаны, существенное повышение характеристик требует радикального изменения с усилением всех узлов двигателя, что приводит к необходимости серьезного изменения производства, с соответствующими значительными финансовыми вложениями, что ставит под сомнение экономическую целесообразность этого процесса».
Мотор необходим, но где его взять?История дизельного мотора для платформы «Армата» началась еще в прошлом столетии. Как гласит книга «Двигатели танков (из истории танкостроения)»,
От 2В-12-3А отказываются?
«В конце 60-х – начале 70-х годов в СКБ-75 (ныне ГСКБ «Трансдизель») под руководством главного конструктора В. И. Бутова были развернуты работы по новому семейству дизелей типа 2В размерностью 15/16 с наддувом от турбокомпрессора ТКР (турбокомпрессор с радиально-осевой турбиной), с компоновкой, способствующей получению существенного увеличения габаритной мощности двигателей».
Книга издана в 1995 году и на тот момент не раскрывалась принципиальная схема типа 2В. На самом деле это 12-цилиндровая х-образная схема, обеспечивающая необходимую компактность при высокой мощности. Мотор разрабатывался на Челябинском тракторном заводе и базировался на решениях В-2. Если углубиться, то окажется, что совпадают даже диаметры цилиндра – 150 мм. У новинки только ход поршня иной – уменьшенный со 180 мм до 160 мм. Мотор 2В, как его предшественник В-2, мог иметь несколько компоновок. В конце 80-х годов испытывали шести- и даже шестнадцатицилиндровые версии, но основным был, конечно, двенадцатицилиндровый мотор для танка. Первой машиной, примерившей новинку, стал Т-72. Это говорит о том, что по габаритам изделие входило в моторный отсек серийного танка. Всего испытали три Т-72 с моторами 2В – наработка каждого достигала 200 часов. Между Харьковом и Нижним Тагилом под самый занавес Советского Союза разгорелся спор, чье изделие лучше – 6ТД или 2В-12? Рассудил всех распад страны и дальнейшая деградация харьковской школы танко- и моторостроения. Но в России не смогли довести до ума концепцию х-образного мотора. Прежде всего, непонятна судьба мотора в гражданской жизни. Экзотическая схема не подразумевает удобство эксплуатации в мирной жизни. На питерский «Кировец» 2В не поставишь – это не мотор двойного назначения. Отсюда вопрос – как сохранять экономическую целесообразность производства на танковом конвейере? Не забываем, Россия живет в рыночной экономике, и может случиться, что даже доведенный до ума 2В-12-3А просто будет не нужен никому, кроме танкистов. Малая серия означает запредельную стоимость, что влечет за собой массу проблем.
Именно поэтому вышеуказанные авторы из Нижнего Тагила (сотрудники Уральского КБ Транспортного Машиностроения и Нижнетагильского Технологического Института) предлагают совершенно иную концепцию танкового двигателя. В статье «Определение требований к двигателю перспективного танка» есть положение о том, что новые танковые моторы
«должны изначально разрабатываться как двигатели двойного назначения и входить в состав семейства унифицированных двигателей V12/V8/L6, удовлетворяющих потребности Вооруженных Сил РФ и гражданских отраслей промышленности».
То есть речь о х-образной схеме уже не идет, а v-образная компоновка с углом развала 60–90 градусов рассматривается «наиболее оптимальной, как с точки зрения компоновки собственно двигателя и его размещения в моторно-трансмиссионном отделении (МТО) танка, так и с точки зрения технологичности и меньшей трудоемкости в производстве по сравнению с другими схемами». Мощность перспективному мотору отряжается не меньше 1 700 л. с., а ресурс до первого капремонта – 2 000 часов и более. С доводами авторов сложно не согласиться, особенно в части унификации с другими двигателями. Если совсем упростить, то тагильчане предлагают соорудить тот же самый В-2, только на современном уровне, разработав изделие с нуля. И делается это явно в пику челябинскому мотору 2В-12-3А для «Арматы». Хочется верить, что это тот самый свет в конце тоннеля, и в Нижнем Тагиле уже есть наработки по перспективному мотору. Но история это нескорая. В условиях проведения спецоперации фронту нужны массовые и проверенные в боях машины. Сейчас, конечно, не 1943 год, но заниматься постановкой на конвейер нового танкового мотора никто не будет. Пресловутый «танк предельных параметров» с соответствующей силовой установкой в России обязательно построят, но случится это уже после спецоперации. Интрига в том, будет ли это «Армата» с 2В-12-3А или что-то иное.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас