Так было в 1917м, когда под лозунгом "Землю-крестьянам, заводы-рабочим!" профессиональные революционеры у буржуев землю-заводы отобрали, а вот рабочим-крестьянам отдать забыли. Так было в перестройку, когда с криком "Возвратим ленинские принципы!" возвратили совсем другое - уж точно не ленинское. Так было и в 2014, когда под речёвки о борьбе с воровством и коррупцией к власти в Киеве пришли патентованные воры и коррупционеры.
То есть всевозможные массовые протесты, приводящие к смене власти, раз за разом подтверждают правильность аксиомы, что революции задумывают романтики, делают фанатики, а плодами пользуются негодяи. А приводным механизмом этого безобразия всегда оказывается толпа с громадным разрушительным потенциалом, крошечным коллективным интеллектом и невнятными разновекторными целями.
Кстати о векторах! От грустных результатов уличного буйства перейдём к традиционному вектору прилагаемых коллективных усилий. Вот, например, "наши западные партнеры" свято уверены, что все происходящее и осуществляемое в России - исключительно и только желания одного человека, президента России. И чтобы ситуация в корне поменялась, требуется лишь правильно воздействовать на его мозг. И "партнёры" не одиноки! Толпы обиженных и оскорбленных, предъявляя требования к государству, пытаются воздействовать на мозг (и лицо) конкретного чиновника, думая, что несправедливость или беда, свалившаяся на них - это исключительно плод реализованных фантазий конкретного человека. А чиновник, благополучие, карьера а порой и сама жизнь которого целиком и полностью зависит не от мнения населения, а от мнения вышестоящего начальства, всегда найдет возможность удовлетворить его потребности, а не тех, кто беснуется в приёмной.
Чем выше кресло, тем больше внешних обстоятельств, задающих направление и скорость движения. Любой, кто хоть немного успел поруководить даже небольшим коллективом, знает, что "люфт руля" управленца чрезвычайно ограничен. Рулит не человек с его хотелками, а классика жанра: "Есть логика намерений и логика обстоятельств, и логика обстоятельств всегда сильнее логики намерений." Это значит: решения, принимаемые руководителем, диктуются окружающей средой, а не его личными мыслительными конструкциями.
Задам риторический вопрос: зачем бороться с человеком и пытаться его заставить что-то делать, если есть обстоятельства, вынуждающие его поступать так, и не иначе? Не проще ли, не продуктивней ли попытаться изменить среду обитания, чем кого-то, обладающего волей и возможностями для сопротивления. Изменятся условия - будут другие решения.
Именно с этого начинали марксисты, кстати, правильно! Изменяя производительные силы, двигая науку, изобретая станки, организуя производственные процессы на новом технологическом уровне, вы вольно-невольно изменяете производственные отношения. Всё логично, всё правильно. Но потом их понесло в противоположную степь. Марксистам стало скучно двигать технологический прогресс и ждать, когда он изменит человека. Они решили, что смогут изменить сразу конечное звено. Сначала добрым словом, потом добрым словом и маузером, ну а потом вообще отбросив все слова, как несущественные.
"Давайте убьём всех плохих, и тогда останутся только хорошие!" - этот революционный лозунг до сих пор остаётся Главной Революционной Песней. Результат - налицо. Как человека не корми, а он все равно "тамбовский волк" любому внешнему давлению. Дальше чисто физика - импульс против постоянно действующей силы в долгосрочной перспективы обречен на поражение. Революция совершается не тогда, когда кто-то кого-то взял за шиворот и заставил что-то сделать, а когда изменившиеся обстоятельства уже не дают жить по-старому.
Можно вспомнить и классическую притчу от Владимира Мегрэ - Демон Кратий (полюбопытствуйте, кто не читал: http://pritchi.ru/id_2054). Это пример изменения деловой среды (обстоятельств), вслед за которым неизбежно менялся весь уклад, рушились старые и выстраивались новые производственные отношения.
Но обстоятельства - это далеко не только то, что формирует правительство. Этоеще и то, что мы создаем сами, лично, каждый день, если, конечно, умудряемся слезть с дивана. Совершая поступки, на первый взгляд никак не связанные с задачами переустройства мира, осуществляя свои, отнюдь не политические планы, мы порой запускаем социальные процессы, о глубине которых подчас даже не догадываемся.
Идеи и технические решения, основательно меняющие окружающую среду, создавая принципиально новые обстоятельства, - до сих пор слабо изученное явление. Влияние "эффекта бабочки" на геополитические и макроэкономические процессы - до сих пор удел фантастов. Хотя спецы по управлению, провозглашающие "Мысли глобально - действуй локально!", о чем-то смутно догадываются, но пока неуверенно, на уровне пожеланий "мыть руки перед едой" в доковидную эпоху. Но всё равно, при каждом удобном случае хватаются за человека, а не за среду. Наверно потому, что с ним живым, оправдывающимся скороговоркой, просто интересней.