Байден давно и с непревзойденным мастерством умеет радовать публику своим старческим маразмом. Например, пожмет руку несуществующему человеку, назовет журналиста «тупым сукиным сыном» или посоветуют слепому параолимпийцу смотреть в камеру. Мерзкие выходки первого лица государства должны наводить избирателей на невеселые мысли, но некоторые высказывания Байдена могут стоить американцам гораздо большего. В ходе визита в Японию 23 мая президент США в очередной раз подтвердил готовность Вашингтона защищать Тайвань (Китайскую Республику) силовым путем. И еще обмолвился о неких договоренностях с непризнанным островным государством. Все было туманно, но ничего революционного – американцы много лет поддерживают «суверенный» остров, настаивая на недопустимости «одностороннего изменения статус-кво». Но вот о военной поддержке Китайской Республики американский президент в последнее время стал заявлять подозрительно часто. Например, в прошлом октябре команде Байдена пришлось оправдываться за его слова о силовой поддержке островитян, в случае военного решения возврата Тайваня в КНР. При этом правовой статус мятежной китайской провинции удивительным образом пересекается с прежним положением ЛДНР в исчезающей Украине. В 1949 году во время гражданской войны Тайвань отказался признавать новую власть и заявил о независимости. Пекин понимал, что вооруженный захват острова будет стоить дорого во всех смыслах, и до настоящего времени исповедует политику «одного Китая». Это достаточно парадоксальные отношения, когда официальный Китай признает остров своей территорией, но никаким образом не может вмешиваться во внутренние и внешние дела Тайваня. Дальше еще более запутанно. Соединенные Штаты также открыто поддерживают территориальную целостность Китая, включая в неё и Тайвань. При этом признают, что единственное правительство Китая находится в Пекине. Логика подсказывает, что Вашингтон не имеет права совать свой нос в дела Тайваня, то есть в дела Китая, под чьей юрисдикцией находится мятежный остров. Примерно это прописано в американо-китайских коммюнике от 1972 и 1979 годов. Но тут появляются те самые детали, в которых обычно прячут дьявола. В этих же договорах американцы прописали заинтересованность в мирном разрешении тайваньского вопроса, то есть возвращение пол контроль Пекина де-факто. Эта формулировка пока только предупреждает китайцев на материке о недовольстве американцев силовым решением спорного вопроса. США оставляют за собой право поддерживать неофициальные культурные и экономические связи с Тайванем. Этим правом, надо сказать, американцы пользуются очень широко. Но, к примеру, американский президент не сможет прибыть с официальным визитом в Тайбей, непризнанную столицу Тайваня – за это Пекин объявит войну. По крайней мере, должен так сделать по всем понятиям. Бывшие высокопоставленные чиновники и военачальники нередко катаются в Китайскую Республику с неофициальными визитами. При этом, естественно, все переговоры де-факто проходят между Вашингтоном и Тайбеем, минуя мнение Пекина. КНР в ответ в очередной раз выражает озабоченность, но ничего сделать не может – договоренности 1972 и 1978 годов это не запрещают. Самое интересное, что американцы не имеют право открывать дипломатическое посольство на мятежном острове. Но они нашли выход и организовали там так называемый Американский институт – полный аналог дипконсульства, только под другой вывеской. Оказывается, когда очень хочется, но нельзя, то американцам можно. В 1982 году коммунистический Китай подписал с США еще одно коммюнике, по которому Вашингтон обещает не проводить долгосрочную политику поставок оружия Тайваню. Вдумайтесь, Соединенные Штаты договариваются со страной, что не будут долго поставлять оружие мятежной территории. Долго не будут, но не отказываются продавать островитянам «оборонные изделия и оборонные услуги в таком количестве, которое может быть необходимо для того, чтобы позволить Тайваню поддерживать достаточный потенциал самообороны». В мировой дипломатической тусовке эта ситуации получила корректное наименование стратегической двусмысленности.Позже американцы отдельно договариваются с Тайванем, декларируя знаменитые «Шесть гарантий», а именно: США не соглашались установить финальную дату для окончания продаж оружия Тайваню; США не соглашались обсуждать с КНР поставки оружия на Тайвань; США не будут выступать в роли посредника в отношениях острова и материка; США не соглашались пересматривать закон об отношениях с Тайванем; США не меняли свою позицию по вопросу суверенитета над Тайванем и США не будут оказывать давление на Тайвань с целью побудить его к переговорам с материковым Китаем. Видимо, сейчас господин Байден добавил еще один пункт – военный ответ на силовое возвращение Тайваня домой.
Стратегическая оговорка
Нарушение целостности страны
Отношения США к территориальной целостности Китая выглядит крайне лицемерно (если не сказать грубее), если через эту призму посмотреть на российскую спецоперацию. Донбасс решил остаться в стороне после свержения официальной власти в Киеве в 2014 году и объявить автономию от преступной хунты, захватившей страну силовым способом. В ответ американцы всячески поощряют военный вариант возврата украинским режимом своих восточных земель. Россия как гарант безопасности никого не устраивает, и Киев восемь лет терроризирует ЛДНР. Что произойдет, если хотя бы один китайский снаряд упадет на Тайвань? Вопрос риторический, но «гарант» мятежного острова незамедлительно ударит по материковому Китаю. В феврале текущего года Россия, наконец, решилась освободить население востока Украины от националистов, то есть осуществила то, о чем сейчас оговорился Байден. Совершенно зеркальная ситуация, только Киев, в отличие от Пекина, успел уже убить несколько тысяч жителей Донбасса. С небольшой оговоркой – в истории с Донбассом существовали Минские соглашения, которые вполне однозначно диктовали статус ЛДНР, и здесь не было никакой стратегической двусмысленности. Либо в Вашингтоне не понимают, что несет президент о Тайване, либо это очередной жест державы, мнение которой может быть единственно верным. Дипломатический корпус США поспешил уведомить Пекин, что никаких новых поворотов в политике нет, и не предвидится. Но в КНР отлично понимают, что если первое лицо государства, какое бы оно ни было маразматичное, несколько раз оговаривается на одну и ту же тему, то здесь просматривается системный сдвиг. Не обязательно проведение американцами подпольных переговоров с Тайбеем, но ужесточение внешней политики Белого дома видится вероятнее всего. А это чистой воды провокация. Когда государство по другую сторону океана вдруг решает выдать, пусть и устные, военные гарантии мятежной территории, можно объявлять войну. Конечно, предварительно попытавшись разъяснить ситуацию дипломатическим путем. Пока Пекин ограничился следующим:
«Китай выражает резкое недовольство и решительное несогласие с заявлением США. Тайвань – неотъемлемая часть территории КНР, тайваньский вопрос является сугубо внутренним делом Китая, и никакое внешнее вмешательство недопустимо».
Надо отдать должное восточной выдержанность Си Цзиньпина – 12 мая очередной чиновник из Госдепартамента посоветовал лидеру Китая «извлечь уроки из ситуации с Украиной и применить их к Тайваню». Аналитики в США выдумывают новые гипотезы о вторжении армии Китая на остров то в 2025 году, то в 2030. И под это подводятся обоснования статей оборонного бюджета США. Политика восточных стран, и Китай здесь не исключение, всегда отличалась продуманностью и сдержанностью. Однако постоянные провокации могут, наконец, достичь своей цели. И тогда Соединенным Штатам всерьез придется задуматься о своих устных гарантиях. Одной стране они уже обещали поддержку, но в итоге бросили как пушечное мясо.
«Переживания» западных экспертов связаны с тем, что «русским даже не нужно перемещать БРСД «Орешник» из Астраханской области, чтобы достать им до лю