Давно Банк России не был так жёсток, точнее – жесток. Ключевую ставку поднимали до этого уже шесть раз, но последнее повышение – сразу на процент, до 8,5 % годовых, способно превратить денежное обращение в полную бессмыслицу.Вообще-то сразу процент к ставке добавляли и раньше, например этим летом, но будет ли новое повышение действительно последним, покажет только время. Впрочем, глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже предупредила, что повышение ставок, причём не одно, ещё может понадобиться.
Продолжение пройденного
«Об окончании ужесточения политики в декабре говорить уж точно рано. Мы, как я уже сказала, допускаем возможность повышения ключевой ставки, может быть, не одного. Мы действительно в пресс-релизе написали повышение ключевой ставки в единственном числе, просто имея в виду, что вероятность нескольких повышений снизилась по сравнению с тем, как мы это видели в октябре.»
Однако обратите внимание – новая ставка, почти запретительная, поскольку с такими прибылями сегодня в стране работают единицы, касается только очень и очень незначительной прослойки «избранных». Речь – о банках из так называемой «», то есть уполномоченных, аккредитованных при ЦБ РФ. Не устанем повторять, что возлагать всю ответственность за цены и инфляцию только на Центробанк – в корне неверно. Ведь за исключением денежного предложения, ни на что иное он повлиять просто не в силах. Ни на тарифы, ни на цены нефти, газа и бензина, ни на предложение товаров и услуг.Но мы имеем то, что имеем, тщетно пытаясь решить все проблемы сугубо монетарными методами. Долгое время получалось неплохо, хотя на самом деле это была только видимость стабилизации. Даже минимальные банковские ставки напрямую касались опять же только избранных.
Кредит пока не виден
Совсем недавно за великое благо приходилось считать то, что заметно подешевел ипотечный кредит. При этом в кабалу потребительского кредитования успело попасть чуть ли не больше половины населения страны. Но и это только потому, что граждане попросту не имели иной возможности решить хоть какие-то житейские проблемы Сейчас же, помимо страстей вокруг «дельты» и «омикрона», публика напугана и ростом стоимости кредитов, в том числе и старых – доковидных. Ставки при этом продолжают расти, и увы, вместе с ценами. А главный кредитор страны – Банк России фактически даёт отмашку на их дальнейший рост. Понятно, что пресловутые вклады в банках, которые, как роскошь, может позволить себе абсолютное меньшинство, если и вырастут – то уж точно последними. Раньше нам говорили, что денег нет. Мы держались. Теперь дают понять, что денег слишком много, и нас снова призывают держаться. Однако как держаться под мощным кредитным прессом, не объясняют. Да, сегодня денег меньше не становится. И даже кажется, у всех – вообще-то и на том спасибо, хотя держатся становится всё труднее. Однако из-за ковида под эти деньги резко сократилось предложение. И услуг, и товаров, особенно длительного спроса, хотя автомобили покупать народ не перестал и сейчас – в автосалонах и больших компаниях, особенно ориентированных на коммерческий транспорт, даже о дефиците заговорили. И не только из-за нехватки пресловутых чипов.Исключение составляет только сфера товаров первой необходимости – на них-то спрос никак не падает. Чему же удивляться, что вслед за спросом растут и цены. И будут расти и дальше при нынешней денежно-кредитной политике.
Это не жёсткость, это слабость
А тут ещё со всех экранов и из всех гаджетов – про дорожающий газ. И понятно, что мало кто верит в то, что нам это в конце концов не аукнется. И многие уже опасаются очередной девальвации рубля. И есть эксперты, готовые посчитать это за наименьшее из зол. В Банке России не скрывали расчётов на то, что 2021 год станет годом «замороженной» ставки. Но темпы роста цен на фоне вторых, третьих и каких там ещё волн коронавируса, уже в январе зашкалили за 5 %. А весенняя попытка остудить рынок повышением ставок дала эффект с точностью до наоборот.В Совете директоров регулятора почему-то снова решили: мало! Хотя не переставали делать ссылки на внешние факторы, такие как цены и пресловутая волатильность на мировых биржах, сбои в цепочках – и производственных, и логистических.Про то, что рубль из-за ковида был искусственно ослаблен, почему-то напрочь забыли. Именно поэтому нынешние «ожидания девальвации» национальной валюты, которые, похоже, вот-вот станут официальной позицией ЦБ РФ, нельзя назвать иначе, как верх цинизма. Ведь от девальвации в первую очередь пострадают не те, кому остро нужно поменять рубли на евро и доллары, а просто – бедные. Это – аксиома, которую за три десятка лет после советской власти усвоил каждый. Регулятор ещё трижды провёл подорожание кредитных средств, хотя и без того через ЦБ РФ на официальных условиях не кредитовался уже почти никто. Новую серию повышений ставок эксперты тут же охарактеризовали как объявление войны: Центробанк против всех.
На тропе войны
В этой серии самым безжалостным было августовское повышение на 1 процент в тот самый момент, когда цены-то стабилизировались. Инфляция была на уровне около 6,5 %, но ЦБ опять показалось «мало», и там опять решили закрепить «позитивные тенденции». И опять не помогло, и опять у ЦБ во всём виноваты внешние факторы. Спорить не будем, есть и ещё многое, неподвластное регулятору, но ведь именно оттуда прозвучало решительное:
«повышение зарплат сотрудникам является проинфляционным.»
Так вот, оказывается, кто, помимо внешних сил, во всём виноват – не только мы с вами, что требуем повышения зарплат, но и щедрые работодатели. И это вполне стыкуется с традиционными для Банка России и его руководителя сетованиями на
«дефицит на рынке труда, а также отход россиян от сберегательной модели поведения и активное оформление гражданами кредитов.»
Остаётся только верить тем аналитикам, которые убеждены, что Банк России в следующем году возьмёт инфляцию под контроль. С повышением ставки или без него – уже не так важно. Попробуем поверить и в немыслимое, озвученное одним из профессиональных экспертов, что
«ключевая ставка выше инфляции сделает кредит в экономике дороже, поможет охладить потребительский и инвестиционный спрос, а также замедлить рост цен. В результате декабрьское повышение ключевой ставки будет последним в этом цикле.»