Вместо объявленного вывода американских войск в сентябре, они начали панически бежать уже в начале июля, не предупредив даже свою марионеточную афганскую власть и ее войска. Будущее афганской армии США никак не интересовало, и она была брошена на растерзание. Бегство американцев было настолько позорным, что наступающим талибам оставалось в рабочем состоянии оружие, техника и склады с имуществом. Талибы стремительно овладели значительными территориями в сельских районах и развернули наступление на крупные города. Деморализованная афганская армия практически без сопротивления отступает, целыми подразделениями переходит на сторону талибов и бежит в приграничный Таджикистан.
Талибы быстро вышли на северную афганскую границу с Таджикистаном, Узбекистаном, Киргизией, Туркменией и Ираном и захватили ключевые пограничные переходы, несколько тысяч афганских военных, прижатых к таджикской границе, перешли на территорию Таджикистана. США запросили среднеазиатские страны принять афганских военнослужащих. Правительство Таджикистана, опасаясь вторжения талибов, объявило о мобилизации 20 тысяч резервистов и запросило у ОКБД помощи для защиты южных рубежей.
В связи со стремительным успехом Талибана все соседи Афганистана опасаются исламского радикализма от талибов, способного быстро перекинуться на соседние страны с мусульманским населением, что в свою очередь порождает геополитические угрозы для Москвы и Пекина.
Обострение обстановки в Средней Азии не могло оставить в стороне и Москву, был сделан ряд заявлений Лаврова о необходимости примирения в Афганистане и соблюдения Соединенными Штатами взятых на себя обязательств.
В информационной среде начали раскручиваться слухи об угрозе оккупации ИГИЛ стран Средней Азии и даже возможного выхода исламистских боевиков к стенам Самары.
Естественно, встают вопросы, где здесь правда и где вымысел? Насколько сильны талибы и ИГИЛ? И кто за ними стоит?
Кто такие талибы
Исламистское движение Талибан было создано под патронатом пакистанских военных и спецслужб в 1995 году для борьбы с просоветским афганским правительством Наджибуллы. Талибам также противостоял Северный альянс на севере Афганистана, представленный в основном этническими таджиками и узбеками. В 1996 году Талибан разгромил афганскую армию и Северный альянс, захватив Кабул и основав Исламский Эмират Афганистан, введя там шариатские законы. Власть талибов отличалась нетерпимостью к другим религиям, разрушением их святынь и предоставлением убежища представителям ИГИЛ, в связи с чем Совбезом ООН и Россией Талибан был признан в 2003 году террористической организацией.
Талибы осознанно и целенаправленно проводят политику, согласно которой общество должно жить так, как и во времена появления ислама. Они считают, что весь прогресс, наука, образование и светские отношения – это все против Бога и подлежит демонтажу. Люди должны жить в селах и заниматься сельским хозяйством, то есть, образно говоря, Афганистан должен вернуться в Средневековье. При этом идеи, продвигаемые талибами, опираются на большинство афганского общества, состоящего в основном из крестьян. Именно поэтому, несмотря на давление извне и войну, поддержка Талибана постоянно растет, поскольку идеология талибов отвечает внутренним убеждениям населения. Такую же поддержку они имеют и у родственного крестьянского населения Таджикистана и Узбекистана.
Не надо считать, что у политического руководства – безграмотные фанатики и экстремисты, это далеко не так. Движение возглавляют очень образованные люди, закончившие исламские университеты, четко артикулирующие его цели и предлагающие эффективные пути их достижения.
США провели в Афганистане в 2001 году контртеррористическую операцию и при поддержке Северного альянса свергли режим талибов, которые перебрались на территорию Пакистана, создали там в 2006 году Исламский Эмират Вазиристан и вели вооруженную борьбу с американцами и их ставленниками в Кабуле.
США так и не удалось разгромить Талибан, поскольку он пользовался поддержкой значительной части населения страны и контролировал обширные территории. В итоге американцы проиграли эту войну, и в феврале 2020 года США и Талибан подписали мирное соглашение, по которому войска НАТО выводятся из Афганистана и между Талибаном и властью в Кабуле должен начаться переговоры о мирном урегулировании.
Американские войска должны были бы быть выведены в сентябре, но неожиданно они начали спешно покидать страну в начале июля, что вызвало удивление и в Москве. Лавров заявил, что Москва выступает за выполнение США ранее достигнутых договоренностей по нормализации обстановки в Афганистане, начале политического процесса с переходным периодом и только потом – определение окончательного устройства Афганистана.
Американцы на это никак не реагировали, талибы наступали и вскоре заявили о захвате 85 % территории страны, но при этом пока что ни один из крупных городов талибами не был взят. Они вошли в Кандагар, завязали бои за Герат, Мазари-Шариф, Джелалабад, но полностью взять их не смогли.
Неожиданно в Москву для переговоров прибыла делегация Талибана, что очень многих удивило.
Переговоры талибов в Москве
Приехавшие в Москву талибы представляют политическое крыло движения, которое уже несколько лет базируется в Катаре. Это же крыло вело переговоры и с США о выводе американских войск и установлении перемирия.
По словам талибов, основной целью визита в Москву является обсуждение ситуации на севере Афганистана. Этот визит является дипломатической попыткой талибов добиться нейтралитета соседей при внутриафганских разборках с кабульским правительством. В Москве талибы провели встречу с представителем президента России по Афганистану и Лавровым, заявив, что не планируют никакой экспансии. По результатам встреч они дали пресс-конференцию, на которой изложили свои цели.
Основной целью талибы считают освобождение страны и нации, построение политической системы, основанной на национальных ценностях и интересах страны, создание путем диалога независимого и свободного исламского государственного устройства, которое могло бы удерживать страну и защищать ее территорию. Талибы заявили о приверженности политическому решению, что не ставят целью господство над всеми регионами и провинциями Афганистана и не собираются военным путем захватывать афганские уездные центры, а также что не будут преследовать афганских переводчиков, работавших на США.
Представители Талибана заверили, что не собираются нападать на соседей и территория Афганистана не будет использована против стран-соседей или дружеских стран. Они гарантировали безопасность дипломатических и консульских миссий иностранных государств, а также заявили, что на территории Афганистана не допустят присутствия ИГИЛ.
По правам человека талибы подтвердили заинтересованность в достижении устойчивого мира в стране путем переговоров с учетом интересов всех этнических групп населения, а также готовность соблюдать права человека, в том числе женщин на образование и работу «в рамках исламских норм и афганских традиций», не противоречащих исламу.
На пресс-конференции талибы также заявили, что будут бороться с контрабандой наркотиков из Афганистана, гарантируют безопасную транспортировку грузов на подконтрольных территориях и готовы сесть за стол переговоров с США и начать отношения с чистого листа, так как те признали, что Талибан не является террористической организацией, и выводят войска.
Параллельно представители Талибана дали интервью китайским СМИ, в котором заявили о стремлении развивать с Пекином добрососедские отношения, не поднимать вопрос уйгуров-мусульман в Китае и просили китайских инвестиций для построения мирного Афганистана. Не следует забывать, что ключевую роль в поддержке Талибана играет и сблизившийся с Китаем Пакистан, прилагающий максимум усилий для успехов талибов.
Также стоит отметить, что талибы исповедуют традиционный ислам и не приемлют ваххабизм, навязываемый ИГИЛ. Цели этих исламских движений принципиально отличаются, талибы борются за традиционный национальный ислам на территории Афганистана, а игиловцы интернациональны и отстаивают идеи всемирного исламского халифата, ставящего целью захвата всего мира.
Сейчас в Афганистане два радикальных исламских движения, других сил там нет. От того, кто победит в Афганистане, и будет зависеть обстановка в этом неспокойном центральноазиатском регионе. Талибы ищут возможности мирного сосуществования со своими соседями, а ИГИЛ готов всех завоевывать и силой оружия навязывать свои идеи.
Талибан может осуществить попытку влияния на родственных таджиков и узбеков в Таджикистане и Узбекистане, но ассимилирование других народов противоречит их идейным установкам. В этой связи с Талибаном можно и нужно вести переговоры о будущем Афганистана и его взаимоотношениях с соседями, искать пути обеспечения безопасности южных рубежей России. В этом же и интерес Китая, ищущего в противостоянии с Соединенными Штатами союзника по обеспечению безопасности своих северных границ.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!