Затем индийские военные опубликовали аэрофотоснимки, на которых запечатлены китайские солдаты, демонтирующие укрепления в районе Пангонг-Цо. По заверению индийской стороны, Китай вывел 200 танков и другую бронетехнику из этого района.
Количество танков и бронетехники, сконцентрированной в окрестностях озера Пангонг-Цо, свидетельствует о том, что обе страны очень серьезно отнеслись к конфликту на границе. В следующий раз, если Пекину и Нью-Дели не удастся договориться, конфликт может быть куда более серьёзным и кровопролитным.
Гималайские горы нельзя назвать удачным местом для развертывания бронетехники. Во-первых, ландшафт, который, как говорится, без комментариев. Во-вторых, сам горный воздух, постоянные заморозки. Эксплуатация большого количества бронированной техники в таких условиях неизбежно влечет за собой ее поломки, выход из строя, значит и дополнительные расходы на обслуживание и ремонт. В особенно сложной ситуации оказалась Индия, большая часть танкового парка которой не приспособлена к подобным условиям.
Бригадный генерал индийской армии в отставке Рахул Бхонсле, который сейчас возглавляет консалтинговую компанию Security Risks Asia, говорил как то о том, что танки и бронемашины необходимо прогревать по 30 минут через каждые три часа, чтобы они не замерзли.
Автор Business Insider Бенджамин Бримелоу считает, что именно эта проблема, связанная с рисками для техники, и стала в конечном счете важнейшей причиной отвода Индией и Китаем своих бронетанковых сил из спорного района. С ним сложно не согласиться, так как в политическом плане Пекин и Нью-Дели от своих претензий на спорные территории не отказываются, никто никому уступать не хочет. Это означает только одно: риск конфликта сохраняется.
Китай и Индия – две мощные державы, и если им не удастся договориться между собой о спорных территориях, то вероятность нового вооруженного столкновения все равно будет висеть в воздухе. Конфликт может разгореться с новой силой, и как тут не вспомнить пограничную войну 1962 года, по итогам которой Китай установил контроль над районом Аксай-Чин. Тогда индийская армия потеряла 8000 человек убитыми, китайские войска – лишь 722 человека.
Такие внушительные потери объяснялись просто: из-за сложных ландшафтных и климатических условий стороны мало использовали военную технику и воевали «по старинке», то есть в бой шла одна пехота. Сделав выводы из войны за Аксай-Чин, и Индия, и Китай стали наращивать свою танковую мощь.
В настоящее время основу танкового парка Индии составляют основные боевые танки Т-72, Т-90 «Бхишма» и «Арджун». Наиболее пригодны к использованию в холодном климате Гималайских гор танки, созданные в России или по российским проектам – Т-72 и Т-90.
Китай использует основные боевые танки Type 96, Type 99 и легкий танк Type 15. Именно Type 15 является наиболее перспективным для ведения боевых действий в Гималаях: его вес составляет всего 35 тонн, тогда как индийские танки Т-72, Т-90 и «Арджун» весят 41, 46 и 68 тонн соответственно.
Меньшая масса делают Type 15 куда более пригодным для маневрирования в горной местности, чем тяжелые индийские танки. У Индии своих легких танков нет, и это обстоятельство значительно снижает ее шансы в противостоянии бронетанковых сил в Гималаях.
Данные, представленные индийскими военными, свидетельствуют, что на индийской стороне сконцентрированы танки Т-72 и боевые машины БМП-2. Китайские силы более разнообразны: видны и более старые танки Type 80, и современные модели, и не менее 12 китайских БМП ZBD-04, и, вероятно, ЗРК HQ-17 на гусеничной платформе, и самоходные зенитные артиллерийские установки Тип 09.
Концентрация такого количества техники свидетельствует лишь об одном: если бои в Гималаях разгорятся с новой силой, то они будут куда более смертоносными, чем в 1962 году.
На видео - танки в Ладакхе:
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!