Экипаж первого серийного танка состоял из 8 человек, среди которых был командир, водитель с двумя помощниками, а также, в зависимости от вооружения, два наводчика и два заряжающих либо 4 пулеметчика. Иногда девятым был стрелок, который оборонял тыл машины. Систем связи существовало несколько. Для отправки информации на дальние расстояния использовали почтовых голубей. Впрочем, птицы нередко погибали из-за выхлопных и пороховых газов внутри танка. Для связи на ближних дистанциях командиры пользовались сигнальным флагом или набором сигнальных ракет. Среди неуставных методов была рука, вытянутая из люка, или лопата. Ни один из способов не отличался надежностью, поэтому лучшим решением считалась отправка посыльного. Внутри боевой машины переговорных устройств не было вовсе. Члены экипажа общались с помощью крика и жестов.За передвижение Mark I отвечали 4 человека. Помимо усилий водителя и двух его помощников требовалось, чтобы командир отвечал за тормоза гусениц. Работа наводчика также была далека от комфорта. Он стрелял, стоя на коленях, а орудие наводил с помощью плечевого упора. Чтобы наблюдать за полем боя танкисты использовали смотровые щели, однако, если в броню попадала пуля, в бойцов летели брызги расплавленного свинца. На более поздних «Марках» щели пытались закрыть стеклом, но оно не выдерживало и наносило увечья экипажу. Для собственной защиты танкисты носили очки со стальными пластинами с прорезями и сеткой, а также плотные кожаные маски, усиленные металлом и кольчужным полотном.Первые танки создавались под конкретные задачи, и о комфорте экипажа тогда практически не думали. Двигатель находился прямо в боевом отделении. В считанные минуты после запуска он поднимал температуру до 40 градусов Цельсия и наполнял воздух выхлопными газами. Во время стрельбы к ним примешивались пороховые газы от стреляных гильз. Отравления танкистов таким «коктейлем» были обычным делом. Начиналось все с головной боли, а заканчивалось бредом, обмороками и даже летальным исходом. Иногда чтобы отдышаться, члены экипажа выскакивали из машин прямо во время боя.Если британская техника была вдохновлена кораблями, то первая немецкая боевая машина A7V больше напоминала крепостной форт. Она же стала танком с самым большим экипажем в истории — 18 человек, среди которых командир, водитель, заряжающий, наводчик, два механика и двенадцать пулеметчиков. A7V был удобнее британских «ромбов». У пулеметчиков были сиденья, у наводчика — кожаное кресло, а командир руководил орудийным расчетом с помощью специального механизма. В теории водитель мог управлять машиной самостоятельно, но проблемой становился обзор, позволявший видеть местность дальше 9 метров от танка. Все, что ближе, попадало в слепую зону, поэтому на практике движение корректировали механики.Помимо основного вооружения в распоряжении экипажа был пулемет MG 08/15, десять карабинов Mauser, пистолеты и 20 ручных гранат. Какое-то время конструкторов думали над огнеметом, но ни один танк не был им укомплектован. К слову, проблемы у немецкой техники были схожи с британской. Внутри A7V было так же жарко и шумно, однако трясло его поменьше.Способ устранить основные танковые недостатки того времени нашли французы, создавшие маленький, но прогрессивный Renault FT-17. Двигатель в нём был изолирован от экипажа, не нагревал машину и не так сильно шумел. Новая компоновка обеспечила лучший обзор водителю, а вращающаяся башня дала возможность командиру эффективно наблюдать за полем боя и вести круговой обстрел. Кроме того, «Рено» не так сильно трясло, а еще он был дешевым. Renault FT-17 стал законодателем моды в танкостроении. По его образу и подобию строились новые танки по всему миру. Как следствие, техника 20–30-х годов унаследовала схожие проблемы, среди которых малочисленный и перегруженный обязанностями экипаж. Внутри «Рено» было всего 2 человека. Водитель управлял танком, а вот командир отдувался за троих. Помимо своих обязанностей он был и заряжающим, и наводчиком. Подобное неравномерное распределение труда членов экипажа было характерно для всех танков, выпущенных между двумя мировыми войнами.К финалу Первой мировой войны в танках появилось множество новаций, которые сделали жизнь экипажа проще. К примеру, в Mark V смотровые щели впервые закрыли триплексами, а в Mark VIII поставили внутреннюю систему связи — сначала переговорную трубу, а затем внутренний телефон. Функции членов экипажа все больше приближались к привычным. Так, водители постепенно начинали заниматься обслуживанием техники и становились мехводами. Позже появились компактные радиостанции. Они решали проблему внешней связи танков, а один из членов экипажа брал на себя функцию радиста.
Конец широкой специализации экипажей положили немцы, выпустив Pz.Kpfw. III. Экипаж этого танка состоял из 5 человек — мехвода, стрелка-радиста, наводчика, заряжающего и командира. Через несколько лет в СССР приняли на вооружение Т-34. Его экипаж — 4 человека: механик-водитель, заряжающий, стрелок-радист и командир. Впрочем, во время Второй мировой войны позиция стрелка-радиста оказалась лишним звеном и исчезла. Командиры самостоятельно пользовались радиостанциями. За счет этого скорость реакции на приказы повысилась, а количество человек в боевой машине снизилось.Сейчас в большинстве танков экипаж состоит из 4 человек. Исключение — ОБТ советской школы и некоторые французские машины. В 1967 году на вооружение приняли Т-64. Его экипаж — командир, наводчик и мехвод. Сократить численность танкистов позволил автомат заряжания. Первыми же отказались от заряжающего французы на своем AMX 13. Танк выпускал по 10–12 снарядов в минуту, но для перезарядки ему требовалось выйти из боя. Полноценный автомат заряжания появился лишь в 80-х годах на AMX-56 Leclerc. Впрочем, все плюсы автоматических систем не позволили им стать общепринятым решением в танкостроении. В американских M1 Abrams, немецких Leopard и британских Challenger по-прежнему трудятся заряжающие.
Перспективы экипажей сейчас напрямую зависят от развития техники. Уже существуют проекты с двумя членами экипажа в современном танке, однако их системы управления и цена оставляют желать лучшего. Возможно, на подходе новые разработки. Больше подробностей об эволюции танковых экипажей смотрите в видео.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!