Главная » 2021 » Октябрь » 3
04:04

Танковый мост Королевских инженеров во Второй мировой войне

Танковый мост Королевских инженеров во Второй мировой войне

Неудачный рейд английских и канадских войск на Дьепп в 1942 году подтвердил, что инженерные мероприятия по сносу и преодолению препятствий потребуются для любого крупномасштабного вторжения в континентальную Европу. Но они должны будут осуществляться «под броней». Поэтому военные инженеры начали работу над новыми инженерными машинами с еще большим энтузиазмом.К лету 1944 года результатом этой работы стало появление на свет трех основных штурмовых мостов и машины под названием ARK, которые потом использовались при высадке в Нормандии. Здесь основной задачей мостов была организация переходов через такие препятствия, как неширокие реки, заболоченные участки местности, рвы, каналы, бетонные стенки (эскарпы) и т.п.А теперь непосредственно о мостах.

Ножничный мост 30 футов

Мост № 1 был прямым потомком более раннего Scissor Assault Bridge и предназначался для перевозки более тяжелых грузов (до 20 т) через препятствия шириной 30 футов (9 м).Ранние прототипы использовали Cruiser Tank Mark II (A10), но вскоре его заменили новым Cruiser Tank Mark V или Covenanter.

Ножничный мост 30 футов, № 1 на танке Covenanter у препятствия

Последующие испытания показали, что мост был способен нести грузы класса 30 (до 25 т), но Covenanter имел неудачную конструкцию, и поэтому был заменен более успешными Infantry Tank Mark III или Valentine.Валентайн» с мостом № 1 использовался в Италии, Северо-Западной Европе и Бирме.Есть информация, что несколько таких мостов были отправлены в СССР по ленд-лизу. Однако конкретных данных об этом нет, хотя один экземпляр «Валентайна» с ножничным мостом находится в музее в Кубинке.

Ножничный мост 30 футов укладывается на препятствие
Мост-ножницы на танке Valentine. Испытательный полигон ББМ в Чобхэме, графство Суррей, 28 сентября 1943 года

Пехотный танк Mark IV, более известный как танк «Черчилль», представлял проблему для моста № 1. Он был слишком тяжелым – 40 тонн. Поэтому в 1942 году был спроектирован новый мост. Мост № 2 все еще должен был перекрывать промежуток в 30 футов, но вместо класса 30 он был способен пропускать гусеничный транспорт класса 60 (до 55 т) и колесный транспорт класса 40 (до 42 т).

Танковый мост 30 футов

«Черчилль» с мостом № 2

Грузоподъемность моста № 1 из-за особенности его конструкции не могла быть улучшена, поэтому требовался совершенно новый подход. И решение было найдено: два арочных стальных пути были соединены множеством поперечных распорок и запускались с помощью гидравлического механизма, который удерживал мост в горизонтальном положении на протяжении всего процесса спуска и подъема.

Мост был установлен на модифицированном танке «Черчилль» и управлялся водителем, другим членом экипажа был командир, весь процесс постановки моста на препятствие занимал менее 2 минут.Мостоукладчики на базе танка «Черчилль» несли службу в Италии и Северо-Западной Европе.

Мостоукладчик «Черчилль» с мостом № 2 во время демонстрации в районе Меццано, 30 марта 1945 года
Мост, возводимый «Черчиллем» через реку в Мергестеле, 26 октября 1944 года

Последний из тройки танковых мостоукладчиков получил название Tank Bridge Small Box Girder (танковый мост с балкой малого короба) или SBG Assault Bridge. Разработанный специально для дня «Д» и 79-й бронетанковой дивизии, он был предназначен, чтобы выдерживать нагрузку класса 40 (до 36,6 т) на 30-футовом (9 м) пролете, а точнее на 12-футовой морской стене.Сам мост состоял из 4 секций, соединенных вместе поперечными балками, чтобы образовать переход с двумя колеями.В серийном производстве мост получил название Churchill Armoured Vehicle Royal Engineers (бронированная машина Королевских инженеров) или «Черчилль» AVRE.К моторной палубе крепились трос и лебедка, а к передней части танка – А-образная рама. Мост был подвешен к передней части танка под углом около 60 градусов. При этом вес моста, свисающего с носовой части, сжимал тележки передней подвески и поднимал задние тележки с земли. Таким образом, управлять машиной при поворотах было непросто. На препятствие мост опускался с помощью лебедки.Были попытки перенести мост и другими способами. К ним относились складывание моста пополам (как ножничный мост) и буксировка моста за танком с добавлением колес к нижней части моста.Машина не пользовались большой популярностью у капитанов и рулевых десантных кораблей, так как мосты «ловили» ветер. Наличие их в передней части десантных кораблей затрудняло управление судном, поэтому мосты часто загружали как можно дальше на палубу.

Танковый мост с балкой малого короба

«Черчилль» AVRE с балочным мостом малого коробчатого типа

В отличие от мостов № 1 и № 2, третий мост несла стандартная бронированная машина (обычный танк), а не специализированная мостовая машина. Таким образом, транспортное средство можно было использовать в других ролях после того, как мост был отсоединен. Следует также отметить, что иногда мосты перевозились на небольшой тележке-прицепе, буксируемой за танком, и крепились к передней части танка непосредственно перед использованием.Последовательность действий моста на морской стене показана ниже, включая использование фашины для смягчения падения.

Ниже на фото (в красном круге) показан момент практического использования моста «Черчилль» AVRE для преодоления вертикального препятствия.Относительно операции по высадке в Нормандии хотелось бы отметить следующее. За месяц до дня «Д» союзниками было проведено шесть учений под общим названием «Упражнения Фабиуса». Последними из шести учений в мае 1944 года стали учения под названием «Сила J». Эта заключительная полномасштабная генеральная репетиция высадки в Нормандии была настолько обширной, что накануне ночью солдаты решили, что они реально направляются к французскому побережью.Вот как описывает это событие Уильям Брукс, генеральный секретарь краеведческой группы Ист-Уиттеринг:

Штурмовая машина «Черчилль» AVRE в действии. Из фото видно, что танк не попал на фашину и приземлился неудачно

«Холодная морось и тусклый серый свет приветствовали тусклые силуэты линкоров, крейсеров, транспортов и ракетных кораблей, плывущих по направлению к берегу. Перегруженные люди начали карабкаться по сетям в свои качающиеся штурмовые катера внизу. Периферией их зрения был детализирован залив вторжения, ярко освещенный осветительными ракетами и вспышками всех оттенков и охваченный по бокам плотными клубами дыма.

Они погрузились в воды по грудь, преодолевая при этом лабиринт из прибрежных стальных и деревянных препятствий. По пятам за наступающим взводом танков солдаты полка Северного берега (Нью-Брансуик) устремились к своей первой цели: построению местного фермерского дома. С внезапной силой входная дверь в собственность распахнулась, и за ней, к недоумению захватчиков, появился мистер Рэй Балчин, владелец фермы Кулиморес. Наблюдая, как его любимые изгороди разрываются на куски механизированным натиском чудных машин, г-н Балчин решил, что больше не может стоять в стороне. Поток ненормативной лексики обрушился на ошарашенных солдат, как пресловутый пулеметный огонь. После нескольких секунд молчаливого изумления один пехотинец ответил: «Сэр… Вы англичанин!».

Да, на самом деле это были не пляжи Нормандии. Это был Брэклшем в Западном Сассексе».

Необходимость в новых танковых мостоукладчиках, как указывалось выше, более четко была определена после неудачного морского десанта в Дьеппе. Данная техника должна была помогать обеспечивать наступление танкам и другим бронемашинам на сложных участках местности. Вскоре был разработан целый ряд новых инженерных бронемашин, в том числе несколько вариантов танка-моста Churchill ARK (Armoured Ramp Carrier – «Бронированный носитель трапа»).ARK использовался для преодоления небольших препятствий и представлял собой танк со снятой башней и аппарелями, установленными на верхней части надстройки и на обоих концах корпуса.Транспортное средство загоняли в препятствие, разворачивали пандусы, а другой транспорт просто проезжал через него. ARK Mark I использовался в день высадки в основном для преодоления морских стен и защиты. Он имел деревянную дорожку (настил) шириной 2 фута с короткими аппарелями. Раскрыв аппарели, машина создавала колейный мост длиной до 10 м и шириной 3,3 м. В феврале 1944 года началось серийное производство мостоукладчиков. Всего было изготовлено около 50 мостов.

Тренировки по использованию моста «Черчилль» AVRE перед высадкой на нормандский берег

Бронетранспортер ARK

ARK Mk I помогает танку «Шерман» подняться на преграду. Испытания, 13 февраля 1944 г.

После июльских боев 1944 года во Франции модель Mk I претерпела существенную модернизацию. Новый вариант машины получил обозначение ARK Mk II.ARK Mk II отличался иной конструкцией секций. В первую очередь была увеличена длина крайних аппарелей, а также изменена вдвое ширина левых аппарелей моста (см. фото ниже), благодаря чему появилась возможность проезда по мосту не только танков, но и автомобилей с меньшей колеей. Новая машина позволяла организовывать переправу длиной 12–15 м против 10 м на Mk I.В транспортном положении аппарели были подняты вверх и крепились под углом к специальным мачтам тросами. Для перевода моста в боевое положение крепежные замки на тросах открывались, и аппарели падали на грунт под собственным весом. После выполнения боевой задачи мостоукладчику требовалась помощь другой машины, способной поднять аппарели в транспортное положение.

Танк-мост «Черчилль» Ark Mk II

В том же 1944 году на базе «Черчилля» был разработан вариант моста под названием Great Eastern Tank Ramp – «Великий восточный танковый пандус». Он был оснащен двумя аппарелями: одна – длиной 8,2 м, другая – 7,6 м. Это должно было способствовать преодолению более высоких препятствий, чем могли форсировать обычные ARK. В 1945 году было построено 10 машин, но на войну они уже не попали.

Мост Great Eastern Tank Ramp во время испытаний

В апреле 1945 года штурмовой мост ARK был развернут на танке «Шерман» и получил название Sherman Twaby ARK. Это был последний из вариантов штурмового моста, разработанного во время войны. На крыше корпуса были установлены две колейные секции, а спереди и сзади – откидные аппарели. Мост перекрывал препятствие до 15 м шириной или до 4,5 м высотой. В походном положении аппарели удерживались с помощью центральных стоек по типу Churchill Ark Mk II. При этом задние аппарели укладывались горизонтально над центральными колейными секциями, а передние – устанавливались под углом.Как и предыдущий вариант, эти мосты на войну тоже опоздали.

Как завершение – небольшое видео про специальные машины, разработанные ко дню высадки в Нормандии.

Мостовой автомобиль Sherman Twaby Ark с пандусами в походном положении, 4 апреля 1945 г.
Мостоукладчик Sherman Twaby ARK в рабочем раскрытии


Источник

Просмотров: 384 | Добавил: Dmitrij | Танковый мост Королевских инженеров во Второй мировой войне | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 3
avatar

1
1
Полезные машины для инженерных войск. У нас подобных не было, не хватало ресурсов и сил.
avatar

1
2
МТ-55А наш мостовой танк (Был) . 18 м.
avatar

avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:37:39



work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх