А было так, что люди пользовались огнем на войне еще с незапамятных времен. Пускали зажигательные стрелы, к воротам замков и крепостей подводили возы с горящими дровами, облитыми маслом, устраивали подкопы, также набитые дровами с положенными на них свиными окороками, наконец, византийцы использовали знаменитый «греческий огонь», пылающие струи которого они выпускали со своих кораблей и поджигали корабли противника. Потом, однако, это огнеметное оружие забылось, а сами огнеметы не использовались вплоть до Первой мировой войны.Тогда ранцевые огнеметы начали применять непосредственно на поле боя в окопах, и появились проекты оснащения огнеметами первых танков. Так, в частности, именно огнеметами планировали вооружить свой «паровой танк» американцы.
СССР
Однако в промежутке между мировыми войнами огнеметное вооружение на танках почему-то получило распространение главным образом в СССР. Больше того, именно Советский Союз разработал в два раза больше различных образцов огнеметных танков (если, конечно, учитывать все их модификации), чем все остальные страны мира вместе взятые.
В 1932 году в нашей стране было принято постановление «О придании мехбригаде химических и других средств для борьбы с закрепившейся пехотой противника», после чего проектированием «химических танков» (так они назывались потому, что были приписаны химическим войскам) наши конструкторы занялись вплотную. В качестве основы для первого советского химического танка выбрали танк Т-26, который в 1931 году был только что поставлен на массовое производство. Задание сделать боевую химическую машину (БХМ-3/ХТ-26) на его основе поручили Военно-химическому управлению (ВОХИМУ) РККА, а ВОХИМ поручил ее КБ-2 завода № 174 в Ленинграде (разработка танковых агрегатов) и КБ завода «Компрессор», в задачу которого входило конструирование вооружения (то есть химического оборудования). Причем БХМ-3, кроме огнемета, оснащалась еще и приборами дымового пуска, и распылителями отравляющих веществ, в связи с чем, опять-таки, эти танки назывались не огнеметными, а «химическими».
Уже вскоре на вооружение РККА поступили ХТ-27 (на базе танкетки Т-27), «химический танк» ХТ-26 и ряд других машин, а в Италии – огнеметный танк CV3 L.F. на базе танкетки CV3/33. Причем до того, как началась Вторая мировая война советская промышленность сумела произвести более 1300 огнеметных танков разных типов. Однако Италия первой применила свои танкетки в ходе Второй итало-эфиопской войны 1935–1936 годов, после чего CV3 L.F также использовались итальянским экспедиционным корпусом во время Гражданской войны в Испании в 1936–1938 годах. Ну а советские танки, вооруженные огнеметами, были впервые проверены в боях у озера Хасан в 1938 году и у реки Халхин-Гол в 1939 году.
Практика показала, что эта техника нуждается в совершенствовании. Дело в том, что применявшиеся на танках огнеметы имели дальность стрельбы от 30 до 50 метров, что было явно недостаточно. Пушки наши танки на базе Т-26 не имели, так что вооружением их было явно слабым: всего лишь пулемет и огнемет с ограниченной дальностью стрельбы. Броня была тонкой, вследствие чего танкам нужно было подходить к позициям противника чуть ли не вплотную, поэтому их можно было достаточно легко поразить, отчего и потери в этих танках в боях были довольно значительны. Сами огнеметы, действовавшие силой сжатого воздуха, были тоже недостаточно эффективны.
В 1939 году началась работа над созданием огнеметного танка на базе машины А-32, ставшей прообразом танка Т-34. Производство его огнеметного варианта ОТ-34 было начато в 1942 году и продолжалось до конца войны. Этот огнеметаний танк с огнеметом на месте лобового пулемета и сохраненным пушечным вооружением стал наиболее массовым огнеметным танком Второй мировой войны.В годы Второй мировой войны огнеметными танками обзавелись многие воюющие страны.
Германия
В Германии первый огнеметный танк «Фламинго» на базе легкого танка Т-II был принят в 1939 году, причем вооружался сразу двумя огнеметами в двух башенках, расположенных в передней части надгусеничных полок. Башенки управлялись дистанционно и могли вращаться на 180°, и поливать вокруг танка огнем пространство без поворота корпуса. Баки с oгнесмесью были бронированы и тоже находились на надгусеничных полках позади башенок с огнеметами. А вот баллоны с азотом, который использовался для огнеметания, находились у танка внутри. Запаса горючей смеси и газа хватало на 80 выстрелов, но вот дальность огнеметания была невелика 30–35 м.В качестве огнеметных танков были использованы трофейные французские танки B-1bis, в которых огнемет устанавливался вместо 75-мм пушки в корпусе. В ходе войны огнеметами вооружались и танки T-III, и самоходные пушки «Хетцер», орудие с которых снималось.
В огнеметные машины переоборудовались даже полугусеничные БТРы, которые вооружались двумя 14-мм огнеметами и двумя пулеметами. Экипаж обычно состоял из 5 человек. При этом экипажу полагалась специальная одежда для защиты от огня (как и у пехотных огнеметчиков) и очки. Большой объем корпуса позволял разместить внутри кузова большой бак для огнесмеси емкостью 700 л. Этот запас давал возможность сделать 80 огневыстрелов продолжительностью по две секунды каждый. Оба брандспойта располагались по бортам машины, что давало широкий сектор обстрела. Но вот дальность огнеметания была невелика – до 35 метров. Броня была тонкой, машина сверху была открыта, так что ее высокая боевая эффективность крайне сомнительна.В Англии самым известным огнеметным танком стал «Черчилль Крокодил», имевший пневматический огнемет на месте лобового пулемета в корпусе и запас огнесмеси (бензин в смеси с алюминиевой стружкой, что давало очень высокую температуру горения!) в большом бронированном прицепе сзади. Запас огнесмеси составлял 1818 л при весе прицепа 6,6 т. Сжатый азот также размещался на прицепе в пяти баллонах. Дальность стрельбы составляла 120–135 метров. Тоже вроде бы немного. Но у «Черчилля» был очень важный плюс. Во-первых, броня толщиной 152-мм, которая позволяла ему приближаться к объекту огнеметания чуть ли не вплотную. Во-вторых, 75-мм пушка, спаренная с пулеметом, на нем сохранялась, что позволяло ему бороться с целями, представляющими опасность для его продвижения. Кстати, прицеп при необходимости можно было легко отсоединить при помощи пиропатрона, встроенного в механизм сцепления.
Англия
В интересном положении в годы войны оказались австралийцы, сражавшиеся с японцами в джунглях. 40-мм пушки танков «Матильда» в этих специфических условиях были бесполезны, и они в конце 1944 года переделали 25 этих танков в огнеметные. Танк получил название «Матильда Фрог» («лягушка»). Брандспойт огнемета поставили в стандартную маску пушки в башне. Резервуар для огнесмеси емкостью 364 л и баллоны со сжатым воздухом разместили в башне, исключив наводчика и заряжающего. Кроме того, на корме размещался еще один сбрасываемый бак с еще 455 л огнесмеси, а 234 л дополнительно заливались в бачки в отделении управления, чтобы из них подкачивать огнесмесь в главный бак по мере ее расходования. Дальность стрельбы достигала всего 90 м, но в джунглях и этого было вполне достаточно, а главное – танк имел броню толщиной 78-мм, так что этот показатель критичным не являлся.
Австралия
Американцы также переделали часть легких танков M3 «Генерал Стюарт» в огнеметные танки «Сатана» и использовали в аналогичных условиях тропических островов Тихого океана.После Второй мировой войны интерес к огнеметным танкам постепенно пропал. В СССР, правда, пытались еще создавать огнеметные машины на базе танков Т-54, Т-55 и Т-62, в том числе и в чисто огнеметном варианте, без сохранения пушечного вооружения, но было очевидно, что сама концепция «танка-огнеметчика» уже устарела, хотя дальность стрельбы из огнемета к этому времени довели до 200 метров и более. В США огнеметные танки М67 (М48, вооруженный огнеметом) довольно успешно применялись морской пехотой в ходе войны во Вьетнаме, где им также приходилось сражаться в джунглях. Но на этом, по сути дела, история этих машин и завершилась.
США
Причин, из-за которых огнеметные танки сошли со сцены, сразу несколько. Это и повысившаяся эффективность противотанковых средств, с помощью которых пехота уже не позволяла танкам приближаться к своим позициям, и их собственная высокая пожароопасность, и недостаточная эффективность использования огнесмеси. Ведь если ее поджигать при выстреле, то в полете большая часть ее просто сгорала, а до цели долетало в лучшем случае 30 процентов заряда. Кроме того, сам огнемет, несмотря на его кажущуюся простоту, был довольно сложным устройством: пневматические огнеметы – те, что действовали силой сжатого газа, требовали еще и баллонов для его хранения, а пороховые – те, что выбрасывали огнесмесь воспламенением порохового заряда подобно пушечному выстрелу, нуждались в гильзах с зарядом и автомате перезаряжания, чтобы вести как можно более частый огонь. Вдобавок смесь, вылетавшую из огнемета, требовалось поджигать, для чего требовались специальные воспламеняющие устройства, простые, однако требующие постоянного ухода и склонные к повреждениям от огня противника. Конечно, можно было бы применять самовоспламеняющуюся горючую смесь, смешанную с белым фосфором. Но такое «горючее» представляло бы очень большую опасность и для самого огнеметного танка.
Автор и администрация сайта выражают признательность А. Шепсу за предоставленные им иллюстрации.