Главная » 2021 » Ноябрь » 30
18:12

Танковый паноптикум. «Танки-жирафы»

Танковый паноптикум. «Танки-жирафы»

Сегодня мы вновь побываем в нашем танковом паноптикуме, причём по размерам наша выставка будет не большой, но интересной. Речь пойдёт о «танках-жирафах», то есть машинах с поднимающимися боевыми частями.А было так, что ещё в далёкое советское время мне довелось прочитать очень интересную книгу Б.Л. Злотина и А.В. Зусмана «Месяц под звездами фантазии», из которой я впервые узнал про ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач, и… она мне исключительно понравилась. Случилось это в 1988 году, как раз когда я работал над кандидатской диссертацией в аспирантуре КуГУ, и я не упустил возможности написать в ней, что неплохо было бы студентам давать её читать, то есть хотя бы знакомить их с ТРИЗом, а ещё рассказать о нём на Куйбышевском телевидении в передаче «Мастерская школьной страны», которую я тогда там вёл с 1985 по 1989 год. Но нужно было показать решение одной из тризовских задач наглядным образом. Потому что в каждой передаче «Страны…» рассказывалось о какой-то самоделке. Дело шло к 23 февраля, и я решил сделать… танк! Ведь танк – это клубок противоречий, причём одно из них таково: танк должен быть низким, чтобы его было трудно заметить неприятелю, и танк должен быть высоким, потому что «сверху всё лучше видно». Каким образом можно было попытаться разрешить это противоречие? А вот каким: создать танк с поднимающейся башней!

Опять обложка американского журнала «Современная механика», и на ней поднимающийся на большую высоту мобильный наблюдательный пункт!

То есть одна и та же машина одновременно и низкая, и высокая. Поднял башню из-за кустов, из оврага, из-за забора, высмотрел противника, а то ещё и стрельнул по нему и тут же опустил, раньше, чем он тебе успеет ответить! Модель получилась очень эффектной. Она не только ездила и поворачивала, но и поднимала и опускала башню, крепившуюся к корпусу на «двузубом» рычаге. Передача куйбышевским школьникам, и не только им, но и взрослым, тогда понравилась. Вот только на вопросы в письмах о том, разрабатываются ли где-то такие танки по-настоящему, я не мог ответить по причине незнания. Не сохранилась и сама модель. За 40 проведённых в Куйбышеве передач их накопилось так много, что вести их в Пензу не представлялось никакой возможности. Так они и остались будущему обитателю моей аспирантской квартиры на память...Впрочем, прошло время, и сегодня о «танках-жирафах» можно рассказать уже значительно подробнее…А началось всё с того, что в 1937 году британский инженер Джон Тапп получил патент на низкопрофильную машину, устроенную таким образом, что она могла вести огонь поверх стен и из-за невысоких укрытий. Начало войны с Германией работы подстегнуло, ведь все тогда только и говорили, что немцы вот-вот высадятся на британских островах, и тут уж хороши были любые средства, чтобы дать им отпор.

«Богомол» Таппа с кабиной экипажа, поднятой на максимальный угол возвышения

И вот в 1941 году Тапп наконец-то представил свою машину Военному ведомству. По сути это была танкетка «Карден-Лойд», на шасси которой устанавливался специальный подъёмный механизм, вооруженный пулеметной установкой. Водитель, одновременно являющийся стрелком, находился лёжа (!) в поднимающейся части машины и мог вести наблюдение через смотровую щель и перископ. Интересной особенностью конструкции было наличие некоего подобия стабилизатора пулеметной установки в вертикальной плоскости.Необычного вида машина получила название «Praying Mantis», то есть «Богомол», и – да, действительно, чем-то она и впрямь была на него похожа! На испытаниях были отмечены, конечно, некоторые недостатки: самый существенный – экипаж из одного человека, – но в целом машина работала! Понятно, что конструктор тут же сделал её двухместной. А ходовую часть решили использовать от многоцелевого бронетранспортера «Универсал», так как эта бронемашина была и технически надёжной и хорошо отработанной в производстве.Для того времени это была более чем новаторская разработка. Так, максимальная высота подъёма боевой части «Богомола» составляла 3,48 метра. При этом водитель (справа) и пулеметчик (слева) по-прежнему размещались в лежачем положении, так что «нормальная» его высота была меньше человеческого роста!Модернизированного «Богомола» начали испытывать в 1943 году, когда угроза немецкого десанта на острова уже миновала. Кроме того, выяснился один любопытный специфический недостаток машины. Дело в том, что кабину на ходу, когда она была поднята, сильно раскачивало, и у экипажа начиналась «морская болезнь». Кроме того, существовала проблема дистанционного наведения турели. Всё-таки волоконная оптика и ТВ-кабели, да и само ТВ в то время отсутствовали, вернее, не достигли уровня сегодняшнего совершенства. Поэтому в 1944 году проект был закрыт. Хотя машина получилась очень даже неплохая. Особенно подкупала её высота: всего 1200 мм в «сложенном состоянии». Вооружение: два 7,92-мм пулемета «Брен» посчитали вполне достаточным. Ну и скорость: 48 км/ч – тоже очень неплохо для такой вот маленькой машины. Но… она была уже не нужна!

В чём в чём, а в необычности внешнего вида машине Таппа отказать было сложно… Чем-то его турель напоминает голову робота-миротворца из кинофильма «Короткое замыкание» (1986 г.)
«Богомол» в камуфляже. Вид сбоку. Вверху кабина экипажа опущена, внизу – поднята

Проект танка с поднимающейся башней в годы войны родился в СССР. Но, конечно, на него достаточно лишь взглянуть, чтобы понять всю его нереальность. Зато в США пятидесятых годах прошлого века была предпринята попытка создать танк «Фэлкон» («Сокол») с… «летающей башней». По идее он должен был совмещать плюсы вертолета и танка с поднимающейся башней.

Проект советского танка с поднимающейся башней
Его примерный внешний вид

Внутри цилиндрической башни с аэродинамическим профилем внутренних стенок находился двигатель с воздушными винтами соосного вращения и кабина пилота с пулеметом. Правда, пилот из неё должен был смотреть к горизонту под углом, что ограничивало его угол зрения. Но он мог его увеличить, поднявшись на большую высоту. Ракеты – основное его вооружение, находились в трубах-контейнерах по обеим сторонам цилиндра. В целом идея вроде бы и неплохая, но… достойная не столько армии, сколько цирка на свежем воздухе. Требовалась филигранная техника пилотирования, чтобы управлять «летающей башней», а уж расходы на эксплуатацию такого танка превысили бы все разумные пределы. Другое дело танк с площадкой для запуска дронов, причём дронов с питанием по кабелю от танкового генератора. Такая машина была описана в книге «Танки уникальные и парадоксальные» в качестве одного из возможных путей развития БТТ в будущем. Но… это «предвидение» не оправдалось. Дроны на танки уже устанавливают, но пока что используются те, что имеют автономное питание. Вообще, как это всегда и бывает, реальность оказалась куда прозаичнее и рациональнее всяких прогнозов.

Вот, например, так выглядит американский БТР М113 со станцией засечки артиллерийских батарей противника. Она оборудована поднимающейся мачтой, и довольно высокой, с радаром наверху, но и не более того… Вооружение там не установлено!

Тем не менее идея танков с поднимающимися боевыми частями не умерла. Напротив, в 70-ые годы прошлого века кроме охоты на танки для «жирафов» придумали новую задачу: теперь им предстояло бороться с советскими боевыми вертолетами. Конечно, были и ЗСУ, и ЗРК, но они очень часто лишены прямой линии визирования. А вот «Жираф» мог бы поражать советские Ми-24, укрывшись за лесом, из-за домов – да мало ли откуда он смог бы высунуть свою длинную «шею».Немецкой идеей вскоре заинтересовались Англия и Франция. После чего во второй половине 80-ых был дан старт проекту «Пантера-2» — это уже был полноценный ракетный «танк-жираф». Такая машина должна была действовать из засады, выполняя функцию противотанкового мобильного комплекса, однако она при этом вполне могла бы участвовать непосредственно в танковом бою. То есть степень её универсальности при этом бы повысилась!Уже в 1988 году фирма «Вегман» была признана победителем, поскольку ей удалось предложить самый дешёвый вариант подъёмной установки с ракетами НОТ-3.

М113А2 «Тоу-2» – самоходная установка для запуска управляемых противотанковых ракет. Для стрельбы контейнер с ракетами несколько приподнимается над корпусом БТР, однако не очень высоко
В качестве одного из вариантов в той же Германии, например, рассматривалось использование швейцарско-американской универсальной ракеты ADATS (Air Defense Anti Tank System), установленной на танковом шасси
Их конкурентом стала компания «Евромиссайл Дайнемикс», проложившая универсальный комплекс TRIGAT (Third Generation Anti Tank) на шасси танка «Леопард 1А2

Появилась идея сделать поднимающейся и автоматическую пушку для самообороны, а ещё вместо ПТУР вооружить такую машину поднимающейся лазерной установкой – сбивать вертолеты и ослеплять экипажи танков противника.Немцы посчитали, что такие установки – это «самое то», но тут наступил 1991 год, «угроза с Востока» рассеялась как дым, и деньги на это новое «супероружие» решили не тратить, а пустить их на долгожданную интеграцию с Восточной Германией.

Танк с поднимающейся башней: проект по программе «Панцеркампфваген-2000»

Позже, уже в нулевые годы, в рамках работы над БМП «Пума» вновь рассматривался вариант создания ПТРК с поднимаемым боевым модулем, но дальше чертежей дело, как и прежде, не пошло.В США была предпринята попытка на базе авиадесантного танка «Шеридан» создать легкий танк HSTV-L с 75-мм автоматическим орудием, обладающим высокой скорострельностью и начальной скоростью снаряда до 3000 м/с. Планировалось сделать его артиллерийскую установку поднимающейся, так, чтобы он мог обстреливать цели из-за укрытия, но хотя танк этот и был построен и испытывался, на вооружение его так и не приняли!

Легкий танк HSTV-L в действии

Работы над такими машинами велись, например, в Польше, где очень опасались и опасаются танков России. Также были проекты у чехов и сербов. Но денег на их реализацию так и не нашлось. Наконец, ПТРК с поднимающимся модулем разрабатывался и в Китае, но до серийного выпуска дело и там не дошло. Впрочем, одной из причин, возможно, является то, что противотанковые ракеты сегодня уже научились огибать препятствия — стоит лишь только поднять повыше систему наведения. Потому и нужды в «жирафах» особой нет. Ну и сложность таких установок при их малой универсальности военным по-прежнему не нравится.

Гипотетический танк с поднимающейся башней на шасси легкого танка «Шеридан» с пусковой установкой для управляемых ракет «Шиллела». Проект представляется куда более реалистичным, нежели танк HSTV-L. Во всяком случае, на военном параде на Красной площади, да ещё с поднимающейся во время движения башней, танк такого типа смотрелся бы исключительно хорошо (и сделать его действующим, кстати, нетрудно!), и поломать голову иностранных военных атташе он бы заставил! А уж какие бы они посылали шокирующие донесения в свои МО…
Пуск ракеты «Шиллела» из орудия-пусковой установки танка «Шеридан»
Гипотетический «городской танк» с низкоимпульсным орудием крупного калибра и мощной системой гашения отдачи. В задней части танка в броневом коробе с бойницами располагаются пехотинцы, обеспечивающие его защиту от бойцов противника с противотанковыми ручными гранатометами


Источник

Просмотров: 364 | Добавил: Dmitrij | Танковый паноптикум. «Танки-жирафы» | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка



00:04:08


Комментарии

Популярное

«  Ноябрь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Новости партнёров


work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх