Сегодня мы вновь побываем в нашем танковом паноптикуме, причём по размерам наша выставка будет не большой, но интересной. Речь пойдёт о «танках-жирафах», то есть машинах с поднимающимися боевыми частями.А было так, что ещё в далёкое советское время мне довелось прочитать очень интересную книгу Б.Л. Злотина и А.В. Зусмана «Месяц под звездами фантазии», из которой я впервые узнал про ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач, и… она мне исключительно понравилась. Случилось это в 1988 году, как раз когда я работал над кандидатской диссертацией в аспирантуре КуГУ, и я не упустил возможности написать в ней, что неплохо было бы студентам давать её читать, то есть хотя бы знакомить их с ТРИЗом, а ещё рассказать о нём на Куйбышевском телевидении в передаче «Мастерская школьной страны», которую я тогда там вёл с 1985 по 1989 год. Но нужно было показать решение одной из тризовских задач наглядным образом. Потому что в каждой передаче «Страны…» рассказывалось о какой-то самоделке. Дело шло к 23 февраля, и я решил сделать… танк! Ведь танк – это клубок противоречий, причём одно из них таково: танк должен быть низким, чтобы его было трудно заметить неприятелю, и танк должен быть высоким, потому что «сверху всё лучше видно». Каким образом можно было попытаться разрешить это противоречие? А вот каким: создать танк с поднимающейся башней!
То есть одна и та же машина одновременно и низкая, и высокая. Поднял башню из-за кустов, из оврага, из-за забора, высмотрел противника, а то ещё и стрельнул по нему и тут же опустил, раньше, чем он тебе успеет ответить! Модель получилась очень эффектной. Она не только ездила и поворачивала, но и поднимала и опускала башню, крепившуюся к корпусу на «двузубом» рычаге. Передача куйбышевским школьникам, и не только им, но и взрослым, тогда понравилась. Вот только на вопросы в письмах о том, разрабатываются ли где-то такие танки по-настоящему, я не мог ответить по причине незнания. Не сохранилась и сама модель. За 40 проведённых в Куйбышеве передач их накопилось так много, что вести их в Пензу не представлялось никакой возможности. Так они и остались будущему обитателю моей аспирантской квартиры на память...Впрочем, прошло время, и сегодня о «танках-жирафах» можно рассказать уже значительно подробнее…А началось всё с того, что в 1937 году британский инженер Джон Тапп получил патент на низкопрофильную машину, устроенную таким образом, что она могла вести огонь поверх стен и из-за невысоких укрытий. Начало войны с Германией работы подстегнуло, ведь все тогда только и говорили, что немцы вот-вот высадятся на британских островах, и тут уж хороши были любые средства, чтобы дать им отпор.
И вот в 1941 году Тапп наконец-то представил свою машину Военному ведомству. По сути это была танкетка «Карден-Лойд», на шасси которой устанавливался специальный подъёмный механизм, вооруженный пулеметной установкой. Водитель, одновременно являющийся стрелком, находился лёжа (!) в поднимающейся части машины и мог вести наблюдение через смотровую щель и перископ. Интересной особенностью конструкции было наличие некоего подобия стабилизатора пулеметной установки в вертикальной плоскости.Необычного вида машина получила название «Praying Mantis», то есть «Богомол», и – да, действительно, чем-то она и впрямь была на него похожа! На испытаниях были отмечены, конечно, некоторые недостатки: самый существенный – экипаж из одного человека, – но в целом машина работала! Понятно, что конструктор тут же сделал её двухместной. А ходовую часть решили использовать от многоцелевого бронетранспортера «Универсал», так как эта бронемашина была и технически надёжной и хорошо отработанной в производстве.Для того времени это была более чем новаторская разработка. Так, максимальная высота подъёма боевой части «Богомола» составляла 3,48 метра. При этом водитель (справа) и пулеметчик (слева) по-прежнему размещались в лежачем положении, так что «нормальная» его высота была меньше человеческого роста!Модернизированного «Богомола» начали испытывать в 1943 году, когда угроза немецкого десанта на острова уже миновала. Кроме того, выяснился один любопытный специфический недостаток машины. Дело в том, что кабину на ходу, когда она была поднята, сильно раскачивало, и у экипажа начиналась «морская болезнь». Кроме того, существовала проблема дистанционного наведения турели. Всё-таки волоконная оптика и ТВ-кабели, да и само ТВ в то время отсутствовали, вернее, не достигли уровня сегодняшнего совершенства. Поэтому в 1944 году проект был закрыт. Хотя машина получилась очень даже неплохая. Особенно подкупала её высота: всего 1200 мм в «сложенном состоянии». Вооружение: два 7,92-мм пулемета «Брен» посчитали вполне достаточным. Ну и скорость: 48 км/ч – тоже очень неплохо для такой вот маленькой машины. Но… она была уже не нужна!
Проект танка с поднимающейся башней в годы войны родился в СССР. Но, конечно, на него достаточно лишь взглянуть, чтобы понять всю его нереальность. Зато в США пятидесятых годах прошлого века была предпринята попытка создать танк «Фэлкон» («Сокол») с… «летающей башней». По идее он должен был совмещать плюсы вертолета и танка с поднимающейся башней.
Внутри цилиндрической башни с аэродинамическим профилем внутренних стенок находился двигатель с воздушными винтами соосного вращения и кабина пилота с пулеметом. Правда, пилот из неё должен был смотреть к горизонту под углом, что ограничивало его угол зрения. Но он мог его увеличить, поднявшись на большую высоту. Ракеты – основное его вооружение, находились в трубах-контейнерах по обеим сторонам цилиндра. В целом идея вроде бы и неплохая, но… достойная не столько армии, сколько цирка на свежем воздухе. Требовалась филигранная техника пилотирования, чтобы управлять «летающей башней», а уж расходы на эксплуатацию такого танка превысили бы все разумные пределы. Другое дело танк с площадкой для запуска дронов, причём дронов с питанием по кабелю от танкового генератора. Такая машина была описана в книге «Танки уникальные и парадоксальные» в качестве одного из возможных путей развития БТТ в будущем. Но… это «предвидение» не оправдалось. Дроны на танки уже устанавливают, но пока что используются те, что имеют автономное питание. Вообще, как это всегда и бывает, реальность оказалась куда прозаичнее и рациональнее всяких прогнозов.
Тем не менее идея танков с поднимающимися боевыми частями не умерла. Напротив, в 70-ые годы прошлого века кроме охоты на танки для «жирафов» придумали новую задачу: теперь им предстояло бороться с советскими боевыми вертолетами. Конечно, были и ЗСУ, и ЗРК, но они очень часто лишены прямой линии визирования. А вот «Жираф» мог бы поражать советские Ми-24, укрывшись за лесом, из-за домов – да мало ли откуда он смог бы высунуть свою длинную «шею».Немецкой идеей вскоре заинтересовались Англия и Франция. После чего во второй половине 80-ых был дан старт проекту «Пантера-2» — это уже был полноценный ракетный «танк-жираф». Такая машина должна была действовать из засады, выполняя функцию противотанкового мобильного комплекса, однако она при этом вполне могла бы участвовать непосредственно в танковом бою. То есть степень её универсальности при этом бы повысилась!Уже в 1988 году фирма «Вегман» была признана победителем, поскольку ей удалось предложить самый дешёвый вариант подъёмной установки с ракетами НОТ-3.
Появилась идея сделать поднимающейся и автоматическую пушку для самообороны, а ещё вместо ПТУР вооружить такую машину поднимающейся лазерной установкой – сбивать вертолеты и ослеплять экипажи танков противника.Немцы посчитали, что такие установки – это «самое то», но тут наступил 1991 год, «угроза с Востока» рассеялась как дым, и деньги на это новое «супероружие» решили не тратить, а пустить их на долгожданную интеграцию с Восточной Германией.
Позже, уже в нулевые годы, в рамках работы над БМП «Пума» вновь рассматривался вариант создания ПТРК с поднимаемым боевым модулем, но дальше чертежей дело, как и прежде, не пошло.В США была предпринята попытка на базе авиадесантного танка «Шеридан» создать легкий танк HSTV-L с 75-мм автоматическим орудием, обладающим высокой скорострельностью и начальной скоростью снаряда до 3000 м/с. Планировалось сделать его артиллерийскую установку поднимающейся, так, чтобы он мог обстреливать цели из-за укрытия, но хотя танк этот и был построен и испытывался, на вооружение его так и не приняли!
Работы над такими машинами велись, например, в Польше, где очень опасались и опасаются танков России. Также были проекты у чехов и сербов. Но денег на их реализацию так и не нашлось. Наконец, ПТРК с поднимающимся модулем разрабатывался и в Китае, но до серийного выпуска дело и там не дошло. Впрочем, одной из причин, возможно, является то, что противотанковые ракеты сегодня уже научились огибать препятствия — стоит лишь только поднять повыше систему наведения. Потому и нужды в «жирафах» особой нет. Ну и сложность таких установок при их малой универсальности военным по-прежнему не нравится.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!