В войска поступят обновленные машины
Танк Т-14 «Армата» после доработки вышел в серийное производство. Первая партия из 16 обновленных машин поступит в войска уже до конца года. 9 мая новые Т-14 примут участие в параде на Красной площади. После этого для проверки в условиях, приближенных к боевым, они будут распределены по военным частям, расположенным в разных регионах. По мнению специалистов, «Армата» с необитаемой башней и бронированной капсулой для экипажа превосходит все известные зарубежные аналоги, включая американский Abrams, французский Leclerc и немецкий Leopard 2.
До конца года 12 танков Т-14 «Армата» и четыре БРЭМ Т-16 поступят в войска, рассказали «Известиям» несколько источников в Минобороны. По их словам, серийные «Арматы» отличаются от ранее представленных опытных машин: после испытаний на них заменен ряд узлов и агрегатов, также появились новые системы.
Первые серийные танки должны будут принять участие в параде Победы. А после торжественного прохождения по брусчатке Красной площади «Арматы» будут задействованы в войсковых испытаниях. 16 машин разделят между воинскими частями, расположенными в различных климатических зонах.
В корпорации «Уралвагонзавод» «Известиям» заявили, что у УВЗ есть контракт с Минобороны на производство танков «Армата» и боевых машин на их базе и он неукоснительно выполняется.
Дистанционная мощь
Сравнивая Т-14 с западными образцами, военные эксперты говорят о превосходстве над американским Abrams, французским Leclerc и немецким Leopard 2. Отечественная машина считается более эффективной и более живучей, чем танки вероятных противников, на 25–30%.
125-миллиметровая пушка 2А82, как заявляют разработчики, превосходит все существующие танковые орудия в 1,2 раза. Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
Главное новшество танка — необитаемая башня. В «Армате» экипаж управляет орудием дистанционно, находясь в изолированной бронированной капсуле, которая расположена в корпусе танка. Капсула позволяет сохранить жизнь экипажа, делая танк более живучим на поле боя. Такое решение компоновки боевой машины — новое слово в танкостроении.
Известно, что на «Армате» стоит новый дизельный двигатель мощностью 1,5 тыс. л.с. Огневую мощь танка обеспечивает 125-миллиметровая пушка 2А82 — по техническому уровню она, как заявляют разработчиками, превосходит все существующие танковые орудия в 1,2 раза. Дульная энергия пушки 2А82 в 1,17 раза превосходит лучшее натовское орудие — 120-миллиметровую систему танка «Леопард-2А6». Но при этом длина ствола отечественного орудия на 60 см меньше, что в целом делает танк компактнее.
«Армата» оснащена комплексом активной защиты «Афганит». Фото: commons.wikimedia.org/Vitaly V. Kuzmin
Танк оснащен комплексом активной защиты «Афганит». Она создает вокруг танка непробиваемый «купол», уничтожая в автоматическом режиме подлетающие противотанковые снаряды, бомбы и ракеты без непосредственного участия экипажа.
Эвакуатор для танков
Для российской армии «Армата» — это универсальная тяжелая гусеничная платформа. На ее базе можно будет производить не только танки, но и тяжелые боевые машины пехоты, инженерные машины, тяжелые БТР, машины поддержки танков, разведки и управления.
БРЭМ Т-16 на базе «Арматы», предназначенная для эвакуации поврежденных машин с поля боя и проведения их последующего ремонта в полевых условиях, уже готова. Она оснащена набором спецоборудования, например бульдозерным отвалом, и отличается от существующей БРЭМ-1М более грузоподъемным краном-манипулятором, а также более мощной тяговой лебедкой.
Фото: youtube.comБРЭМ Т-16 на базе «Арматы»
Боевая рубка Т-16 расположена в передней части корпуса и сдвинута к левому борту — там будет располагаться экипаж. Он состоит из трех человек: командира, механика-водителя и оператора. В защищенной капсуле предусмотрены места и для экипажа эвакуируемого танка. Позади обитаемого отделения расположен моторно-трансмиссионный отсек, где расположены дизельный двигатель и автоматическая реверсивная коробка передач.
БРЭМ не только мощно бронирована, но также имеет динамическую и радиоэлектронную системы защиты от управляемого вооружения, систему обезвреживания мин с электромагнитными взрывателями. Для собственной обороны на Т-16 установлен боевой модуль с крупнокалиберным пулеметом, управляемый дистанционно из бронированной капсулы.
Холод Бурятии и жара пустынь
В прошлом году в Минобороны заявляло, что «Арматы» испытают в условиях Арктики. Также рассматривался вопрос о тестировании машин в горах и в пустынно-песчаной местности, где преобладают высокие температуры.
Проверка в войсках необходима, чтобы в ходе эксплуатации члены экипажей «почувствовали» машину, рассказал «Известиям» военный эксперт Сергей Суворов.
— Обычно на этом этапе обнаруживаются скрытые недостатки и всплывают конструкторские недоработки, — отметил эксперт. — Еще с советских времен вся бронетехника в обязательном порядке испытывалась в различных условиях — в жарком климате, пыльной местности и холодном климате. В соответствии с требованием Минобороны танк должен стабильно работать в температурном диапазоне от -50 до +50 градусов по Цельсию. Для испытаний в холодных условиях танки направят в воинские части, которые расположены на севере страны или, к примеру, в Бурятии, где зимой температура часто опускается до необходимых критических отметок. Для испытания жарой в советские времена танки тестировались в песках Каракумов, теперь их направляют в Астраханскую область.
Демонстрация танка Т-14 «Армата» на полигоне «Алабино». Фото: РИА Новости/Министерство обороны РФ
Серийные танки, которые в итоге становятся основой бронетанковых войск, серьезно отличаются от экспериментальных экземпляров, рассказал «Известиям» главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.
— Внешне итоговый вариант «Арматы» от предсерийных вряд ли будет сильно отличаться, — отметил Виктор Мураховский. — В основном доработки должны касаться силовой установки, трансмиссии, прицельного комплекса и боекомплекта. Для танкового орудия должны будут разработать новую номенклатуру боеприпасов, включая управляемые, с подрывом на траектории и ряд других.
Все танки так или иначе дорабатываются. В СССР, как правило, серьезно модернизировались двигатели машин — это в первую очередь касалось танков Т-64 и Т-80. Так, Т-80, например, прежде чем попасть на конвейер, фактически получил новую силовую установку.
Несмотря на то, что оттуда идёт большое количество продукции, которая нужна РФ на фронте каждый день, такой помощи на коммерческих условиях недостаточно и концепцию этих отношений неплохо было бы пересмотреть. Особенно