Турция в лице компаний TUSAŞ и TAI, а также смежных организаций разрабатывает перспективный истребитель последнего поколения TF-X. При этом турецкая промышленность не имеет опыта в деле создания и производства подобной техники, из-за чего проект сталкивается с серьезными трудностями. Решать их предлагается за счет привлечения иностранных государств, которые могли бы предоставить необходимые технологии. Однако положительный результат не гарантирован.
Давние проблемы
Турция приняла решение о создании собственного истребителя 5 поколения около десяти лет назад. В 2013-15 гг. представили несколько концептов, один из которых получил дальнейшее развитие. Затем неоднократно демонстрировались те или иные идеи и наработки, а в 2019 г. впервые показали полноразмерный макет будущего TF-X.На данный момент самолет все еще находится на стадии разработки. В ближайшем будущем планируют завершить основную стадию проектирования и перейти к строительству опытного образца. Первый полет ранее планировали на 2023 г., но затем предполагаемая дата сдвинулась на два года вперед.Практически сразу Турция признала, что не имеет всех необходимых технологий, из-за чего не может полностью самостоятельно выполнить разработку как истребителя в целом, так и его отдельных систем. В связи с этим было предложено обратиться за помощью к зарубежным странам, имеющим необходимые компетенции.В первую очередь, речь шла о турбореактивном двигателе и комплексе бортового радиоэлектронного оборудования. Турецкая промышленность не в состоянии создать и производить подобные изделия, соответствующие требованиям 5 поколения. По этой причине на ранних этапах проекта TF-X придется использовать готовые иностранные компоненты с перспективной замены турецкими – лицензионными или собственными.
Начиная с 2015 г., регулярно поступают сообщения о договоренностях и соглашениях с иностранными организациями. Впрочем, некоторые из таких новостей не получили развития, а за прочими последовали сообщения о прекращении совместных работ. В итоге разработка самолета TF-X все еще продолжается, а вместе с нею затягивается и процесс поиска иностранных технологий.Последний раз тема зарубежной помощи поднималась несколько дней назад руководством Управления оборонной промышленности. В начале декабря напомнили о планах по использованию лицензионной версии американского ТРД, а также рассказали о намерении пригласить в проект TF-X российскую промышленность. От наших предприятий хотят получить технологии в области электроники, двигателей, средств спасения и т.д.
Затруднения с двигателем
Согласно проекту, самолет TF-X должен оснащаться двумя турбореактивными двигателями, способными обеспечить высокие скоростные данные, в т.ч. возможность сверхзвукового полета без использования форсажа. Собственные проекты таких силовых установок у Турции пока отсутствуют и ожидаются только в неопределенном будущем. В связи с этим приходится сосредотачивать внимание на иностранной технике.С 2015 г. турецкие компании заключили несколько международных соглашений о разработке новых или адаптации существующих ТРД. Так, в 2015 г. компания Aselsan договорилась с европейской Eurojet о доработке изделия EJ200 под требования проекта TF-X. В 2017 г. была основана совместная компания TRMotor Power Systems Inc. с похожими целями, а вскоре стартовал совместный проект Rolls-Royce и Kale Group. В 2018 г. к конкурсу присоединилось двигательное подразделение TUSAŞ.В 2018 г. стало известно, что на стадии испытаний и ранней серии истребители будут комплектоваться двигателями General Electric F110 лицензионной турецкой сборки. Затем TRMotor представит ТРД собственной разработки, и в серии он заметит F110. При этом сроки завершения работ по собственному двигателю не уточнялись. В том же году о возможности участия в программе заявила российская «Объединенная двигателестроительная корпорация».
В начале декабря Управление оборонной промышленности подтвердило ранее раскрытые планы. На ранних этапах TF-X получит иностранные двигатели F110, а затем на него поставят «национальные». Кроме того, недавно Управление выпустило запрос предложений о разработке нового турецкого ТРД. По следам таких новостей издание Defense News опубликовало любопытную информацию от анонимного источника в компании TAI. Он утверждает, что для совместного проектирования такого двигателя Турция может обратиться к России.Второй крупной проблемой в контексте проекта TF-X является разработка бортового радиоэлектронного оборудования. Как и в случае с двигателем, комплекс электроники будет создаваться совместными усилиями турецких и иностранных предприятий.Еще несколько лет назад объявили, что ведущим разработчиком БРЭО станет турецкая компания Aselsan. Она работает над новой бортовой РЛС с активной ФАР. В рамках этого проекта ей приходится разрабатывать и осваивать новые для себя технологии, позволяющие получить высокие технические характеристики. Ранее сообщалось о возможности объединения усилий с зарубежными коллегами. В частности, упоминалось предполагаемое участие компании BAE Systems или иных лидеров отрасли.В 2018 г. российская госкорпорация «Ростех» не исключила возможность присоединения к проекту TF-X на правах разработчика электронных компонентов. Однако тогда все ограничилось только заявлениями. Несколько дней назад Управление оборонной промышленности вновь вспомнило о возможности привлечения России. В рамках такого сотрудничества возможно создание новых приборов, пока отсутствующих у Турции.Defense News, в свою очередь, уточняет круг наиболее интересных технологий. Согласно источнику издания, турецкая сторона интересуется широким кругом наработок в области радиолокации, освещения обстановки в целом, средств связи и т.д. Впрочем, конкретные изделия и технологии, необходимые турецкому проекту, не упоминаются. Российская сторона пока не комментирует такие новости.
Вопросы авионики
В последние годы турецкая военная промышленность показывает неплохие темпы развития. Она нарабатывает опыт в уже освоенных направлениях и постепенно открывает новые для себя сферы. Однако в большинстве направлений Турция все еще отстает от мировых лидеров. Кроме того, развитие некоторых направлений сдерживается отсутствием необходимых компетенций и наличием серьезных проблем.Текущий проект истребителя 5 поколения TF-X оказывается прекрасным примером такой ситуации. Турецкие компании TUSAŞ, TAI и др. в состоянии разработать планер и некоторые бортовые системы, в целом соответствующие требованиям времени. В то же время, у них отсутствуют опыт и технологии для создания силовой установки, полноценного радиоэлектронного комплекса и ряда других систем. При этом именно двигатель и БРЭО являются ключевыми компонентами, характеристики которых позволяют относить истребитель к тому или иному поколению.На протяжении последних 5-6 лет турецкая промышленность пытается заручиться поддержкой зарубежных производителей необходимых изделий. Однако результаты этих процессов выглядят, как минимум, неоднозначно. Неоднократно сообщалось о подписании контрактов, запуске совместных проектов и переговорах с новыми партнерами.Тем не менее, несмотря на все соглашения и проекты, Турция пока не может показать даже макетный образец «национального» двигателя, РЛС и других критически важных изделий. Более того, и через 10 лет после фактического старта проекта TF-X турецкие предприятия продолжают искать потенциальных партнеров, которые могли бы помочь им с разработкой таких компонентов.
Надежды и реальность
В состоянии неопределенности
Текущее положение проекта TF-X нельзя назвать простым. Турецкая промышленность в лице ключевых предприятий вполне способна завершить разработку этого самолета и, как минимум, довести его до летных испытаний. Однако ограниченные технологические возможности заставят их пожертвовать теми или иными возможностями и характеристиками. Соответственно, получившийся истребитель вряд ли сможет с полным правом относиться к 5 поколению.Очевидным выходом из такой ситуации является использование зарубежной помощи, которая, в теории, позволит создать истребитель с желаемыми параметрами и потенциалом. Однако и этот сценарий имеет свои проблемы. В первую очередь, он может привести к чрезмерной зависимости от иностранных партнеров на стадии проектирования или в ходе серийного производства. Это потенциально угрожает перспективному проекту и дальнейшему развитию ВВС.Также нужно учесть, что не все лидеры оборонной отрасли готовы делиться передовыми наработками – по военно-техническим и по политическим причинам. К примеру, после известных событий вокруг зенитных систем С-400 Турции не приходится рассчитывать на американское содействие. Сотрудничество с европейскими компаниями тоже затрудняется.Таким образом, проект TF-X оказывается в сложном положении, которое не позволяет с уверенностью говорить о его будущем и давать точные прогнозы по срокам и результатам. Несмотря на все усилия, Турция все еще не в состоянии самостоятельно создавать авиационную технику с высокими характеристиками. Предпосылки к изменению такой ситуации пока отсутствуют, хотя турецкая сторона и пытается искать выходы.Возможно, TUSAŞ, TAI и другие компании найдут иностранных партнеров с необходимыми технологиями, что позволит им завершить работы по TF-X. Однако сроки начала реального сотрудничества и полноценной разработки новых изделий остаются неизвестными. Соответственно, соблюдение утвержденного графика работ не гарантировано, и вероятность первого полета в 2025 г. постепенно сокращается.