Команда Зеленского абсолютно правильно оценила решение о проведении «неполитического» телемоста Россия–Украина «Надо поговорить» как попытку предвыборного пиара своих оппонентов (в данном случае Медведчука и его «Оппозиционной платформы - За жизнь»). И абсолютно неправильно на эту попытку прореагировала
Это клоун на сцене должен "разоблачать" оппонента, чтобы публике было весело. В политике, если ты что-то понял, лучше промолчать и позволить своим противникам разобраться друг с другом самостоятельно. Ещё лучше — прикинуться наивным и использовать активность конкурента в своих интересах.
Собственно, антимедведчуковские действия команды Зеленского свидетельствуют о полном вырождении профессиональной украинской политики, а также об отказе США от активного вмешательства в неё на стороне действующей власти. Американцы мониторят и контролируют ситуацию, но не помогают Зеленскому напрямую, как помогали Яценюку или Порошенко в первые годы президентства последнего.
Политической проблемой Медведчука всегда было то, что я называю "синдромом Вейротера". Австрийский фельдмаршал-лейтенант Франц фон Вейротер известен тем, что составил диспозицию к сражению при Аустерлице. Современники говорили, что диспозиция была всем хороша, но имела один изъян: Вейротер исходил из того, что Наполеон будет пассивно ждать завершения манёвра союзников, а французский император совершил контрманёвр, в результате которого русско-австрийская армия потерпела катастрофическое поражение.
Медведчук был известен в украинской политике тем, что все его самые блестящие планы проваливались. Он задумал и не смог довести до ума политическую реформу, предполагавшую трансформацию президентской республики в парламентскую. Он не смог провести Кучму на третий срок, скомпрометировав Ющенко и Януковича первым Майданом. Он провалил трансформацию СДПУ(о) в идеологическую партию — главную оппозиционную силу Украины. Медведчука можно было бы назвать хроническим неудачником и списать с политических счетов. Но после второго Майдана у него стало получаться. Причём чем дальше, тем больше.
К сожалению, это не Медведчук изменился в лучшую сторону. Его успехи объясняются тотальным вырождением украинской политики и украинских политиков. В результате даже "система Вейротера", базирующаяся на легко прочитываемом оппонентами манёвре, оказывается действенной. Если бы Наполеон, вместо того чтобы совершать при Аустерлице контрманёвр, просто кричал бы: "А я знаю, как они меня хотят обмануть!", он обязательно потерпел бы поражение.
В истории с телемостом Медведчук запустил простейший приём, предполагающий выбор противником из двух зол. Если ему разрешить проведение телемоста, он отлично пропиарится накануне выборов. Если проведение телемоста заблокировать, он не только отлично пропиарится и оттянет у "Слуги народа" часть голосов для "Оппозиционной платформы", но ещё и даст возможность Порошенко откусить у "Слуги народа" свой кусок (радикальных националистов). То есть главный соперник "Оппозиционной платформы" будет ослаблен дважды.
У Зеленского было два способа реакции: активный и пассивный. Активный предполагал перехват инициативы: приход в студию телемоста и построение беседы "под себя". Таким образом Зеленский продемонстрировал бы единство с народом и мог бы заработать кучу прекрасных бонусов. Думаю, что в результате такого манёвра "Оппозиционная платформа" потеряла бы пару-тройку процентов голосов в пользу "Слуги народа".
Впрочем, мы знаем, что без написанного, хорошо выученного и многократно прорепетированного текста украинский президент на арену не выходит. Поскольку же в ситуации активной реакции на предвыборный трюк Медведчука, ему пришлось бы принимать решения "за доской", "неотрепетированный" Зеленский выглядел бы однозначно плохо. Это не его формат.
Но у него в запасе оставался пассивный способ противодействия. Он хуже. На нём очки не заработаешь, но можно было не дать заработать и противникам. Скомпрометировать их. Надо было просто молчать и ничего не делать.
Было понятно, что ориентирующиеся на Порошенко радикалы выступят против телемоста. Более того, было абсолютно ясно, что если власть никак не прореагирует на их возмущение, криками дело не ограничится. Они придут потолкаться, что-нибудь подожгут, разобьют какие-нибудь стёкла, а может быть, и кому-нибудь голову. В общем, ничего страшного не произошло бы, но, при минимальном профессионализме, можно было бы показать населению картинку рождающегося в центре Киева нового этапа гражданского войны, "провоцируемого радикалами" Медведчука и Порошенко.
Зеленскому осталось бы только скорчить гримасу озабоченности и пробормотать что-то вроде "не допущу", попеняв своим политическим оппонентам на безответственность и пиар на крови. Жаждущий моментального решения всех проблем за счёт прихода "мессии", который всё решит, украинский политически активный маргиналитет, отдавший Зеленскому голоса на президентских выборах, а сейчас задумывающийся о "новом Зеленском", и не такую туфту проглатывал.
Клоун же пошёл по пути "разоблачения сеанса магии". Он заявил, что телемост — пиар (это справедливо) и добавил, что "не допустит" (а это интересно почему). Нет на Украине закона, запрещающего телемост. Можно было бы прицепиться к тому, что вещание "России 1" на Украине запрещено, но это совместный проект, причём явно направленный на поиск выхода из кризисного тупика, то есть ровно на то, что обещал Зеленский своим избирателям, гарантируя им, что готов к любым, самым нестандартным и самым непопулярным решениям.
Более того, "не допустить" может прокуратура, но никак не президент. Нет у Зеленского полномочий "не допускать" телемосты. Проще говоря, мальчик подставился. Поскольку же он уже не мальчик, но целый президент, то подставилась и подставила своего комичного шефа вся команда Зеленского.
А раз так, то грех было это не использовать. Тема с телемостом стала для Зеленского токсичной. Этот "Аустерлиц" наоборот он организовал себе сам. От Медведчука требовалось только дальше крутить ту же шарманку. Уж с чем-чем, а с этим он справится блестяще, методичности ему не занимать, австрийский Гофкригсрат обзавидуется способности Виктора Владимировича двигаться в заданном направлении, невзирая на обстоятельства.
И вот у Зеленского телемост, который он не может запретить, поскольку он пройдёт в студии "Россия 1", а украинцы будут представлены "из подполья" (по скайпу), но который он уже прорекламировал своим "не допущу". Клоуну на воеводстве и его избирателям покажут, что он ничего не может "не допустить". Медведчук и "Оппозиционная платформа" продемонстрируют свою приверженность идее восстановления нормальных отношений с Россией. Народ в очередной раз уверится в то, что "кто, если не они". Порошенковские радикалы устроят истерику и также используют ситуацию для мобилизации своего электората за счёт Зеленского.
И только маленький грустный Пьеро (белый клоун) будет сыпать несмешными шутками, пытаясь продемонстрировать всем, что он контролирует ситуацию.
Есть хорошая пословица: "Не в свои сани не садись". Если бы Медведчук с Порошенко вышли шутить на сцену, они выглядели бы так же жалко, как Зеленский на президентстве. А так, комик, ставший властью, даже из украинских вейротеров от политики, делает великих полководцев (мценского уезда).