Напомним, что ранее на этой неделе центром атак стала Турция, где последовательно было совершено несколько взрывов: 12 января на центральной площади Стамбула и вечером 13 января у отделения полиции в провинции Диярбакыр.
Однако если во втором случае цель боевиков была выбрана неслучайно: Турция погрязла в собственных противоречиях, заигрывая с террористами ДАИШ (запрещенной в России террористической организации) и параллельно используя участие в антитеррористической коалиции для борьбы с курдами, чем и подставила себя под удар, - то выбор Индонезии в качестве мишени уже не столь очевиден.
Пока нет возможности точно сказать, кто стоит за серией взрывов в Джакарте. Опять же, в отличие от Турции, где ДАИШ практически сразу взяло на себя всю ответственность. По некоторым данным, к терактам в Индонезии может быть причастна местная ячейка организации, которой требуется предъявить результаты своей деятельности в качестве присяги халифу Аль-Багдади.
Косвенно эту версию подтверждают и слова главы полиции Индонезии, который заявил, что атаки могли быть ответом на проводившиеся в стране ранее облавы на подозреваемых в связях с ДАИШ. После этого полиция даже получала угрозы, в частности с текстом: «В Индонезии будет концерт, о котором будут говорить все мировые СМИ». Здесь прослеживается намек на теракт в парижском концертном зале «Батаклан».
С другой стороны, в противовес главе полиции руководитель индонезийской разведки заявил, что пока каких-либо свидетельств о причастности ДАИШ к терактам нет.
Как бы то ни было, основной вопрос состоит даже не в том, кто именно причастен к атакам в Джакарте, а в том, каковы были мотивы этих нападений? Конечно, вполне можно удовлетвориться уже озвученной версией: взрывы – ответ на действия полиции и/или свидетельство верности лидеру ДАИШ. С учетом того, что для джихадистов Индонезия является лакомым кусочком: эта самая крупная мусульманская страна региона с населением 250 млн человек и динамично развивающейся экономикой (Индонезия даже входит в «группу одиннадцати» – объединяет 11 государств с высокой вероятностью превращения своих национальных экономик в крупнейшие локомотивы мировой экономической системы), – вероятность этого крайне высока.
Однако вполне возможно, что террористическая атака – лишь звено более глобальной цепочки. Наталкивает на эту мысль произошедший практически сразу после индонезийских атак взрыв в японском городе Кобе. Пока конкретных версий об этом событии нет, причина инцидента уточняется. Но уже один факт произошедшего позволил некоторым СМИ заявить об «атаке на Азию».
Соединив события в Индонезии и Японии, можно предположить, что они вполне могут быть следствием наметившихся в Азиатско-Тихоокеанском регионе политических и экономических трансформаций.
В начале октября 2015 года многие аналитики и эксперты заявили как минимум о локальной победе США над Китаем - подписании 5 октября соглашения по Транстихоокеанскому партнерству (ТТП), в которое вошли 12 стран: США, Япония, Малайзия, Вьетнам, Сингапур, Бруней, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Мексика, Чили и Перу.
На данный момент судьба организации зависит от ратификации соглашения парламентами как минимум шести из стран-участниц. Однако несмотря на то, что окончательно вопрос о судьбе партнерства еще не решен, Соединенные Штаты уже ищут дальнейшие возможности для его расширения. И в числе главных претендентов – Индонезия.
Буквально через три недели после подписания соглашения о ТТП, 27 октября, президент Индонезии Джоко Видодо в ходе переговоров с Бараком Обамой заявил, что его страна планирует присоединиться к партнерству. Для США это было бы большим прорывом, поскольку экономика Индонезии – третья в регионе после экономик Китая и Японии.
Однако чуть менее месяца спустя мнение Джакарты изменилось. Уже 18 ноября 2015 года посол страны в РФ Джаухари Оратмангун заявил, что для его страны приоритетом является реализация экономического сообщества АСЕАН – альтернативного ТТП проекта с немалым весом России и Китая в нем. Поэтому перспективу вступления в партнерство руководство страны не рассматривает.
Такой поворот был вполне очевиден: сам документ о ТТП составлялся в условиях строжайшей секретности, что не вызывало доверие ни у руководства стран-участниц, ни у их населения, ни у общественных организаций. Фактически вступление в партнерство означает появление зависимости от США и транснационального капитала и, кроме того, влечет за собой значительные убытки для национальных экономик.
Так, та же Япония переговоры с США вела с начала 2013 года, но процесс серьезно тормозился по двум причинам: из-за вступления в ТТП вероятен конфликт японских и американских автомобилестроителей и резкое падение японского аграрного производства.
Несмотря на все это, Япония, вероятно, договор ратифицирует. В проект японского бюджета уже заложены почти полтора миллиарда долларов, которые напрямую связаны с будущей зоной свободной торговли. В основном это субсидии, предназначенные для уязвимых отраслей японской экономики и в первую очередь сельского хозяйства.
Для самих же Штатов проект очень важен. Об этом не забыл сказать пока действующий президент США Барак Обама в своем послании Конгрессу, призвавший ратифицировать соглашение. И для достижения этой цели, с точки зрения американского руководства, по заветам Макиавелли, «все средства хороши».
Так, некоторые обозреватели в терактах в Париже увидели связь с нежеланием Франции вступать в аналогичное ТТП Трансатлантическое партнерство. Такое мнение как минимум обладает правом на жизнь и имеет под собой логическую основу. Франция, поставленная перед необходимостью обеспечения внутренней безопасности (а проблема обостряется в связи с приближающимися в стране выборами), но не способная сделать это самостоятельно, вполне закономерно обратиться за помощью к своим союзникам по НАТО. НАТО же – от и до контролируемая США организация. Последствия такого обращения угадать несложно: Штаты получат возможность выдвигать встречные условия и «просьбы», одна из которых, вероятно, как раз будет связана с Трансатлантическим партнерством.
Аналогию можно увидеть и в произошедших событиях в Азии. Индонезия ставится в положение «между молотом и наковальней»: с одной стороны, в стране возрастает террористическая угроза, с другой – никуда не делась и угроза со стороны Китая (который, кстати, объявил о начале крупнейшей за 60 лет военной реформы).
О последней говорить можно вполне серьезно. В 2014 году наличие территориального спора с КНР уже вынудило руководство Индонезии увеличить военные расходы. По словам советника президента Индонезии Лухут Панджаитан, к 2019 году страна намерена увеличить военный бюджет до 20 миллиардов долларов (примерно вдвое по сравнению с нынешним). По расчетам, благодаря этому будет возможно защитить суверенитет страны и отстоять спорные район в Южно-Китайском море.
Однако понятно, что в одиночку обеспечить суверенитет в борьбе на два фронта Индонезии будет не под силу. И главный претендент на оказание помощи – США, которые взамен вполне могут попросить изменить мнение по поводу вступления в ТТП.
Что же касается Японии, то эта страна давно находится в орбите влияния Соединенных Штатов. Из всех 12 стран ТТП, страна «Восходящего солнца» ратифицирует соглашение о партнерстве с наибольшей вероятностью.
Однако некоторые тенденции в политике японцев не могут не настораживать США. Страна, Конституция которой до недавнего времени считалась самой «мирной», начала проводить военную реформу и укреплять свои связи с геополитическими соперниками Штатов. Последнее выражается как в возобновлении в ноябре контактов с Южной Кореей и Китаем в рамках трехстороннего саммита, так и в нескрываемом желании наладить прямой диалог с Россией.
Все это вполне могло стать достаточной причиной для того, чтобы сделать странам недвусмысленный намек. Однако, как показывает практика, результат вполне может быть и противоположным.
Все та же Франция служит тому примером: после терактов протесты против вступления страны в Трансатлантическое партнерство, конечно, поутихли, но вопреки ожиданиям страна сильно активизировала свое взаимодействие с Россией как с единственной эффективно действующей в регионе силой.
Поэтому нельзя исключать и вероятности того, что сигнал Японии и Индонезии будет воспринят далеко не так, как того хотелось бы определенным геополитическим игрокам.
Источник: http://politrussia.com
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас