Интересно, когда Варшава поймет, что при любом конфликте России и США ее ждет судьба, описанная в заголовке?
Жить на водоразделе двух глобальных цивилизаций, безусловно, не просто. Приходится учитывать порой очень сложные моменты. О них нагляднее всего по заведенной испокон веков традиции высказался очередной польский генерал – Вальдемар Скшипак. Являясь не просто действующим кадровым военным (с 2006 по 2009 – командовал польскими Сухопутными войсками, с сентября 2011 – советник министерства обороны, с июня 2012 – заместитель министра обороны Республики Польша) он явно хорошо понимает суть проблемы.
В интервью изданию Wirtualna Polska генерал Скшипак с четкой военной прямотой выложил карты на стол. «Давайте не будем питать иллюзий. Польша — фронтовое государство, поэтому она всегда будет территорией состязаний, как это планировалось во время Варшавского договора». А раз так, то в гипотетическом вооруженном конфликте с Россией, главное сражение войска США и НАТО дадут тоже на польской земле, как единственном главном рубеже обороны, прорыв которого означает автоматическое крушение всей европейской конструкции. Учитывая стратегическую важность победы, обе стороны, включая Америку, наверняка прибегнут к использованию всех доступных средств, включая ядерный удар.
На чей-то пацифистский взгляд это звучит ужасно, однако сделать с реальностью ничего нельзя. Полякам просто не повезло с географией. Изменить ее невозможно. Равно как наивно думать, что Польша, даже когда-нибудь в будущем, сможет защитить себя самостоятельно. Вне зависимости от размера доли собственного ВВП, направляемого на оборону. Слишком велика и непреодолима разница в классах с противником – первый полулегкий против супертяжа.
Однако выводы при этом генерал делает, мягко скажем, странные. Вместо рекомендации по тщательному выбору внешнеполитической линии и аккуратности с агрессивностью, военный рекомендует делать все с точностью наоборот.
Раз сама Польша решить задачу собственной обороны не может, а вопрос угрозы со стороны России якобы сомнению не подлежит, значит, Варшава остро нуждается в сильном союзнике, каковым может быть только Вашингтон. Оговорочка, на первый взгляд, небольшая, но важная. Польша состоит в НАТО, однако уже не рассматривает Альянс как достаточную гарантию национальной безопасности. Укрепить ее могут лишь прямые двусторонние связи с Америкой и размещение на польской земле постоянных военных баз Пентагона.
Ибо "на 5-ю статью Североатлантического договора никакой надежды нет". Решения там принимаются слишком медленно, слишком нерешительно, да и военной силы у Альянса осталось также слишком мало. На войну с Россией точно не хватит.
Выводов из сказанного следует ровно два и оба парадоксальные. Во-первых, генерал не производит впечатления на всю голову больного человека, с радостью ожидающего гибели 38 млн поляков под ядерными ударами. Нет, про место главного сражения он, безусловно, прав, как и не ошибается насчет решительности сторон в его проведении. Но столь олимпийское спокойствие, как у него, можно демонстрировать лишь при условии наличия абсолютной уверенности в чистой академичности сделанных предположений.
Говоря по-русски, польское военно-политическое руководство прекрасно понимает, что без действительно серьезного повода США и РФ большую войну между собой не начнут. В том числе из-за осознания неизбежности ее немедленного перерастания в обмен стратегическими ядерными ударами, после которых в ядерную свалку превратится уже вся планета. А раз войны не будет, то и сама угроза с Востока" носит характер чисто политического пиара.
Во-вторых, генерал Скшипчак не скрывает окончательной деградации НАТО как политической и тем более военной организации. Тем самым прямо подтверждая выводы, сделанные по итогам юбилейной встречи министров иностранных дел членов Альянса в Вашингтоне.
После 2020 года следует ожидать роспуска военного блока и явной миграции центра приложения военных сил США в сторону Восточной Европы, где ключевое место должна будет (и очень желает) занять Польша. Что из этого выйдет – пока сказать сложно, однако уже понятно появление дополнительных причин ее противостояния с реорганизующейся Западной Европой. А значит под вопросом оказывается и сохранение членства Польши в ЕС. Но как при этом польская правящая элита намерена обходиться без евродотаций - действительно интересно.