Мы можем сказать, что российское вмешательство в Сирии превратилось в своего рода рутину: русские бомбят, и много, а сирийцы продвигаются почти на всех фронтах, хотя и медленно. А те, кто ожидал быстрого коллапса Даеш, за которым последовала бы серия крупных побед, могут быть разочарованы; лично я скорее вдохновлён такими событиями. И вот почему:
Если сирийцы не выиграли в этом Блицкриге, то в первую очередь – и это самое главное – потому, что подобный Блицкриг никогда реально не был возможен. Сирийцы никогда не имели достаточных сил, чтобы сконцентрировать их на одном острие атаки и последовательно развивать прорыв. И у сирийцев отсутствуют огневые средства, необходимые для проведения артиллерийской подготовки перед попыткой подобного наступления. На самом деле, второстепенная роль российских ВКС состояла в том, чтобы обеспечить сирийцам огневую поддержку с воздуха, чего так не хватало их наземным силам. Однако, хотя Блицкриг всегда крайне впечатляет, пусть и рискован, существует и ещё одна проверенная форма ведения войны – война на истощение, которая тоже приносит результаты. Я не говорю о войне на истощение типа Первой мировой, конечно же, а именно о сирийском конфликте.
Русские постоянно уничтожают Даеш на многих уровнях: они наносят удары по командным пунктам, складам боеприпасов, логистике и путям поставок, тренировочным базам и так далее. Поскольку многие цели уже уничтожены, русские обеспечивают всё более и более тесную воздушную поддержку, то есть они теперь делают вылеты непосредственно в поддержку операций сирийской армии. Всё больше свидетельств, что российские офицеры теперь работают в тесном контакте с сирийскими передовыми подразделениями. Это тесное сотрудничество и координация русских и сирийцев принесла много небольших побед и как минимум одну крупную – стратегический город Сальма на северо-востоке провинции Латакия теперь полностью освобождён. Взгляните на это видео, оно на русском, но перевода и не требуется, тут кадры освобождения города.
И взгляните на недавний прогресс, тут субтитры на английском, о нём сообщил Генеральный штаб России:
Негативная сторона в том, что сирийцы и русские пока не нашли способа лишить Даеш основного преимущества: возможности вкачивать в Сирию всё больше боевиков через Турцию и другие страны. На данный момент неясно, у кого в этом соревновании преимущество – могут ли сирийцы убивать такфири быстрее, чем Даеш их привозит, или нет. Несмотря на это, очевидно, что сирийцы продвигаются, и это говорит мне, что хотя приток новых боевиков явно представляет для сирийцев проблемы, он не таков, чтобы Даеш мог воспрепятствовать продвижению сирийцев.
Я уже упоминал ранее, что русские ещё и снабжают сирийцев передовыми артиллерийскими системами, которые постепенно восстанавливают возможности сирийцев иметь соответствующую, действенную огневую мощь наземных подразделений.
Недавно появилась весьма интересная новость: есть сообщения, что Россия сейчас напрямую поставляет оружие Хезболле. Если эти сообщения подтвердятся (конечно, никто и никогда официально этого не признает), то это станет элегантным ответом на израильские бомбёжки складов вооружений Хезболлы. Что до Ирана, мы вполне можем быть уверены, что они в любом случае могут получить всё необходимое с российского рынка. Иными словами, Россия будет медленно, но верно восстанавливать сирийские средства.
Но самое большое событие прошедших двух недель – отсутствие событий. Факт есть факт – возглавляемая США «альтернативная коалиция» не добилась вообще ничего. Не только крупная конференция в Саудовской Аравии окончилась полным провалом после ухода Ахрар аль-Шам, но и недавняя попытка саудовцев создать кризис в отношениях с Ираном тоже окончилась без каких-либо значимых результатов. То же касается и французского вмешательства в ответ на массовые убийства в Париже: Шарль де Голль отправился в Сирию и – ничего. Буквально ничего существенного не произошло. А что до Мирового Гегемона, так оказалось, что Дядя Сэм просто не знает, что делать: всё, что мы увидели со стороны Вашингтона, так это ряд пустых заявлений, за которыми ничего не последовало. А турки – так они теперь разбираются с внутренней ситуацией, которая с каждым днём ухудшается, и по-видимому, они понятия не имеют, что делать с Сирией.
Вот почему я думаю, что «отсутствие новостей – уже хорошая новость»: потому что отсутствие новостей означает, что Россия – единственный игрок; каков бы ни был темп российско-сирийского продвижения против Даеш, они единственные, кто реально что-то делает, а остальные находятся в состоянии полного разброда.
На какое-то время Пентагон пустил в ход идею поддержанного США курдского наступления на город аль-Ракку, представляемого в качестве «столицы Даеш», и на помощь курдам были отправлены некоторые силы специального назначения США, но быстро выяснилось, что турки категорически против. Что того хуже, курды тоже отказались стать пушечным мясом в проводимой США операции против Даеш. Конец грандиозному плану.
Иными словами, на данный момент, по-видимому, у США, НАТО, ЕС, турок, саудовцев и прочих нет никакого работающего плана. Единственные, у кого есть не только план, но кто ещё и преследует долгосрочные цели – Россия и Иран. Стоит отметить, что российско-иранский план обладает внутренней гибкостью: если возможно, русские и иранцы хотели бы получить лучшую ситуацию на местах, прежде чем заниматься переговорами о будущем Сирии. Если это окажется невозможно, и Империя снова будет настаивать на повышении ставок, то запасной план прост: военным образом разбить Даеш.
Лучшее свидетельство того, что российская сторона хочет обеспечить длительную кампанию – недавнее соглашение SOFA (соглашение о статусе сил), подписанное Россией и Сирией, которое регулирует российское присутствие в Сирии, и в нём отсутствуют временные рамки. На самом деле, если одна из сторон захочет выйти из соглашения, она должна предупредить вторую сторону за год. Весьма вероятно, что у иранцев и сирийцев тоже есть подобное же соглашение, но его не обнародовали.
Существует масса предположений относительно возможности российской наземной операции в Сирии. Я не принимаю их всерьёз. Не только российские официальные лица и военные эксперты отвергают подобную операцию, но и российские войска просто не «заточены» на такое удалённое проецирование силы. Да, в теории русские могут отправить и воздушно-десантные войска при поддержке сил морского базирования, но это противоречит военной доктрине России и несёт весьма серьёзные потенциальные риски. Исключая что-либо совсем уж экстраординарное, я не вижу, с чего бы Кремлю пойти на столь крайне опасный гамбит.
Итак, по-видимому, план таков:
- Стабилизация правительства Сирии (выполнено).
- Война на истощение против Даеш (в процессе).
- Восстановление сирийских вооружённых сил (в процессе).
- Установление постоянного российского военного присутствия (выполнено).
- Воспрепятствование установлению США/НАТО бесполётной зоны (выполнено).
- Принуждение Империи к переговорам с Асадом (в процессе).
- Уничтожение турецкой, саудовской и катарской поддержки Даеш (в процессе).
- Привлечение возможно большего количества вооружённой оппозиции к Асаду в общий фронт против Даеш (в процессе).
- Обеспечение военной помощи Ирану и Хезболле (в процессе).
- Удержание боевиков Даеш подальше от России и её союзников на Кавказе и в Центральной Азии (в процессе).
- Попытаться убедить европейцев, что их позиция на Ближнем Востоке (и далее) обречена на провал, и они должны работать вместе с Россией на восстановление стабильности (пока результатов нет).
- Попытаться вбить клин между США и Европой (пока результатов нет).
Я думаю, этот план успешно сочетает краткосрочные и долгосрочные цели, у него хорошие шансы на реализуемость, по крайней мере первые 10 пунктов. Увы, я не вижу никаких признаков того, что хватка США в Европе (через подчинённые европейские компрадорские элиты, стоящие у власти) ослабевает. В любом случае, полный провал поездки Олланда в Вашингтон подтвердил, что даже у Франции не осталось настоящей независимости.
Оригинал: http://polismi.ru/