Свежий вой с болот глас вопиющих слышен на берегах Потомака. Сообщество соавторов бесценного (согласитесь, $34.75 за 384 страницы в твердом переплете - это ведь практически бесценно!) творения под условным наименованием "Красная паутина: борьба между цифровыми диктаторами России и новыми онлайн-революционерами" в лице неких Андрея Солдатова и Ирины Бороган (кто такие - гуглите сами, мне лень) разродились накануне собственным мнением, любезно опубликованным почтенным изданием, в котором взывают к совести неких ИТ-компаний. Предлагаю перевод, дабы было что обсуждать.
В начале декабря российские цензоры добились неожиданного успеха: пользователи Интернета по всей стране сообщили, что Tor, программа для шифрования, которая позволяет пользователям обходить правительственный контроль в сети, переходит в оффлайн (то есть не работает онлайн – прим.пер.).
Российские спецслужбы годами пытались нейтрализовать Tor. Они рассматривают его как излюбленный инструмент Запада для обхода цензуры. Его создание спонсировалось Международным бюро радиовещания, американским агентством, которое оказывает техническую поддержку Голосу Америки и Радио Свободная Европа / Радио Свобода. Ирония заключается в том, что российское государство одержало победу над свободой информации с помощью западных компаний.
Россия называет свою систему контроля онлайн-дискурса « суверенным Интернетом ». Общенациональная система, центр управления которой находится в Москве, предназначена для подавления трафика, который не нравится Кремлю. Он может изолировать определенные разделы Интернета или отрезать целые регионы страны от Интернета в случае протестов или беспорядков. Во многом эффективность системы свидетельствует об умении российских инженеров, которые спроектировали, протестировали и внедрили ее в течение всего двух лет, начиная с 2019 года.
Однако, несмотря на название, система в решающей степени зависит от зарубежных технологий. Ее центр управления, расположенный в роскошно отреставрированном здании XIX века из красного кирпича на берегу Москвы-реки, оснащен 30 серверами китайской компании Lenovo и еще 30 серверами американской компании Super Micro Computer. Но это всего лишь аппаратное обеспечение, обеспечивающее вычислительную мощность системы.
Еще более важным является программное обеспечение глубокой проверки пакетов (DPI), которое позволяет российским цензорам подавлять трафик Tor или замедлять Twitter по всей стране, как они это сделали в начале этого года .
(WP: Мы обратились за комментариями к компаниям, упомянутым в этой статье. Только Super Micro ответила: «Supermicro соблюдает установленные законы и правила, и наша политика соответствует международным принципам прав человека», - сказал представитель компании в электронном письме. Мы действуем надлежащим образом, чтобы убедиться в этом ».)
По приказу цензоров каждый российский интернет-сервис должен установить пакет технологий наблюдения, предоставленный израильской фирмой Silicom Ltd. В сентябре российские правозащитники обратились к Silicom в связи с участием компании в создании суверенного Интернета, но компания не дала ответа.
Многие эксперты давно предполагали, что современные диктатуры будут полагаться друг на друга в сфере онлайн-наблюдения. Это предположение было до некоторой степени основано на исторической аналогии - наследии продажи советского и китайского оружия в эпоху холодной войны другим деспотическим режимам. Это мышление рассматривало слежку и цензуру как современное оружие - поэтому казалось логичным, что поставки танков и автоматов Калашникова этим режимам будут дополняться программным обеспечением и оборудованием для слежки за диссидентами, активистами и журналистами.
Но все обернулось не так. Из технологий, используемых российскими цензорами в суверенной системе Интернета, только часть оборудования поставляется китайцами. Компания Lenovo возникла в Китае, но штаб-квартира Lenovo находится в Моррисвилле, Северная Каролина. Более точно ее можно назвать китайско-американской транснациональной корпорацией. Штаб-квартира Super Micro находится в Сан-Хосе, Калифорния. Технология DPI сама по себе является западным изобретением.
6 декабря российские интернет-цензоры приобрели несколько решений для анализа интернет-трафика, разработанных компанией IXIA, которая является частью Keysight Technologies, другой американской компании, базирующейся в Санта-Роса, штат Калифорния.
В наши дни диктатуры слишком умны, чтобы отгородиться от западных технологий, даже если они провозглашают цифровой суверенитет своей национальной целью. Когда дело доходит до слежки и цензуры, им нужно довести дело до конца - они не могут быть слишком привередливы к тому, кто предоставляет инструменты. Даже Саудовская Аравия явно не испытывала угрызений совести по поводу использования программного обеспечения для слежки от израильской компании NSO Group. (Позднее компания расторгла контракт с саудитами на фоне негативной огласки.)
Но это также означает, что даже когда диктатуры возводят стены, в том числе онлайн, извне можно что-то предпринять, чтобы замедлить их прогресс в подавлении прав человека и политических прав в своих странах.
Технологические компании не должны быть самостоятельными, когда дело доходит до принятия решений о том, следует ли им соглашаться с этими режимами. Google правильно решил прекратить свою спорную программу разработки поисковой системы, которая была бы совместима с режимом цензуры Китая. Но есть и другие узкопрофильные компании, у которых, похоже, мало таких сомнений.
Есть много экспертов, журналистов и правозащитных организаций, которые вполне способны объяснить, что можно сделать с технологией, когда ее использует темная сторона. Компании не могут продолжать помогать авторитарным режимам, заявляя о незнании ситуации в этих странах.
Незамутненный разум отдельных борцунов в очередной раз дает нам пищу для подтверждения правильности действий. Читаем внимательно.
Уже этого любому нормальному государству, сколько-нибудь заботящемуся о собственном суверенитете, должно быть достаточно для принятия самых серьезных мер по ограничению (или - по крайней мере - контролю) за поделкой. На самом деле ребята немного не договаривают. Ряд источников напрямую сообщает, что TOR делали для использования резидентурой ЦРУ. ну да ладно.
Ох уж эти русские! Сервера в зданиях 19 века понаставили! Ажно 60 штук (30 Lenovo и 30 SuperMicro). Тут я поплыл. Вопросов несколько. Во-первых, чего так мало то? Всего 2 стойки... Как-то хиленько выступили. Во-вторых, это что же за удар в дешевизну? Или опять весь бюджет распилили, а на остатки на алике закупились? Э-э-э... Чует мое сердце - надо бы Конгрессу озаботиться еще одним фактом коррупции в России.
Ага. Не дала. Ибо она (компания) кормится именно на этих технологиях, и пойти убиться ради неких непоименованных правозащитников - ну как бы не готова.
Вот оно к чему всё! "Партия, дай порулить!" Кто бы пояснил этим просветленным, что рулящие и так есть.
К чему я это всё.
Случилось так, что 15% аудитории TOR - это наши сограждане. Как так получилось? Вероятно, потому как другие каналы взаимодействия оказались затруднены. А что же в действительности TOR предлагал?
Уже в своем призыве "развиватели" явно признают, что система используется для даркнета. Но они - против! (ага!)
Почему же федералы с града на холме не выдвигают требования, идентичные нашим правоохранителям. Тут вообще смешно. Кроме того, они же сию поделку смастерили (и знают как ее читать) для вообще зашоренных они в явном виде обозначают:
Кстати, когда Роскомнадзор предложил им убрать из сети информацию, позволяющую получить доступ к противоправному контенту - команда проекта опубликовала призыв к пользователям вместо этого - расширить сеть путем поднятия новых серверов.
И вот, когда оказалось, что и против Кости Сапрыкина нашлись таки методы - наблюдаем изумление и поиск виноватых. Ну-ну, было уже и не такое.
P.S. Неплохой материал с разными мнениями по причинам блокировки - приведен тут.