Можно по-разному относиться к белорусскому правительству, но сохранение Минского завода колесных тягачей для всего постсоветского пространства, безусловно, одно из его достижений. В рамках Союзного государства МЗКТ стал фактическим монополистом в поставках колесной тяжелой техники в Россию. Если верить официальному сайту производителя, за последние годы объем экспорта в Россию составил около 68% продукции, при этом для нужд Беларуси остается только 16% машин. Оставшиеся 16% распределяются между 20 странами. О чем это говорит? Прежде всего о фактическом монополизме МЗКТ на российском рынке вооружений. Не облагаемая пошлинами продукция активно покупается армией, в то время как отечественные производители находятся в загоне. Брянский автомобильный завод, технологический преемник специального конструкторского бюро ЗИЛа, сейчас выпускает для военных единственную линейку колесных тягачей высокой проходимости — "Вощина-1". О том, какая участь постигла Курганский завод колесных тягачей, думается, все знают.
Подобная зависимость российской армии от иностранного производителя нигде в мире не встречается. Вооруженные силы других государств либо опираются на свои силы, либо расширяют гамму поставщиков, не зацикливаясь на одном-двух. В Россию же МЗКТ на правах единственного производителя поставляет многоосные шасси для стратегических мобильных ракетных комплексов, и это далеко не единственный пример. Восьмиколесный МЗКТ-7930 используется для «Искандеров», «Ураганов», С-400, устаревший морально и технически МЗКТ-543M/543A — для «Смерчей» и С-300, а новейшие корпусные шасси МЗКТ-6922 применяются в качестве базы для «Бука-М2». И это далеко не полный список экспортируемой в Россию продукции.
Самому МЗКТ наличие надежного и платежеспособного партнера позволило за десятилетия создать серьезную базу для дальнейшего развития. Сейчас на заводе самостоятельно выпускают подвески, рамы, кабины, лебедки, автоматические коробки передач, раздаточные коробки и редукторы различного назначения. В ассортименте особого прорыва со времен Советского Союза не случилось – моторы в Минске так и не научились делать. При этом автоматические трансмиссии минчане выпускают в рамках совместного предприятия с китайцами «Волат-Санцзян». Как и любое предприятие, ориентированное на экспорт, МЗКТ серьезно зависит от бесперебойности поставок за рубеж. И здесь уже Министерство обороны России выступает в роли монополиста и может во многом диктовать свою волю.
Что произойдет с МЗКТ в случае разрыва отношений с Россией? Настоящая катастрофа. Если до конца верить упоминаемой заводской статистике, то всего 16% техники уходит за рубеж (помимо России). При этом покупателей, способных забирать львиную долю продукции, у белорусов нет. Безусловно, у заводчан покупают гигантские танковозы-вездеходы типа МЗКТ-741351 богатые восточные страны, но заказы единичны и особой погоды не делают. И как только Россия откажется от закупок продукции, производство придется серьезно сокращать, а высококвалифицированный персонал распускать. А это социальный взрыв локального масштаба, потеря доли рынка и экономическая стагнация. Неужели кто-то думает, что продукция МЗКТ сможет на равных конкурировать с колесной техникой Rheinmetall Defence из Германии или французскими Arquus? В условиях рыночной экономики и под тлетворным влиянием западной экономии МЗКТ вполне может повторить судьбу своей «дочки» советского периода — КЗКТ.
Казалось бы, взаимовыгодным сотрудничеством должны быть довольны все. Действительно, военные России рады относительно дешевым и неприхотливым тягачам, запчасти для которых на складах залежались еще со времен СССР, а минчане довольным постоянным покупателем, подписывающим контракты на сотни машин. Только вот отечественный автопром в этом сегменте фактически ничем не представлен. Зачем это делать, вкладывать средства в дорогие прототипы и испытания, если контракты военных все равно уйдут в Минск? В итоге теряются навыки проектирования, люди, умеющие разрабатывать тяжелые машины, уходят в другие направления либо вообще на пенсию.
На российские броневики «Тайфун-У» ставят гидромеханические коробки передач МЗКТ, которые минчане разработали с китайцами. Мало того, мосты также несут логотип белорусского завода. Оказалось, что некоторые агрегаты для бронетехники в России просто не могут делать и гораздо проще их купить у партнера по Союзному государству.
До последнего времени минчане не вступали в прямую конкуренцию с продукцией отечественной автомобильной промышленности. Но появилось семейство тактических грузовиков с колесной формулой 4х4, 6х6 и 8х8 – прямые конкуренты российским «Мотовозам» и «Мустангам». А сейчас на сцену вышел легкий броневик МЗКТ-490101, который, конечно, в армию Россию поставляться не планируется, но попортить крови на экспортных рынках сможет.
МЗКТ диверсифицируется
МЗКТ-490101 новинкой на 100% назвать можно с большой натяжкой. Несколько лет назад белорусами был представлен МЗКТ-490100 «Волат-В1», который можно назвать старшим братом российского «Тигра». Если у отечественного броневика снаряженная масса не превышает 8-9 тонн, то минчанин тянет уже на 12 тонн. Однако это не совсем не отменяет конкуренцию между двумя машинами на внешних рынках. В соответствии с современными тенденциями разработчики МЗКТ-490100 особое внимание уделили противоминной стойкости броневика. Защита обеспечивается как рациональной V-образной формой нижней части корпуса, так и повышением прочности днища за счет применения броневых листов большой толщины и обязательным применением специальных энергопоглощающих сидений. Специальных натурных испытания взрывом на МЗКТ не проводили, но расчеты на суперкомпьютере организовали.
В математической модели подорвали сразу 8 килограммов тротила – серьезный параметр для легкобронированной машины. По результатам расчетов самый неблагоприятный случай подрыва следующий: взрывное устройство расположено под днищем «Волата», между сиденьями водителя и командира. При отсутствии экрана противоминной защиты пиковая перегрузка головы водителя 82g, командира – 18g. У остальных членов экипажа — от 27g до 45g. Для водителя критерии повреждения превышают допустимые значения для головы, шеи и ног. У остальных членов экипажа – для шеи и ног, в зависимости от расположения в обитаемом отсеке. При использовании экрана противоминной защиты пиковая перегрузка головы водителя снижается до 13g. Также с экраном снижаются значения перегрузки для остальных членов экипажа. У водителя критерии повреждения превышают допустимые значения только для ног. У командира критерии повреждения не превосходят допустимых значений, а у остальных членов экипажа (8 десантников) критерии повреждения превосходят допустимые значения для шеи и ног.
Была выявлена необходимость доработки подножек сидений десанта для снижения вероятности получения травм нижних конечностей. Также выявлена потребность в доработке рабочего места водителя – изолирование ног от пола броневика с помощью фальшпола. Все это в той или иной степени было реализовано в конструкции модернизированного броневика МЗКТ-490101, который можно было увидеть на белорусской экспозиции форума «Армия-2020». На новой машине установили корейский дизель Doosan DL06 (на предшественнике был российский 215-сильный турбодизель ЯМЗ-534.52) мощностью 270 л. с. и автоматическую КПП Allison 2500SP. Двухскоростная раздаточная коробка компании ADS (Чехия) соединена в единый силовой агрегат с двигателем и трансмиссией. Кроме этого, новинка стала короче, с 6100 мм укоротилась до 5700 мм, «похудела» до 11 тонн и теперь способна взять на борт только пять человек. Минчане, очевидно, хотят предложить машину на экспорт, отсюда и импортные комплектующие, и усиленная до стандарта 2a/2b STANAG 4569 защита от мин с ВВ до 6 кг. Даже в официальном пресс-релизе на русском языке в качестве основных перевозчиков по воздуху маркетологи МЗКТ выделили Ил-76, Ан-124, Ан-22, а также заграничные С-130, А400М, С-5 и С-17. Второй уровень бронирования по стандартам STANAG 4569 позволяет держать пули калибра 7,62 мм, правда, без термоупрочненного сердечника. В настоящее время бронеавтомобиль предлагается только в одной 5-местной спецификации. Предшественник МЗКТ-490100, во-первых, уже служит в войсках Беларуси, а, во-вторых, существует в шести вариантах: с боевым, разведывательно-огневым и медицинским модулем, в виде машины радиоэлектронной борьбы, легкого носителя ПТРК и броневика для внутренних войск. Современно на белорусском броневике смотрятся бортовая информационная система, собравшая воедино множество датчиков в машине, и круговое видеонаблюдение. Во всем остальном МЗКТ-490101 — вполне обычный бронеавтомобиль, получивший умеренную защиту от стрелкового оружия и неплохую от мин и СВУ.
Относительно рыночных перспектив белорусского броневика сказать что-то конкретное нельзя. Во-первых, машина не участвовала в боевых действиях, чтобы доказать свою эффективность. Пока нет даже данных об натурных баллистических испытаниях, не говоря уже о подрывах. Во-вторых, МЗКТ вывел разработку на очень насыщенный сегмент рынка, где просто переизбыток подобных машин на любой кошелек. Свои модели представляют как именитые государственные компании, так и малоизвестные коммерческие структуры, заработавшие капитал на инкассаторской технике. Как бы легкий броневик из Минске не затерялся в этой компании…