Как пишет «Интерфакс», они должны были провести встречу в Лондоне и выступить на мероприятии аналитического центра «Франко-Британский совет». Без этой встречи запланированная поездка Парли в Лондон становится излишней в принципе.
Париж возмущён тем, что Австралия отказалась от ранее одобренного контракта на строительство новых подводных лодок французским подрядчиком. Накануне президент США, премьер-министры Австралии и Великобритании объявили о создании нового трёхстороннего партнёрства в области безопасности — AUKUS. В числе прочего это позволит Австралии впервые построить атомные подлодки, отказавшись от закупок обычных субмарин у Франции.
«Это решение противоречит букве и духу сотрудничества, которое существовало между Францией и Австралией», — заявили французские министры иностранных дел и вооружённых сил Жан-Ив Ле Дриан и Флоранс Парли.
Контракт на строительство субмарин с французской компанией Naval Group оценивался в 90 млрд долларов.
Происходящее куда более существенно, чем возмущение одной отдельно взятой Франции, и куда более масштабно, чем конфликт хозяйствующих субъектов, пусть и вышедший на международный уровень. В гневе и напряжении сейчас вся объединённая Европа, и дело здесь отнюдь не в деньгах.
То, о чём договорились Америка, Великобритания и Австралия — это никак не менее, чем начавшие проступать контуры нового мирового порядка. Новой расстановки сил. Новой будущей глобальной диспозиции. В которой у Европы отнюдь не то место, которого бы ей хотелось. Так о чём же речь? Что наметили три государства?
Прежде всего, речь идёт о глобальном переносе акцентов в восточное полушарие. Более того — в его южную часть. Что, с одной стороны, мощно усиливает Австралию, потенциально делая её региональной сверхдержавой или, как минимум, чем-то вроде большого политического хаба. А с другой стороны, чётко оставляет Европу не у дел. Чисто геополитически вытесняя её на обочину мирового процесса.
Во-вторых, созданное — это не что иное, как тихоокеанское НАТО. И если старый североатлантический союз был направлен против России (в т. ч. в облике СССР), то новый южнотихоокеанский союз чётко направлен против Китая. И в ближайшее время туда будут затаскивать местных игроков, таких как Индия, Япония, Индонезия, Филиппины и т. д. Теперь вопрос: а где здесь Европа? А её нет. Со всеми вытекающими (и подводные лодки здесь только начало).
В-третьих, агрессивный наезд на Китай самым непосредственным образом бьёт по европейским экономическим интересам, ведь Евросоюз всерьёз настроился на тесное взаимодействие с Поднебесной и много на что рассчитывает в связи с этим. В том числе в рамках проекта «Один пояс — один путь», который очевидно станет первой мишенью нового объединения. И вот здесь уровень убытков может быть уже совсем иным, чем те 90 млрд долларов.
И в-четвёртых, тот факт, что в игру была приглашена Великобритания. Возможное возвышение которой после Брексита может нанести уже по самому европейскому единству удар такой мощи, что совершенно не факт, выдержит ли его ЕС. Особенно на фоне резких движений Венгрии и Польши, всерьёз настроившихся, как минимум, «пошатать трубу» европейского дома.
Что тут скажешь? Некоторые события происходят тихо, но значение имеют куда большее, чем то, что максимально распиарено во всём мире. Вот и создание AUKUS как раз из числа таких. Не удивительно, что Европа так резко реагирует. Но вряд ли она может уже на что-то повлиять.
Напротив, ей ещё и придётся самой разбираться с наследством, которая Америка оставляет, уходя с Ближнего Востока туда, куда она пытается прийти сейчас. Что ж, нет союзника прекраснее, чем американцы.