В Украине не стихает «газовый конфликт», возникший в результате подписания Ю. Тимошенко и российским премьером соглашений о поставке голубого топлива в 2009 году. Подписанный контракт устанавливал для Украины цену на газ значительно выше, чем другим потребителям российского топлива.
В «газовой войне» не идет речь о прибылях или убытках «Газпрома», «РосУкрЭнерго» и «Нефтегаза Украины» - это война не межкорпоративная, скорее всего, это стратегические взаимоотношения на межгосударственном уровне.
Считается, что только России были выгодны условия подписанных газовых соглашений, а вот Украине они принесли огромные убытки.
Украинское высшее руководство постоянно публично сетует на то, что от соглашения по поставкам газа из России, подписанного Ю. Тимошенко, страдает все население страны. Нынешний украинский премьер министр открыто не обвиняет в этом российскую сторону, а возлагает всю ответственность за нанесенный ущерб на должностных лиц, которые участвовали в переговорах и подписании соглашения.
Все усилия украинского правительства добиться пересмотра газового контракта от 2009 года, оказались безуспешными. Единственное, что удалось сделать – осудить бывшего премьер министра страны Ю. Тимошенко на семь лет тюрьмы.
Запад не поддержал это решение украинского правосудия, поскольку считает, что Тимошенко приняла правильное решение в критической ситуации, что позволило европейцам, в условиях зимы 2009 года, восстановить снабжение газом своих потребителей. Их не интересуют потери самой Украины от этого решения и коррупционная схема поставок.
Вопрос о возможном освобождении Тимошенко, которого добиваются сторонники «оранжевой принцессы», стоит перед нынешней властью Украины достаточно остро. Ведь в случае выхода Ю. Тимошенко из заключения она может составить реальную политическую угрозу действующему правящему кабинету и, особенно, президенту Януковичу - на повестке дня стоят осенние выборы в Верховную Раду, а затем, не за горами, и президентские выборы.
Для того чтобы не позволить Ю. Тимошенко участвовать в политической жизни страны, в суде началось рассмотрение дела о нарушении действующего законодательства корпорацией «Единые энергетические системы» (ЕЭСУ), которая принадлежала лично Ю. Тимошенко (компания создана Юлией Тимошенко и ее мужем Александром Тимошенко с другом семьи Александром Гравцом). Корпорация просуществовала с 1995 года по 2009 год. В 90-е годы «ЕЭСУ», благодаря использованию Тимошенко государственного ресурса, за короткое время стала одним из монополистов украинского газоснабжающего рынка. Поскольку один из учредителей А. Гравец имел зарегистрированную компанию на Кипре, корпорация «ЕЭСУ» пользовалась налоговыми льготами - как фирма, имеющая иностранные инвестиции.
Куратором такого выгодного бизнеса стал бывший украинский премьер П. Лазаренко (впоследствии, он был приговорен американским судом за мошенничество по отмыванию денег).
«ЕЭСУ» обвиняют в хищении государственных средств и налоговых нарушениях. Само уголовное дело по неуплате налогов Ю. Тимошенко было возбуждено 11 лет назад, но в связи с победой оранжевой революции, в результате которой Юлия Тимошенко заняла высокий государственный пост, дело было закрыто. Несмотря на то, что срок давности за это преступление уже истек, правоохранительные органы Украины возобновили расследование.
Основанием для возбуждения нового расследования в отношении деятельности Ю. Тимошенко стало обращение министра обороны России А.Сердюкова с требованием возврата $450 млн., которые являются долгом корпорации «ЕЭСУ» перед Министерством обороны РФ а также выход книги, написанной бывшим заместителем генерального прокурора Украины – Н. Обиходом, который курировал дело о взятках П. Лазаренко. Одним из выводов, изложенных в этой книге, стало утверждение о соучастии Тимошенко в крупнейших махинациях, а также неуплате налогов из личных доходов и попытку обманным путем возместить НДС.
Одним из эпизодов предъявленного обвинения в ходе нового расследования, является то, что Тимошенко перевела на государство $450-миллионный долг своей корпорации перед российским Министерством обороны. Это преступление наиболее финансово весомое и имеет неопровержимые доказательства, а нынешний премьер Украины Н. Азаров не однократно заявлял, что долги «ЕЭСУ» перед МО РФ украинский бюджет возвращать не будет.
Суть сговора состоял в том, что Лазаренко от лица Правительства Украины, обеспечил заключение соглашения между «ЕЭСУ» и МО РФ, в результате которого Тимошенко получила бесплатно российский газ, который продала, а вот встречной поставки стройматериалов, для нужд оборонного российского ведомства, не осуществила. В результате огромный долг «повис» на бюджете Украины, так ка именно правительство страны являлось гарантом в этой сделке.
В России нашли виновного в лице главного финансиста Минобороны Г. Олейника, лишив генерала всех званий и наград. Через три месяца его амнистировали, а через год решением Президиума Верховного суда реабилитировали. Но все же Олейник был осужден на три года, однако уже в связи с махинациями с валютными облигациями.
Олейник утверждал, что в период 1996-1997 гг. было заключено три договора между «ЕЭСУ» и МО РФ по поставкам стройматериалов на $300, $250, $200 миллионов соответственно. Первый договор «ЕЭСУ» выполнила полностью, второй только на сумму $123 млн., а к выполнению третьего даже не приступала. Олейник считает, что причиной срыва поставок было решение властей Украины в 1998 г. лишить корпорацию права внешнеэкономической деятельности, поэтому выполнение обязательств, по заключенным договорам, было приостановлено.
Украинская сторона в результате следствия выяснила, что Тимошенко вместо того, чтобы рассчитаться с российской стороной, перевела денежные средства через подставные фирмы за границу.
В 1998 году ЕЭСУ прекратила свое существование под нажимом Налоговой инспекции. Официально она была ликвидирована в 2009 году решением учредителей. Даже то обстоятельство, что в 2000-2001 годах Тимошенко отвечала за работу всего топливно-энергетического комплекса Украины, не привело к возрождению «ЕЭСУ».
Но в деле Минобороны с «ЕЭСУ» понятно, что такая сделка не могла пройти без личного одобрения Ельцина и Кучмы. И кроме Лазоренко, это соглашение с российской стороны «пробивали» Черномырдин (в то время занимающий пост премьер-министра), Вяхирев (глава «Газпрома»), Вавилов (заместитель министра финансов РФ) и Грачев (министр обороны).
Коррупционная схема этого соглашения была достаточно хорошо продумана и блестяще выполнена. Все российские действующие лица благополучно ушли от ответственности: кто в мир иной (Черномырдин), кто на другие должности.
Именно Черномырдин убедил Игоря Родионова, занявшего пост министра после отставки Грачева, участвовать в сделке, в результате которой будут оказана финансовая помощь ведомству за счет соглашения, разработанного самим Минфином. Родионов, который не знал, как оплатить содержание армии и закупку вооружения, не мог возразить премьер-министру. Сумма предлагаемой сделки составляла 30% бюджета, выделяемого министерству обороны на строительные цели, и Родионов ухватился за эту идею. Также в это время Украина имела огромный долг перед «Газпромом». Нужна была сложная схема взаиморасчетов.
Соглашение с российской стороны подписали Родионов, Вавилов, руководители налоговой службы и «Газпрома», а с украинской стороны президент «ЕЭСУ» Тимошенко и компания «United Energy International Limited», являющаяся членом корпорации «ЕЭСУ».
По словам бывшего главного финансиста МО РФ, у него вызвал недоумение тот факт, что денежные суммы перечислялись по контракту, который уже был оплачен при Грачеве казначейскими налоговыми освобождениями. Но Вавилов лично требовал срочного перечисления денежных средств, прибегая к скрытым угрозам в адрес военного финансиста. Все знали, что Вавилов был доверенным лицом Ельцина, поэтому никто не хотел с ним вступать в спор. Именно по инициативе Вавилова были открыты специальные счета для всех участников сделки. Сотни миллионов долларов прошли по отработанной схеме.
В результате: «Газпром» закрыл свои налоговые недоимки, Минфин профинансировал армию, Министерство обороны перевело деньги «ЕЭСУ» за будущие поставки стройматериалов, Тимошенко получила газ и продала его, Минобороны не получил ожидаемые от украинской стороны стройматериалы.
В 2004 году американцы принудительно посадили в аэропорту города Палм-Бич личный самолет Вавилова (в ту пору он уже был российским сенатором) и допросили его по делу П. Лазаренко. Вавилову и в этот раз удалось уйти от ответственности: прокурорские вопросы не помешали ему обзавестись недвижимостью в Нью-Йорке стоимостью более $50 млн. Только в 2010 году Вавилов добровольно ушел из Совета Федерации.
Летом 2004 года прокуратура России объявила Тимошенко в международный розыск. Ее обвинили по фактам передачи через своих доверенных лиц взяток чиновникам оборонного ведомства России для заключения государственных контрактов по материально-техническому снабжению российской армии по завышенным ценам. После победы «оранжевой революции» в России дело было закрыто по причине «истечения срока давности».
Конечно роль Тимошенко в деле «большого кидка» Министерства обороны РФ большая, но без подельников она не смогла бы выполнить такой масштабный межгосударственный гешефт.
Москва ответила молчанием на результат нового разбирательства украинской стороны по делу Тимошенко. Всем известно, что Путин не сдавал людей Ельцина, но в результате судебного процесса обязательно всплывут имена участников сделки с российской стороны. Тимошенко тоже не сможет уйти от достаточно острых для нее вопросов по сделке с МО РФ.
В тоже время соратники Тимошенко считают, что обращение министра обороны РФ к украинскому кабинету министров с требованием возврата долга является нелегитимным, поскольку он, по их мнению, не имеет права напрямую обращаться к премьер-министру Украины.
Сама Тимошенко такжн отрицает наличие долга корпорации «ЕЭСУ» перед российскими военными. Она напомнила, что в 1996 году президент Украины Кучма и Н. Азаров, который являлся в 90-е годы главой налоговой службы Украины, конфисковали все активы ее корпорации, а государство не может отвечать по долгам коммерческих структур. Ю. Тимошенко считает это требование возврата долга политической провокацией и что претензии российского оборонного ведомства безосновательны неправомерны.
Но каким бы то не был итог расследования, вся эта неприглядная история может значительно навредить репутации, как России, так и Украины перед лицом мирового сообщества.
Использованы материалы:
http://svpressa.ru/society/article/56442/
http://www.lenta.ru/lib/14159943/full.htm