Ливия
Собственно говоря, в Ливии беспорядки начались раньше — ещё 17 февраля 2011 года, но страна имела все шансы выйти из кризиса быстро и с минимальным количеством жертв. Ситуация развивалась стремительно — захват мятежниками городов, столь же быстрое их освобождение военными. И к 17 марта войска Джамахирии стояли уже близ столицы мятежников — Бенгази. Это и встревожило западную «общественность», точнее, западную верхушку — там не рассчитывали на столь скорое завершение войны против одного из государств, включённых США в так называемую ось зла. Спешно созванное заседание Совета Безопасности ООН, намеренное нагнетание в СМИ, протаскивание через Совбез резолюции № 1973 — всё это делалось якобы для предотвращения массовой гибели людей, которых, как утверждали на Западе, «диктатор Каддафи» готовился убить в Бенгази. Ну а жертвы агрессии США и НАТО — это, как всегда, там называют «побочным ущербом», пусть даже их намного больше, чем возможное число убитых мятежников.
Впрочем, если оглянуться назад, нужно вспомнить, что инициаторами антиливийской агрессии были даже не США. Больше всего на нападении настаивала Франция. Секрет был прост — впоследствии тогдашнего французского президента Николя Саркози даже судили за то, что его предвыборную кампанию спонсировал ливийский лидер Муаммар аль-Каддафи. Разумеется, не за «красивые глазки», а за поддержку программы мирного атома. «Благодарность» со стороны Саркози оказалась весьма своеобразной. (Впрочем, по тому делу экс-президент Франции отбился, но, кажется, удача его оставляет — это дело оказалось не единственным. Только за агрессию против суверенного государства, повлёкшую тысячи жертв среди мирных жителей, его, к сожалению, на данном этапе судить никто не будет).
Сирия
Из арабского мира против нападения на Ливийскую Джамахирию выступила только Сирия, отказавшись одобрить антиливийскую резолюцию Лиги арабских государств. Алжир воздержался, остальные послушно проголосовали так, как от них ждал Запад.
Как известно, огонь войны, именуемый «арабской весной», перекинулся и на Сирию.
Оглядываясь на десять лет назад, можно задаться вопросом — был ли способ у Сирии избежать многолетней изнурительной войны? Возможно, стоило подавлять мятеж более решительно на ранней стадии. Но в данном случае был негативный ливийский опыт — слишком решительное подавление боевиков создало повод для беспощадной агрессии со стороны коллективного Запада.
Но и слишком мягкое обращение с мятежниками оказало негативное влияние — от демонстраций «оппозиция» слишком быстро перешла к погромам, от погромов — к террористическим актам, а затем — к захвату городов.
Был момент, когда Сирия непосредственно оказалась перед угрозой ливийского варианта — это август 2013 года. Тогда была осуществлена грандиозная провокация в районе Восточная Гута провинции Дамаск. США обвинили сирийские власти в «химической атаке» и, отказавшись от всякого расследования, намеревались начать прямую крупномасштабную агрессию.
Впрочем, это был бы не совсем ливийский вариант. Нападение на Джамахирию было прикрыто «бумажкой» – резолюцией Совбеза. В которой, правда, про бомбардировки ничего не говорилось, но Североатлантический альянс растолковал её очень своеобразно, зацепившись за упоминание в документе «других мер», необходимых для защиты мирного населения.
Агрессия против Сирии, если бы она состоялась в августе 2013 года, была бы похожей на преступление США и НАТО в Югославии, где не было даже такого «фигового листка» от СБ ООН.
Только Россия, ведя тонкую дипломатическую игру, остановила руку натофашистских карателей. Остаётся лишь сожалеть, что этого не было сделано в отношении погибшей ныне Ливийской Джамахирии.
Война против Сирии отнюдь не закончена. Она уже прошла несколько стадий — после неудавшейся агрессии США попытались использовать против непокорной страны одну из самых тёмных сил – «Исламское государство» (ИГ, оно же ИГИЛ, запрещено в России). Но боевики ИГ пошли против самих хозяев, и проект пришлось срочно сворачивать. Далее следовала череда мелких провокаций и мелких актов агрессии в 2018 и 2019 гг. под тем же предлогом — химоружие.
Даже новоявленный президент США Джо Байден уже успел «отметиться», нанеся авиаудары по Сирии 26 февраля текущего года (вот и ответ на вопрос, кто же убийца!).
Война на истощение против Сирии продолжается — не только военными, но и политическими и экономическими методами. Сохраняется и угроза новых провокаций, связанных с химическим оружием. Уже десять лет небольшая страна противостоит попыткам сделать из неё «вторую Ливию» (или «третью Югославию»). Десять лет по вине западных политиков сирийский народ испытывает невероятные страдания. Но Сирия не пала. Как благодаря героизму своих воинов и защитников, так и благодаря русской доблести. Несмотря на многие претензии к российскому руководству, подвигом солдат и офицеров России на дальних рубежах остаётся только гордиться. Ведь идёт оборона не только Сирии. Это — защита последних остатков международного права. Это — защита элементарных принципов справедливости. Это — защита всех ценностей, благодаря которым ещё живо человечество, вопреки тем, кто хотел бы ради своих корыстных интересов превратить весь мир в разрушенную Ливийскую Джамахирию.