Главная » 2022 » Январь » 29
15:25

Только бизнес – ничего личного: Сербия предпочитает не только российские вертолеты

Только бизнес – ничего личного: Сербия предпочитает не только российские вертолеты

Сербия определенно стремится стать вертолетной державой регионального масштаба – к имеющимся на вооружении 73-м винтокрылым машинам будут закуплены еще тридцать один. В течение пары лет в сербское «ваздухопловство» (ВВС страны) придут пятнадцать Ми-35 (из которых 11 подержанных), три Ми-17 и сразу 11 Airbus H-145. Для гражданских нужд Вучич намерен купить у России еще два вертолета Ка-32, которые президент Сербии назвал «убедительно лучшими вертолетами для тушения пожаров». Объявлено об этом было в конце текущего января и наводит на определенные размышления. На первый взгляд, кажется, что ничего криминального в этом нет – все-таки 20 вертолетов имеют российское происхождение и вполне может рассматриваться как пример лояльность братской Сербии. Однако Вучич анонсировал покупку в России лишь новых вертолетов, то есть партию всего из 9 машин – Ми-35, Ми-17 и Ка-32. Подержанные Ми-35 будут приобретены, судя по всему, у Кипра и не совсем в ликвидном состоянии. Кипрская национальная гвардия получила вертолеты еще в 2001 году, которые уже успели пройти капитальный ремонт и сейчас находятся на излете карьеры в прямом смысле слова. Средняя стоимость каждого Ми-35 из Кипра приближается к 25 млн долларов, что сравнимо со стоимостью новой машины. Для сравнения: несколько лет назад для ВВС Бразилии поставили 12 вертолетов общей стоимостью 150 млн долларов. Но Бразилия – это явно не Сербия, и новенькие Ми-35 ушли бы с ростовского авиазавода в Белград с заметным дисконтом. А может, и с традиционным предоставлением кредита на покупку. С чем связана такая нелогичность Вучича? Ведь он просто теряет деньги на невыгодных контрактах. Никак начитался украинских пасквилей о крайне низком качестве Ми-35, служащих в бразильских ВВС. Например, о том, что российские машины могут стрелять противотанковыми ракетами только с левого пилона, а неуправляемые снаряды могут уходить из направляющих исключительно с обеих сторон одновременно. Или испугался долгого срока ожидания – двенадцать вертолетов бразильцы получали в течение пяти лет с 2009 по 2014 год. Природная хитрость подсказала Вучичу, что лучше купить российские вертолеты, но подержанные и у иностранного продавца. На бумаге все будет красиво – 20 машин произведены в России и необходимый градус лояльности, по мнению президента, сохранен. Еще и на бесплатную модернизацию можно надеяться. Неужели россияне откажутся привести с боеготовое состояние издыхающие вертолеты ВВС Сербии? А к подаркам руководство Сербии привыкло. Российская военно-техническая помощь с 2018 года выразилась в четырех вертолетах Ми-35, трех – Ми-17, шести – МиГ-29, тридцати танках Т-72 и тридцати – БРДМ-2. Помощь подразумевает под собой не только существенный дисконт, но совершенно бесплатные поставки.

Реальная политика Вучича

На сэкономленные деньги

 

«Это для нас спасение, не будет проблем с электричеством, газом и отоплением»,

– именно так оценивал подписание крайне выгодного газового контракта с Россией президент Вучич в прошлом году. Сейчас в балканскую страну голубое топливо идет по цене в 270 долларов за тысячу кубометров. Сравните это с затратами европейцев, вынужденных платить по 1200–1800 долларов за аналогичный объем топлива. При этом газ для сербов в обозримом будущем принципиально не подорожает. И вот на вырученные средства руководство Сербии решило купить боевые вертолеты.Кипрские Ми-35 не просто пополнят парк «ваздухопловство», но и избавят островитян от устаревшей техники. А это, естественно, повод для Кипра закупить новую технику, и она, учитывая сложившуюся обстановку, будет совсем не российского происхождения. Вот так, пусть и косвенно, Белград поддержал вертолетостроительные компании стран НАТО на российские деньги. Но почему только косвенно? В планах Вучича закупка одиннадцати совсем натовских Airbus Н-145, каждый из которых обойдет в 4–5 млн долларов. Машина проверенная, с не самыми выдающимися летными характеристика, но привычная сербам – в ВВС уже есть пять таких вертолетов. Airbus Н-145 хотя и относится к многоцелевым вертолетам, но, по сути, является гражданской машиной, способной лишь на полицейские функции. Спокойно смотреть на приобретение Сербией натовских вертолетов можно было бы, если бы в России не производились аналоги. Но у Москвы есть «Ансат» и Ка-226, по многим характеристика сходные с европейским вертолетом. Однако выбор Вучича пал именно на партию H-145. Впрочем, положа руку на сердце, о чем может идти речь, если сами россияне в своё время покупали Airbus Н-145 для МЧС страны? И в Специальном летном отряде немало техники от Airbus. Сами – так себе патриоты, а требуем чего-то от сербов. Сейчас ситуация выправилась, и портфеле заказов на «Ансат» уже несколько десятков отечественных контрактов. Китай для своей медицины катастроф уже закупил 20 казанских вертолетов, каждый из которых обошелся примерно в 6 млн долларов. Но это медицинская конфигурация с дорогостоящим спасательным модулем – для сербов наверняка бы нашлась лазейка для сокращения стоимости. Если отбросить все условности и руководствоваться исключительно принципом «только бизнес и ничего личного», то президента Вучича можно понять. Ему очень не с руки портить отношения с европейскими соседями, полностью переходя за закупки российской техники. Несмотря на то, что объемы сербских покупок не поражают воображение, это все равно подспорье для производителей техники стран НАТО. Особенно в коронакризис. Вучич явно диверсифицирует собственные вооруженные силы, насыщаясь разношерстной техникой. США с Европой могут надавить в один счастливый момент, и страна все-таки введет санкции против России. Тогда о поставках запчастей и обслуживании техники можно будет забыть. Поэтому сербы и закупают Airbus, пусть и на сэкономленные на природном газе деньги. Ругаться с Россией Сербии также страшно – слишком много бонусов в последнее время прилетает из Москвы. Поэтому пока и наличествуют те самые «Мили и Камовы» в планах президента. Кстати, о намерении купить пару Ка-36 Вучич заявил через несколько дней после объявления первой части планов, словно вдогонку – никак совесть заела или кто-то повлиял. В любом случае, в сербских ВВС российские вертолеты служат отличной перестраховкой на случай обострения отношений с Евросоюзом. И с этой точки зрения Вучича можно отлично понять. Нельзя понять только контракты на природный газ по 270 долларов за тысячу кубометров на фоне подобных фокусов.



Источник

Просмотров: 219 | Добавил: Dmitrij | Только бизнес – ничего личного: Сербия предпочитает не только российские вертолеты | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:37:39


00:38:14

work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх