Прошлый материал про «просто топоры» закончился вместе с концом эпохи Средневековья и, вне всякого сомнения, мы ещё расскажем о более «современных» боевых топорах. Но как тут можно не прервать это повествование и не заглянуть на другой край земли, в Америку, прежде всего Северную, где именно топор стал едва ли не самым главным оружием тамошних индейцев в рукопашном бою. Самые древние «томагавки» были самыми обычными каменными топорами. Причем самые ранние томагавки с металлическим лезвием как раз и повторяют конструкцию древних каменных и медных (из самородной меди) клиновидных топоров. Потом на их землю пришли европейцы и принесли с собой железо, а ещё огнестрельное оружие.
Доказательством этому служит и сообщение англичанина Уильяма Вуда, который в своей книге, изданной в 1634 году, описал индейские томагавки как «палки длиной в два с половиной фута с большим набалдашником, похожим на футбольный мяч». Фактически перед нами описание типичной булавы, а никак не топора.Однако очевидно и то, что индейцы вставляли остро отточенные клинки в деревянные рукоятки и получали оружие в форме небольшого топорика на довольно длинной рукоятке. Известны такие топоры уже в XVI – начале XVII века, но одновременно с ними появились и так называемые «прикладные палицы», которые по сути своей представляли тот же самый томагавк, только несколько иной конструкции. Просто индейцы заметили, что, когда у белых в ружье нет заряда, а сражаться им приходится врукопашную, они берутся за ствол своего ружья и машут им, как дубиной. Идея скопировать оружие белых пришлась индейцам по душе, и вот именно так и появились прикладные палицы.
Прикладные дубинки совершенно точно связаны с подражанием огнестрельному оружию, которое европейцы привезли с собой в XVI–XVII веках. Распространились они в Северной Америке очень широко: от южных и до восточных равнин. На Северных равнинах использовались более толстые и тяжелые типы ложи с прикладом, в то время как сиу на Среднем Западе использовали более длинные и тонкие версии.Есть и ещё одно свидетельство заимствования у европейцев, если уж не самого оружия, то хотя бы заложенных в нем идей: так, лезвие в форме сердца на верхней кромке очень похоже на наконечник эспонтона, довольно богато украшенного европейского древкового оружия, очень популярного после середины XVII века. Торгуя с европейцами, индейцы выменивали у них латунные мебельные гвозди с красивыми блестящими шляпками и украшали ими свои прикладные палицы.
Со временем прикладная палица с клинковидным лезвием (иногда в неё вставляли целых три ножа!) потеряла военное значение и стала своего рода символом власти вождя. В районе реки Миссури вплоть до середины XIX века использовались томагавки, которые для индейцев производили канадские французы. Они так даже и назывались: «миссурийские боевые топоры». Они обычно имели простой обух с круглым проухом диаметром в один дюйм (2,54 см) и тонкое, но довольно широкое полотно (10,16–15,24 см). Рукоятка сначала была короткой – около 35 см, но со временем стала удлиняться. Вес около 450 г. Интересно, что находят и томагавки без заточки, и вот вопрос, что это за оружие? Боевое или церемониальное?
Однако самый популярный тип томагавка выглядел несколько иначе. Это так называемый «трубочный томагавк», который появился около 1685 года, а с середины XVIII века получил очень широкое распространение среди племён восточных индейцев. Занимались их производством для меновой торговли с индейцами англичане и французы, а затем этим выгодным бизнесом занялись и американцы.Главной особенностью трубочных томагавков был сквозной канал по всей длине рукоятки и чашечка для табака на обухе. Предприимчивые мастера-умельцы делали их из обрезков ружейных стволов и даже из латунных гильз. Канал или прожигали в мягкой сердцевине ясеня, или же склеивали рукоятку из двух половин, после чего для прочности в нескольких местах скрепляли её медными либо латунными кольцами, или обматывали проволокой.
Мундштуки обычно делали из металла: олова, свинца, серебра, и даже никелированной латуни. Верхнее отверстие могло затыкаться пробкой из дерева, металла или рога. Были и совсем уже хитроумные чашечки с резьбой внутри. Тогда в неё ввинчивалась головка молотка. Но могло быть и наоборот: вывинчивалась чашечка, а на её место вворачивался шип, чтобы превратить томагавк в «обоюдоострое оружие». Показательно, что трубки-томагавки имели сугубо утилитарное значение и не имели сакрального. Существовали и так называемые эспонтонные томагавки, произошедшие от древкового оружия, которым вооружались офицеры европейских армий XVIII века. Как правило, они имели «ромбическое лезвие», у которого для красоты делались «усы» (отростки, закрученные в обе стороны вперед и назад). Иногда полотно такого томагавка делали похожим на… голову бизона в фас, а эти отростки изображали его витые рога! А ещё на нем были четыре отверстия – ноздри и глаза.
Если полотно томагавка было в форме ромба, то внутри него могло быть большое ромбическое отверстие. Интересно, что такие «фигурные лезвия» вставляли и в прикладные дубинки. А ещё были томагавки с остриём или же крюком на обухе. Образцом для них послужили морские абордажные топоры, применявшиеся на тогдашних парусных судах и… топоры пожарных. С последними очень любили фотографироваться ирокезы. Шип – это одно, а обух в виде молотка – совсем другое. Но такие томагавки также существовали и производились на заводах Европы и США для продажи индейцам. Так что можно сказать, что белые сами ковали оружие для индейцев, которым они же их и убивали.В пушной торговле также использовались топоры – причем их так и называли – «топоры пушной торговли» или «лагерные топоры». Они выпускались в Голландии, Франции и Англии, делали их по образцу европейских и в самой Северной Америке. Они были легче европейских и представляли собой, так сказать, универсальное орудие, которое можно было использовать и в хозяйстве, и в бою. Меняли их обычно на бобровые шкурки. Иногда их даже называли «томагавк-скво», поскольку пользовались ими и женщины.
Были ещё и «томагавки-алебарды» – действительно похожие на алебарды, специально изготовленные небольшие топоры, опять-таки, намеренно сделанные для торговли с индейцами. Поставляли их индейцам англичане и испанцы. Рукоятка у этих томагавков на нижнем конце часто имела железный вток в форме острого конуса. Сам топорик имел форму полулуния, нередко с прорезями, и два дополнительных острия: одно на обухе и одно – продолжение рукоятки. Остриё и чашечка курительной трубки могли крепиться к обуху на резьбе.Некоторые образцы таких томагавков более чем оригинальны. Например, вместо острия на обухе мог крепиться рог бизона или наконечник копья. Использовали их индейцы восточных лесов в 1700-х годах и вплоть до конца войны за независимость. Как трофеи они попали к индейцам апачам, а какие-то племена покупали их у испанских торговцев, для которых мастера переделывали европейские алебарды, вышедшие из моды.Считается, что индейцы только тем и занимались, что в бою швырялись томагавками направо и налево, но это не так. Томагавк дорого обходился индейцу, он платил за него бобровыми шкурками, а бобров ещё нужно было поймать. Поэтому, хотя в книгах того же Фенимора Купера такое происходит очень часто, на самом деле индейцы хотя и умели их метать, но применяли такой прием редко.
Томагавки было принято украшать. И то, как они украшались у разных племен, вполне может стать темой отдельного исследования. Например, самым обычным украшением была обшивка рукоятки мехом или цветным сукном, по которому набивалось несколько рядов латунных гвоздей с крупными шляпками (обычно в шахматном порядке) или плотной обмоткой её витками латунной или медной проволоки. Подобрав подходящую для рукоятки ветку с корой, индеец мог прорезать на коре сквозные узоры, обнажить древесину и затем обжечь её на огне. Под корой дерево оставалось белым или желтым, а там, где коры не было, слегка обугливалось. Получался красивый, нестираемый узор. Некоторые рукоятки были резными. Так, например, такой томагавк-трубку с резной рукояткой сделал в плену у белых вождь апачей Джеронимо в 1890 году. Разумеется, что в качестве украшения индейцы использовали все то, что было у них под руками, то есть перья, шкурки горностая и, само собой, скальпы. Рукоятки танцевально-церемониальных томагавков имели на конце различные подвески в виде кожаных полос, расшитых бисером и украшенных бахромой, бубенчиками, полосками сукна или меха. Томагавки могли иметь чашечки трубок, инкрустированные не только свинцом и оловом, но даже и золотом, и серебром.
Лезвия томагавков часто подвергали гравировке. Например, на одном из «музейных томагавков» 1800 года имеется рисунок, изображающий высокого индейца, который собирается ударить томагавком малорослого бледнолицего. Своего рода индейские Давид и Голиаф!
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!