Как изменится военная автомобильная техника российской армии после спецоперации? В самом оптимистичном варианте любой колесный транспорт получит минимальное противоосколочное бронирование. Военные действия на территории с растянутыми коммуникациями неизбежно требуют дополнительной защиты для каждого транспортного средства. Особенно остро это ощущалось в первый этап спецоперации на Украине, когда практически отсутствовала линия фронта, а пути снабжения войск обстреливались вражескими войсками. Именно тогда появились не самые приятные фотосвидетельства кустарного бронирования КамАЗов и «Уралов» бревнами и стальными листами. Сейчас ситуация, похоже, выправляется – все меньше фактов уничтожения российских грузовиков. Во многом это связано с переходом спецоперации в позиционное противостояние, когда колонны снабжения не столь уязвимы.
Долгая дорога брони
Как бы это банально ни звучало, но золотым стандартом российской армии должно стать бронирование кабин 80–90 % всего автомобильного транспорта. Мы гордимся мощной РЗСО «Град»/«Торнадо-Г», однако базовый носитель этого оружия – грузовой «Урал», до сих пор не бронирован. Машина нередко используется на переднем крае, идет в колонне с тяжелобронированными машинами, но не заслужила даже минимальной защиты. О технике, задействованной в перевозке личного состава и буксировке артиллерии, можно вообще не говорить – грузовики бронируются в последнюю очередь. Сейчас не идет речь о MRAP класса «Тайфун-К» – это высокотехнологичная и дорогая техника используется совсем для других нужд. Кстати, возник риторический вопрос. А что случилось бы, если бы Министерство обороны РФ вместо одного «Тайфуна-К» заказало несколько бронированных «Уралов»?
Среди противников тотального бронирования всей армейской техники есть те, кто считает это излишним. Дескать, противник будет заранее знать о специфике машин в колонне и подготовится соответственно. Проще говоря, вместо АКМ возьмет «Утёс» или РПГ. Ответ прост – дополнительное бронирование рассчитано в том числе и на такой эффект. Противник вынужден терять тактическую мобильность по причине утяжеления носимого арсенала. Где раньше бандиты успевали пробраться с легким вооружением, теперь придется пролезать с «карманной артиллерией», вплоть до ПТУРов. Из РПГ и управляемой ракетой еще и попасть надо в движущийся грузовик. А сейчас немалую часть колонны армейской техники можно эффективно обстреливать из ПКМ. Конечно, эта ситуация выкристаллизовалась не сейчас – еще во времена Афганистана солдаты были вынуждены навешивать кустарную броню на свою технику. Чеченские кампании инициировали появление в армии бронированных «Федералов» разных мастей. Однако и этого оказалось недостаточно – большую часть машин получили внутренние войска и позже Росгвардия. Ниже представлены типовые приемы кустарного и вполне заводского бронирования армейских грузовиков.
Концепция использования бескапотных КамАЗов в передовых армейских частях уже не раз подвергалась критике. Все дело в конструкции грузовика, который на роль военного тянет на условную тройку. КамАЗ-4310, родоначальник современного семейства «Мустангов», это военная версия гражданского КамАЗ-5320. Концептуальных недостатков несколько. Прежде всего, бескапотная компоновка, уязвимая к подрыву на мине и СВУ. Откидывающаяся кабина не позволяет эффективно забронировать моторный отсек, да и откидывать для обслуживания многотонную бронеконструкцию – так себе занятие. Водитель и пассажир защищены в передней плоскости лишь тонкой лобовой обшивкой и стеклом. Для стрелкового оружия это совершенно не проблема. Именно поэтому бойцам на Украине приходится навешивать на нос КамАЗа бревна, а порой и отслужившие своё бронедетали от другой техники. Капотный «Урал», истоки которого уходят в конец 50-х годов, изначально разрабатывался как военный автомобиль, способный к буксировке артиллерийского орудия. Капот – это и защита от мины под колесом, и препятствие от оружейных пуль. Сама конструкция позволяет гораздо эффективнее бронировать кабину, а также интегрировать её с кузовом, превращая машину в бронефургон, наподобие «Урал-Витязь» для Росгвардии. Расположение кабины за мотором не создает препятствий для двухрядной компоновки, что очень важно, например, при размещении минометного расчета. Уральцы реализовали схему с двойной кабиной на примере самоходного орудия «Флокс» и миномётного комплекса 2С12А «Сани».
Его величество «Тайфун-У»
Во времена Советского Союза существовало разделение «обязанностей» между тактическими грузовиками «Урал» и КамАЗ. Первый всегда работал ближе к переднему краю, а второй оставался в относительном тылу. Но уже конфликт в Афганистане показал, что все эти условности ни к чему – под обстрел на фронте с одинаковой вероятностью попадают как «Уралы», так и КамАЗы. А раз так, то очень желательно, чтобы экипаж размещался в капотной бронированной машине.Ситуация постепенно меняется и буквально в прошлом году в войсках стали появляться машины серии «Торнадо-У» Уральского автозавода. Не путайте эту технику с мертворожденным MRAP «Торнадо-У», который проиграл конкуренцию с машиной из Нижнего Тагила. Грузовик «Торнадо-У» – это старший игрок в широкой линейке грузовиков из Миасса. Уральцы поставляют в Росгвардию защищенный автомобиль «Урал-Витязь», представляющий собой модернизированный вариант MRAP «Урал-ВВ». В гамме небронированных машин самый современный – это Урал с кабиной Next. Фактически это проверенные агрегаты серии 4320 в комфортном исполнении. Что важно, машина не бронируется в принципе, то есть предназначена для глубокого войскового тыла. В 2019 году успешно прошел испытания грузовик серии «Мотовоз-М», отличающийся каркасно-панельной кабиной. Это очень важно, так как плоские панели кабины позволяют без труда интегрировать броню. Оцените индекс модели Урал-4320-7810-31/30 – все в лучших традициях отечественного нейминга. Как и Next, «Мотовоз-М» представлен в трех исполнениях – 4х4, 6х6 и удлиненный до 9,5 метров 6х6. Если бронировать «Мотовоз-М», то ему добавляется литера «О». Полная масса машин семейства может достигать 21,5 тонны при максимальной грузоподъемности в 10 тонн. И наконец, Урал-6370 «Торнадо-У» с каркасно-панельной кабиной, возможностью бронирования и полной массой в 33 тонны. Грузоподъемность, в зависимости от варианта исполнения, до 16 тонн, то есть эта машина в советской табели о рангах стоит даже выше КрАЗов. «Торнадо-У» уже появился в спецоперации как в бортовом исполнении, так и в составе огнеметной системы ТОС-2 «Тосочка», поэтому стоит поговорить о нем подробнее.
В 2012 году ГАБТУ обратилось к уральским автомобилестроителям с предложением за свой счет разработать семейство унифицированных армейских тяжелых грузовиков. В 2014 году подписали договор, а год спустя машину презентовали на «Армии-2015». «Торнадо-У» комплектуется 412–440-сильным ЯМЗ-652 и (на момент 2015 года) частью импортных агрегатов: сцепление – Sachs, механическая коробка передач и раздатка – ZF, венгерские мосты Raba. Да и сам ЯМЗ – не что иное, как лицензионный Renault. В дальнейшем уральцы обещали заменить иностранные комплектующие отечественными аналогами. Можно точно сказать, что мосты у части «Торнадо-У» уже российские – в прошлом году в Миассе запустили цех с соответствующим производством.
Кабину в бронированном исполнении для тяжелых уральских грузовиков «Торнадо-У» и младших братьев «Мотовоз-М» разрабатывали совместно с «НИИ Стали». На машинах предполагается устанавливать три модификации кабины – стандартная однорядная трехместная, увеличенного объема также на трех членов экипажа и двухрядная пятиместная. К слову, на Украине уже апробировали в боях новейшую огнеметную систему ТОС-2 «Тосочка», базирующуюся на шасси «Торнадо-У» с трехместной кабиной увеличенного объема. Каждая бронированная кабина – это боевой модуль. Не хватает только противоминных сидений с креплением к потолку и травмобезопасных подножек у пассажиров. Кабина герметична, оснащена кондиционером, приборами ночного видения, радиостанцией, дозиметром и приборами химической разведки. Возможна установка бортовой информационно-управляющей системы и трех обзорных камер. Зеркала и бронестекла с электроподогревом. Идеальных боевых колесниц, конечно, не существует. Можно лишь максимально приблизить машину к реальным условиям эксплуатации. Похоже, у ГАБТУ, АО «Автозавода «Урал» и АО «НИИ «Стали» это получилось. Осталось только дождаться массового появления бронированных «Торнадо-У» на фронтах Украины. Тем более что машины могут выполнять не только транспортные функции, но вполне боевые. Гантрак «Валькирия» тому явный пример.