В недавнем прошлом в интересах российского военно-морского флота была создана перспективная электрическая торпеда УЭТ-1 «Ихтиозавр». Это изделие успешно справилось с испытаниями, дошло до серийного производства и теперь поставляется заказчику. На днях стало известно, что в будущем производство такого оружия продолжится и расширится, а его носителями станут новые подлодки.
Торпеда в серии
В конце февраля 2018 г. министерство обороны сообщило о подписании контракта на поставку торпедного оружия нового типа. Завод «Дагдизель» получил заказ стоимостью ок. 7,2 млрд руб. на производство 73 новых торпед типа «Ихтиозавр». Производство планировалось наладить в том же году, а сдача первой партии изделий была назначена на 2019-й. Последняя партия ожидалась в 2023 г. Отмечалось, что выход на требуемые объемы производства позволит рассмотреть вопрос увеличения закупок.Через два года, в феврале 2020 г. промышленность сообщила о завершении государственных испытаний перспективной торпеды неназванного типа. Высказывалось предположение, что речь идет об изделии УЭТ-1, однако оно не получило подтверждения. Кроме того, не сообщалось о принятии этой торпеды на вооружение.На днях, 3 февраля стали известны новые планы на производство «Ихтиозавров». Неназванный источник издания ТАСС в оборонном комплексе рассказал, что в ближайшем будущем производство таких торпед будет продолжено, причем его темпы значительно вырастут. Для этого ВМФ планирует разместить новый долгосрочный контракт, который обеспечит перевооружение в нужных объемах. При этом стоимость такого заказа и количество требуемых изделий пока не уточняется.Источник ТАСС также отметил, что планы по новому контракту связаны с ограниченным потенциалом имеющегося заказа. Так, 73 торпеды не позволят провести полноценное перевооружение имеющихся и строящихся дизель-электрических подлодок пр. 636.3. Для обновления их боекомплекта необходимо, как минимум, вдвое большее количество изделий.
6 февраля источник ТАСС (тот же или другой, неизвестно) раскрыл новые подробности развертывания перспективных торпед. В ближайшие годы при помощи «Ихтиозавров» перевооружат все ДЭПЛ пр. 636.3 и 677. Затем такое оружие получат атомные подлодки некоторых типов. Какие АПЛ станут носителями самой новой отечественной торпеды, не уточняется.Таким образом, в следующем году завершится производство первой серии торпед УЭТ-1 и начнется изготовление новой. Причиной этого становятся растущие нужды подводных сил и ограниченный потенциал нынешнего производства. По сути, объемы выпуска «Ихтиозавров» пока не соответствуют размерам модернизируемых подводных сил.Напомним, на момент появления контракта на 73 торпеды УЭТ-1 в составе ВМФ России уже было шесть подлодок пр. 636.3 – в составе Черноморского флота. Нетрудно подсчитать, что за счет имеющегося заказа каждая из них в теории могла бы получить по 12 торпед. Этого вполне хватало для формирования одного смешанного боекомплекта, включающего до 18 ракет и торпед.Однако в 2017 г. началось строительство второй серии лодок для Тихоокеанского флота, и три из них на данный момент уже переданы заказчику. Кроме того, в прошлом году в состав флота вошла головная ДЭПЛ пр. 677. В ближайшие 2-3 года ожидается сдача еще пяти подлодок двух проектов, и общее количество таких вымпелов достигнет 15. Также сообщается о планах по перевооружению АПЛ, что неизвестным образом увеличит круг носителей и потребное количество оружия.Очевидно, что 73 торпеды не хватит для полномасштабного перевооружения всего такого флота. Некоторым новым подлодкам предстоит использовать торпеды старых типов, что скажется на их боевой эффективности. Однако уже в следующем году начнется новый этап производства «Ихтиозавров», и с его помощью удастся постепенно закрыть потребности подводных сил.
Проблема количества
Впрочем, реальные нужды ВМФ и планы по будущим контрактам остаются неизвестными. Количество и стоимость необходимых торпед не раскрываются. Также остается неизвестным и число изделий из расчета на каждый носитель. При этом, как сообщается и как можно судить, общие потребности флота в новых торпедах по типу УЭТ-1 в разы выше, чем обеспечит текущий контракт.Универсальная электрическая торпеда УЭТ-1 создавалась в рамках ОКР «Ихтиозавр» в качестве современной замены для устаревающего изделия УСЭТ-80. Работы стартовали в двухтысячных годах и велись предприятием «Дагдизель». Разработка нового проекта столкнулась с рядом специфических трудностей, но была успешно завершена, после чего начались испытания и подготовка к будущему серийному производству.На этой стадии новую разработку представили публике и потенциальным заказчикам. Так, в десятых годах на различных выставках начали показывать макет торпеды в экспортном исполнении – УЭТ-1Э. Также были раскрыты тактико-технические характеристики. Позже появлялись различные сообщения о проведении испытаний и запуске производства. Уточнялись данные по будущему выпуску оружия и его развертыванию на носителях.Перед проектом «Ихтиозавр» ставилось несколько основных задач. В первую очередь, в проекте следовало использовать современную компонентную базу. За счет этого требовалось повысить технические и эксплуатационные характеристики. В частности, нужно было повысить скорость и дальность хода, а также повысить надежность системы самонаведения.УЭТ-1 выполнена в калибре 533 мм и имеет традиционную для электрических торпед конструкцию. Как сообщалось, на борту изделия имеется аккумуляторная батарея высокой емкости, обеспечивающая питание вентильного электродвигателя. Силовая установка построена без применения редуктора и отличается высоким КПД.
Современный образец
Для экспортного «Ихтиозавра» заявлена максимальная скорость 50 узлов. Дальность хода – 20 км; глубина – до 1 км. Упоминалась возможность изменения скорости при движении к цели. Характеристики базового образца для отечественного заказчика могут быть на том же уровне или лучше.Торпеда УЭТ-1 получила современную акустическую систему наведения с повышенными характеристиками. Увеличена дальность обнаружения подводных и надводных целей. Как и предыдущие отечественные торпеды, «Ихтиозавр» может засекать и цели, и их кильватерный след с последующим наведением на него.
Исполненное и запланированное
Вопросы такого рода официально не раскрывались, но есть основания полагать, что выполнение текущего контракта на 73 торпеды от 2018 г. близко к своему завершению. Непосредственно поставки разных партий оружия были расписаны на 2019-23 гг., и этот период перевалил через экватор. Более того, наступил предпоследний год выполнения заказа – что дает поводы для оптимизма.Известные данные и предполагаемые события показывают, что в сфере торпедостроения появился новый повод для оптимизма. Одна из новейших торпед успешно доведена до серии, поставляется флоту и, по всей видимости, осваивается и используется в учебных мероприятиях. При этом производство вышло на запланированные темпы и заказчик, как обещали ранее, рассматривает возможность увеличения объемов выпуска.Первые итоги таких процессов уже известны, а их перспективы очевидны. В течение нескольких следующих лет российский ВМФ получит ряд подлодок новой постройки разных проектов, и они не останутся без современного торпедного и ракетного вооружения. А соответствующие меры планируются и принимаются уже сейчас.