От дел бунташных пока отдохнём, обратимся к воинским. С Вашего позволения, придётся отказаться от гладкого публицистического повествования, поскольку в файлах накопилось за прошедшую неделю ну очень много информации. Обобщать буду «на живую нитку», стараясь быть максимально понятным широкой аудитории. Итак, третий этап «наступа» гарантировано начался, а пан гетьман перестал играться в недосказанности и (посетовав на проливные дожди) прямо сообщил: до саммита НАТО мы должны показать результаты, конец цитаты.
Накал обстановки
Самой горячей точкой на фронте вчера стала Кременная (Красно-лиманское направление), не менее шести бригад ВСУ перешли в классическое контрнаступление, стремясь сбить наше движение в дебрях Серебрянского лесничества и чтобы не допустить выхода в тыл своей крупной группировке. Замечены французские зенитно-ракетные комплексы «Samp/T» среднего радиуса действия в атакующих порядках, затрудняя работу армейской и фронтовой авиации. По всем «стандартам НАТО» данный факт является верным признаком начинающегося наступления, так что ждём развития событий.
Второй «горячей точкой» на карте стало донецкое направление, за прошедшие сутки там зафиксировано пять хорошо спланированных атак «лёгкой пехоты» на бронеавтомобилях и пикапах при плотной поддержке самоходной артиллерии. Замысел понятен: вколотить тактикой «просачивания» стилеты на стыках наших частей под Артемовском, Первомайском, Петровском и Веселом. Трюк знакомый, харьковского разлива осени 2022-го, наши парни на передке встречают врага достойно, ни одна атака даже близко не подобралась к опорным пунктам первой линии обороны, ВСУ несут тяжёлые потери.
Южно-Донецкое направление, тревожащий всех Времевский Выступ. Попытки взять Старомайское Донецкой Народной Республики закончились качественной «прожаркой» атакующих ротно-тактических групп ещё на марше, панцер-гайдамаки получили несколько пакетов «Солнцепёков», кадры с украинской стороны публиковать не буду, получу бан за шок-контент. Цель попыток ВСУ здесь тоже понятна, в замысле они расширяют тактическое предполье для возможного наступления, идёт классическая операция «за избушку лесника», выбор удачной позиции.
На Запорожское направление. Судя по всему, завезли натовских офицеров, заметна смена тактики (уже третей за месяц). Не сумев нахрапом пробить нашу оборону механизированными и танковыми бригадами, после устроив «мясные штурмы» пехоты без поддержки «брони» – сегодня видим более осмысленные действия. Правильно накапливаются резервы (регулярно поражаемые нашими огневыми средствами), появились многочисленные ДРГ, наступление ведётся по расходящимся направлениям со множеством ложных и демонстративных действий.
Парни так и говорят с передка: «от снующих колонн аж в глазах рябит». Надеюсь, что в штабах и оперативных отделах со зрением у тащ офицеров всё в порядке, Запорожское направление всё ещё считается приоритетным и противнику не удастся запутать нас. Как и на Купянском, где началось слишком уж показное сосредоточение трёх бригад ВСУ, усилилась контрбатарейная борьба, начали сновать бесчисленные разведывательные отряды на «бандеромобилях» численностью до взвода.
О Херсонском направлении и попытке создать плацдарм (если быть точным – занять тет-де-пон, сиречь предмостные укрепления и превратить их в узел обороны) на Левобережье. Если честно, в нашем диванном Генштабе товарищи офицеры запаса недоумевают, с какой целью ВСУ там сжигают роту за ротой речных десантников. Выход с северной части острова Антоновский находится под полным огневым контролем наших войск, прилетевший намедни «Искандер» снёс наиболее обустроенный пункт дислокации и штаб десанта под опорами моста, а регулярная «прожарка» пакетами «Солнцепёков» лишает противника надежды накапливать силы. Но они упрямо лезут…
Да, мы имеем тут очень неприятную ситуацию в тактическом плане. Авиация возле Антоновского моста почти не появляется, поскольку высокий правый берег оказался буквально нашпигован зенитно-ракетными комплексами «Бук» и даже С-300 сверкают своими РЛС.
Такая концентрация систем ПВО (и артиллерии), коих у ВСУ осталось наперечёт – с одной стороны наталкивает на нехорошие мысли о попытке организовать здесь полноценную десантную операцию и навести переправу, с другой – её провал неизбежен с огромными потерями, даже если плацдарм получится расширить и перебросить бронетехнику. Ничего не понимаю, одним словом, ждём развития событий.
Немного о планах
Если обобщить боевые действия последней недели, то готов предположить: противник находится в состоянии полной неопределённости. Либо пребывает в фазе лихорадочной «передачи дел» от одной штабной группы самого высокого уровня (оперативный отдел Генштаба) другой, что само по себе является нонсенсом в военном искусстве. Если при проведении оборонительных сражений такое ещё возможно, то в наступательных действиях чревато самыми печальными и непредсказуемыми катастрофами.
Так что конспирологическая версия с «зачисткой» всего окружения Залужного (и его нахождения в Германии на излечении) начинает играть новыми красками. А подхвативший упавший бунчук атаман Сырский явно не того качества полководец, раз устраивает «бахмутские мясорубки» по всей линии фронта, платя за десяток квадратных километров предполья полнокровными бригадами и механизированными батальонами. Либо … план «наступа» построен на огромном числе допущений при минимуме фактов о состоянии нашей обороны, имеющихся мобильных резервах.
Никаких обещанных «сетецентрических контуров» управления на уровне взвод-рота-батальон так и не появилось, большинство украинских ДРГ тычутся слепыми котятами в наши «опорники» по нескольку раз на дню, а пленные панцер-гайдамаки (прямиком прибывшие из Европ) вызывают искреннее изумление. Их рассказы о «современных стандартах обучения НАТО» с полутора месяцами подготовки и двумя боевыми стрельбами наводят на мысли о какой-то пропагандистской мистификации, которой нас пичкали последние месяцы ряженые патриотические ТГ-каналы и некоторые южнорусские «военные эксперты».
На деле мы видим качественно упавший уровень подготовки солдат ВСУ, а распиаренные «ударные операционные Корпуса» (Девятый и Десятый) представляют из себя полную копию таких же соединений армий Ирака и Афганистана во времена подготовки их американцами. Куча теоретических дисциплин, тактическая медицина, основы минно-взрывного дела, индивидуальная стрелковая подготовка и работа в группах (не более двух-трёх бойцов) при штурме зданий, чуть топографии. Всё! Минимум кадровых военных ВСУ, сплошь возрастные мужики, часто насильно мобилизованные. Не прошедшие боевого слаживания.
Как результат, за три недели интенсивных наступательных действий растрачено более половины подготовленных стратегических резервов, сожжено сотни единиц бронетехники как советского производства, так и драгоценных западных образцов, на поле боля со стороны ВСУ царит тактическая безграмотность на низовом уровне, неуверенность и штабные метания – на оперативном. Саммит НАТО через десять дней, результатов наступления нет, а если пан гетьман продолжит в прежней манере платить бригадами за «избушку лесника» на нейтральной территории предполья – Объединённый оккупационный прибалтийско-польский Корпус придётся вводить на Украину не в конце осени, а немедленно.
В резерве ВСУ остаётся не менее восьми бригад «натовского образца», в боях ещё не замеченных. Использовать их против «линии Суровикина» в Новороссии – так себе идея по разумности, их материально-техническое оснащение больше подходит не для прорыва долговременных линий обороны, а для развития успеха. Где же лучше применить американские «Страйкеры» и английские «Челленджеры», сдобренные разносортицей шведских, немецких, словацких и чешских БМП? Вариантов немного.
Если брать удобство логистики и возможность «с колёс» вводить Десятый Ударный Корпус ВСУ – то наиболее очевидным смотрится район Соледара. Здесь за время бахмутских боёв создана мощная тыловая инфраструктура со складами, госпиталями, штабами, местами расположения двух дюжин бригад и отдельных полков, густа дорожная сеть, налажены цепочки снабжения, хорошо известны рубежи сосредоточения и развёртывания. Проблема есть одна, ровно такая же работа проведена с нашей стороны, а частые попытки «пощупать» состояние русских линий обороны оканчивались очень печально.
Непонятки пока с Запорожьем в направлении Пятихаток, вижу отчётливые попытки навязать сражение на истощение. Несмотря на смену тактики с полными провалами, ВСУ с маниакальным упорством сжигают здесь бригаду за бригадой, начались неприятные для любой армии мероприятия по полному расформированию особо «отличившихся», выбитых до размера роты. Если расчёт на наши потери и усталость обороняющихся частей – то вполне себе рабочий сценарий, кратное увеличение усилий по прорыву может принести тактический успех, но не более.
Другим исключительно политическим швер-пунктом возможного наступления является район Каховского водохранилища, попытка охватить Запорожскую АЭС с Энергодаром. Такое событие можно продать сходняку НАТО очень задорого, как-никак плешь Западу проедена до самой кости «ядерной угрозой» со стороны России. Но разглядывая топографические карты тех мест и сверяясь со справочниками по гидрологии … задачка перед наступающими стоит нетривиальная. Левый берег здесь славен отсутствием дорог, не впечатляет наличием населённых пунктов, а наладить снабжение по единственной вскрывшейся дороге по дну высохшего водоема – отдать себя на милость капризной природы. И развивать «наступ» откровенно некуда, велик риск вместо окружения ЗапАЭС самим угодить в пару-тройку «котлов».
Курская, Брянская и Белгородские области, может быть? Вполне рабочий сценарий, тем более на Сумщине начались непонятные действия по отселению «мирняка» от границы и некоторых районов подальше. Не то провокации готовят с химическими предприятиями областного центра, не то расчищают территорию для быстрой переброски внушительных соединений. Но вероятность появления здесь полнокровного ударного Корпуса мала, не будет эффекта внезапности, поскольку пограничные губернии уже насыщены войсками и боеготовность полная.
Есть ещё кейсы с Белоруссией и Приднестровьем, конечно. Громкие политические последствия, шумиха на уровне ООН, второй и третий фронт для Союзного Государства … но вряд ли такие сценарии реализуемы без консолидированного одобрения всех стран НАТО. Если уж решат поднять уровень эскалации наши заклятые партнёры, но как раз в Вильно, на саммите НАТО 11-12 июля, не раньше. На который пану гетьману очень не хочется ехать, поскольку полугодовое балабольство о грандиозном стратегическом «наступе» с выходом на границы 1991-го года пока топографически выглядит тактическими потугами преодолеть предполье «Линии Суровикина», до которой ещё двадцать вёрст пёхом по минным полям, попадая из огневого мешка – да в полымя.
Что у нас остаётся в штабной игре на картах? Курдюмовка, где последние дни полыхают совсем нешуточные бои и обстановка характеризуется, как стабильно-напряжённая с прогнозом в деградацию. Самым лучшим политическим и пропагандистским «подарунком» белому хозяину на Саммит НАТО будет какой-то успех под Бахмутом/Артёмовском, главном стратегическом просчёте политического руководства в Киеве. Угробившем под катком Группы Вагнера штатный состав ВСУ «мирного времени», более чем стотысячную группировку и лучшие кадровые части, силы специальных операции, батальоны наёмников.
Что видим … Силами минимум трёх бригад ВСУ переправились через дамбу у Курдюмовки, стараются развить успех и сбить наш фланг у Бахмута, а если повезёт – взять город в оперативное окружение или перейти к его штурму. Неплохая «перемога», позволяющая обелить себя перед громадянами и западными кураторами. На фоне стратегического тупика с «наступом» – вполне посильная задача, если задействовать последние резервы. Смыть позор семимесячной утилизации своей армии, опять поднять знамя «фортеции Бахмут», ставшей кровавым символом полководческой некомпетентности дешёвых политиканов.
Лихорадка подготовки
О серьёзности намерений именно на бахмутском направлении говорят кадры применения здесь свежайших танковых подразделений 22-й ОМБр ВСУ, укомплектованных различными модернизациями советских Т-72. Правда, некоторые машины (с катками от Т-62) уже вызвали бурю ехидных комментариев от военных ТГ-каналов, смекнувших: дела ВПК Украинушки совсем плохи, раз приходится демонстрировать такое технологическое позорище в рядах самой распиаренной бригады, с нуля подготовленной в Европе по «стандартам НАТО». Получившей последние польские ПТ-91, украинские Т-72АМТ, Т-72Б «Урал». Почти все оставшиеся в Восточной Европе и на Украине «семьдесят двойки».
А на подходе ещё неожиданный и ранее не планируемый «пакет помощи» белого заокеанского господина, который специальным президентским указом распахнул склады военного имущества Пентагона (читай – частей постоянной боеготовности на территории США) и выделил целых 55 БМП «Брэдли» и «Страйкер». Вдогонку к ещё 25-ти, отправленных панцер-гайдамакам на прошлых выходных. Видать, потери американской бронированной техники слишком велики стали, требуется восстановить боеспособность минимум пары ударных бригад, имеющих их на вооружении. Речь о 47-й пехотной и 82-й десантной ударной, раздолбанных до полного изумления две недели назад.
Так, материал получается слишком ёмкий, если стараться осветить другие немаловажные аспекты СВО, накопившиеся за неделю. Поэтому, попрошу аудиторию набраться терпения, завтра подробно обсудим материально-технические возможности НАТО затянуть конфликт хотя бы на полгода, возможное скорое появление польско-литовского Корпуса в Луцке, где уже развёрнут его штаб и вообще … что там ясновельможные затеяли с мольбами взять в «каршеринг» тактическое ядерное оружие янки.
А пока выводы накоротке…
Особенностью последних «пожарных пакетов помощи» Украине стали не многочисленные средства разграждения/разминирования, боеприпасы и системы ПВО. Данные поставки просто восполняют изначальный некомплект ударных бригад, сгорающих без прикрытия с воздуха и отсутствия инженерных подразделений. Более любопытно «дежавю» зимы-весны прошлого года, когда ВСУ готовили к упорной оборонительной войне, поставляли специфические типы вооружений.
Так вот, давно не производимые поставки всяких «Джавелинов», «Стингеров», ПТУР-ов, противорадиолокационных ракет говорят об одном: Пентагон не верит в успех «наступа», готовит своих ландскнехтов к новой фазе позиционной войны в глухой обороне. Данные смутные догадки подтверждаются странным расположением бригад второго эшелона ВСУ, они оттягиваются от линии фронта на белорусском, харьковском и херсонском направлениях в конфигурацию «перевёрнутого фронта» с боевыми заслонами против наших войск и оттяжкой главных сил вглубь своей территории. То есть, кое-кто из штабных боится попасть в окружение, готовит части к возможному прорыву.
Лихорадочные поиски систем объектового и мобильного ПВО, выскребание со складов Бундесвера древней рухляди в виде первых модификаций ЗСУ «Гепард» подтверждают: натовские стратеги очень опасаются сценария Курской Битвы, когда полностью владеющая стратегической инициативой в оборонительном сражении Красная Армия … безошибочно почувствовала кризис наступления гитлеровцев, не дала им перегруппироваться и нанесла разящие удары, тем самым предопределив дальнейший ход войны. Может, повторим?
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!