Почитаешь всякого рода простестно-либеральненькие телеграм-каналы, и диву даешься: ребята, ау, вы в какой реальности обитаете? Да по сравнению с вами «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» - образец адекватности. Примерно так можно оценить ту эйфорию, которая происходит в маргинальной информационной среде по поводу того, что русских олигархов будто бы начали брать за жабры на Западе и выводить на чистую воду. Шо, серьезно?
ФУТБОЛИСТ №1. Помните взрыв всеобщего ликования в тырнетах, когда в ноябре 2017 г. во Франции прямо у трапа самолета правоохранители приняли владельца футбольного клуба «Анжи» олигарха и сенатора Сулеймана Керимова (состояние $6,8 млрд по шкале Forbes) и предъявили ему обвинения в неуплате налогов с суммы в 400 млн. евро и отмывании денег? Нищеброды злорадно писали в коментах «наконец-то дождались», «ура, началось!» и «кто следующий?», с апломбом галактических экспертов уверяя друг друга, что уж во Франции-то правосудие не басманное, и олигарх с крючка не соскочит. Задержание Керимова подавалось, как сигнал всем россиянским клептократам: мол, ваше время кончилось, дан старт всемирной порки русской мафии под лозунгом «Плати и кайся».
Ну, и каков финал этого искрометного шоу? 28 июня 2018 г. с сенатора Керимова сняли обвинения, вернули паспорт и отпустили на все четыре стороны. Он может свободно посещать Францию, другие страны Шенгена и покупать виллы, сколько ему вздумается. Этот факт почему-то совершенно выпал из протестной информационной повестки. То ли мундияль его заслонил, то ли еще что. Короче, если это и был сигнал россианским нуворишам, то совсем не такого рода, который ждали.
ФУТБОЛИСТ №2. Следующее масштабное бурление говен связано с эмиграцией из Великобритании могучего футбольного магната, владельца «Челси» и обладателя 11-миллиардного состояния Романа Абрамовича. В апреле ему, как писали некоторые СМИ, было отказано в продлении инвестиционной визы, позволявшей проживать и вести бизнес в Туманном Альбионе. Циркулировали слухи, что власти страны потребовали от Абрамовича объяснить происхождение своих капиталов. Смеялсо. Во-первых, The Daily Telegraph, откуда у этого слуха растут ноги, лишь напомнила, что у правительства имеется право проверить происхождение капиталов и отказать в визе, если у него возникнут сомнения в их легальности. Ну, типа 15 лет у Лондона никаких сомнений не было, а тут вдруг возникли и поэтому давай, до свиданья, и миллиарды свои забирай, от них попахивает. Но на самом деле каких-либо объяснений у близкого к Путину олигарха никто не требовал, о чем вполне определенно заявили его представители.
Во-вторых, не было даже и отказа в получении визы, имело место лишь затягивание сроков ее оформления. Это повлекло просто катастрофические последствия – Абрамович не смог посетить 19 мая финальный матч Кубка Англии, где встречались «Челси» и «Манчестер Юнайтед». Вот это, я понимаю, жесть, удар по всей российской олигархии, от которого она уже никогда не оправится! Однако вопрос с визой был снят с повестки дня: Абрамович получил израильский паспорт, который дает ему право посещать Великобританию вообще без всякой визы. Хэппи энд.
ФУТБОЛИСТ №3. Наконец, последний случай медийного раздутия из мухи слона: трения с монакскими правоохранительными органами произошли у основного владельца футбольного клуба «Монако» Дмитрия Рыболовлева, обладателя 18-й строчки российского списка Forbes, куда он попал благодаря своему состоянию, оцениваемому в $6,8 млрд. 6 ноября его вызвали на допрос в прокуратуру по «делу Бувье», по которому бывший владелец «Уралкалия» (как и Керимов, кстати) проходит в качестве потерпевшего. Однако что-то пошло не так. Олигарх задержался в околотке на сутки, в его апартаментах в Монте-Карло прошли обыски, а сам он теперь подозревается в страшном преступлении, именуемом «торговля влиянием».
Расскажу вам увлекательную подоплеку этого дельца. После того, как Дмитрию Евгеньевичу намекнули, что «Уралкалий» нужен хорошим друзьям Кремля, он, памятуя о печальной судьбе Ходорковского, не стал артачиться, продал в 2010 г. свою долю и получил изрядный кэш (предположительно $5,3 млрд). Теперь капиталец надо было как-то пристраивать в свободном мире, где его никто не отожмет. Первой крупной зарубежной инвестицией Рыболовлева стала покупка 9,7% акций крупнейшего банка Кипра Bank of Cyprus, что сделало его самым крупным акционером банка и дало право на получение кипрского гражданства. Но у Рыболовлева оказались более амбициозные планы покорения Европы. В 2011 г. он приобрел 66,7 % акций затрапезного на тот момент футбольного клуба «Монако», базирующегося в одноименном княжестве на Лазурном берегу Средиземного моря. Официально сумма сделки не раскрывалась, но по слухам она составила символический один доллар. Правда, условием продажи было обязательство инвестора вкладывать в развитие клуба по $100 млн. в течение четырех лет.
Новый хозяин с энтузиазмом взялся за дело и, затратив на раскрутку клуба в три раза больше оговоренного, к 2013 г. добился выхода «Монако» в элитный дивизион Франции. Вот тут-то он и развернул, по мнению прокуратуры княжества, «преступную деятельность». Руководством клуба был составлен некий список из порядка 100 человек, которым полагались абонементы на сезон. 66 мест в VIP-ложах предназначалось для чиновников, а 26 мест для княжеской знати. Матчи «Монако» стали местом встречи элиты княжества, в круг которой уверенно входил отныне и сам российский олигарх. На фото он запечатлен рядом с самим монархом – князем Альбером II. В 2014 году вице-президент клуба Вадим Васильев накидал еще один список из 52 имен, разделенный на три группы по уровню влиятельности, которым полагались презенты от клуба. В него попадали в частности генеральный секретарь яхт-клуба Монако, и президент автомобильного клуба княжества, знаменитого тем, что там проводится этап престижной гонки «Формула-1».
Собственно, в том, чтобы приглашать своих друзей на футбол и дарить им безделушки, состава преступления нет, как и в том, чтобы дружить с чиновниками, аристократами и банкирами. Но все зависит от интерпретации этого факта. И тут в деле появляется остросюжетная линия, связанная с живописью. Значительную часть нажитого непосильным трудом Рыболовлев решил вложить в прекрасное и стал одним из крупнейших в мире коллекционеров полотен известных мастеров. В его собрании произведения Ван Гога, Эль Греко, и Гогена, по нескольку картин Модильяни, Пикассо и Моне. Жемчужиной коллекции, в создании которой принял активное участие швейцарский арт-дилер Ив Бувье, стала работа Леонардо да Винчи «Спаситель мира», приобретенная в 2013 г. за $127,5 млн., и украсившая нью-йоркский пентхаус футбольного магната.
Однако через 12 лет дружба между любителем изящных искусств и его поставщиком расстроилась. Выяснилось, что Бувье, который официально работал за комиссионные в 2% на самом деле договаривался с владельцами картин о значительном дисконте, сам же безбожно завышал их стоимость. Так, упомянутый «Спаситель мира» стоил посреднику 80 миллионов баксов, с клиента же он содрал почти на 50 миллионов больше.
Вскрылась афера, можно сказать, случайно. Однажды во время непринужденной беседы Рыболовлева с Сэнди Хеллером, арт-консультантом миллиардера Стива Коэна, тот упомянул о том, что Коэн продал "Портрет обнаженной" работы Модильяни одному «таинственному покупателю» за $93.5 млн, не зная, что покупателем был его собеседник, который заплатил Бувье $118 млн. Всего за 12 лет ловкий швейцарец надул доверчивого русского олигарха,как утверждают некоторые СМИ, на целый миллиард. Тянет на аферу века!
Сказать, что Рыболовлев был в ярости – ничего не сказать. Случись такое в России, мошенника просто вывезли бы в багажнике машины в лес, душевно с ним поговорили и уладили бы вопрос с компенсацией за 10 минут. Но тут, понимаешь, Европа, приходится действовать в рамках правового поля. Вот по этому самому полю Дмитрий Рыболовлев и пошел, даже не предполагая, какие ухабы на нем встретит. Кстати, история со «Спасителем» да Винчи закончилась на удивление хорошо. Хоть аукционный дом Christie’s, когда владелец решил продать полотно, назначил ему стартовую цену всего в $100 млн., то есть дешевле, чем его приобрел олигарх, в ходе торгов его стоимость феноменально взлетела и в итоге оно ушло с молотка за $450 млн. с учетом комиссионных. Картина стала самым дорогим когда-либо проданным произведением искусства в мировой истории.
Так вот, Рыболовлев, естественно, инициировал уголовное преследование Бувье и затеял с ним судебные тяжбы в Швейцарии, Монако и Сингапуре. В ходе скандала выяснилось, что Бувье еще и приторговывал крадеными произведениями искусства. Самого Бувье полиция Монако арестовала, когда тот прибыл в дом к Рыболовлеву обсудить очередную покупку картины Марка Ротко за 140 миллионов евро, хотя ее рыночная стоимость была примерно на 80 миллионов евро меньше. Правда, вскоре он был освобожден под залог в 10 млн. евро. В Швейцарии арт-дилер обвиняется в уклонении от уплаты налогов на 165 млн швейцарских франков ($145 млн), его имущество арестовано. В Сингапуре заморожены активы международного афериста на сумму $500 млн.
В феврале 2015 г. адвокат Рыболовлева Татьяна Бершеда предоставила полиции запись своей беседы с проживающей в Швейцарии Таней Раппо, приятельницы семьи Рыболовлевых, познакомившей их в 2002 г. с Бувье (она получила от него комиссионные за выгодное знакомство). В разговоре Раппо будто бы проговорилась о деталях махинаций Бувье в отношении Рыболовлева. Раппо в свою очередь обвинила Бершеду во вмешательстве в частную жизнь, поскольку запись была сделана без ее ведома, что послужило уже основанием для обвинений в адрес Бершеды со стороны властей Монако. Но скандал вызвало не это. На изъятом телефоне Бершеды правохранители обнаружили ее SMS-послания от имени Рыболовлева (тот не владеет французским языком) в адрес влиятельных полицейских чинов княжества, в которых он приглашал их в VIP-ложу на матчи своего футбольного клуба, а те выражали ему почтение за столь милое внимание к себе.
Вот тут-то благодаря СМИ, в которые просочилась информация о теплых отношениях между чиновниками в погонах и Рыболовлевым, скандал и приобрел новый окрас. Пресса, падкая до всего жареного (это ж Европа, там это четвертая власть!) начала громко завывать о том, что преследование Бувье монакские силовики осуществляют с таким рвением не потому что тот является откровенным жуликом, а еще и в знак благодарности русскому олигарху за благодеяния в их адрес. Впрочем, второе нисколько не исключает первого и может даже никак не связано с ним. Самой значимой жертвой разгоревшегося коррупционного скандала стал министр юстиции княжества Филипп Нормино, который был вынужден покинуть свой пост после того, как выяснилось, что он гостил в швейцарском поместье Рыболовлева по личному приглашению бизнесмена. Посыпались шишки на головы жены и сына экс-министра. Лишился должности шеф полиции Монако Режи Ассо, принявший в дар от олигарха тульский самовар. Отстранены от службы несколько полицейских, курировавших расследование дела Бувье. Впервые за всю историю княжества, полицейские вышли на митинг в поддержку своих товарищей.
Обнаруженный в телефоне адвоката «компромат» стал основанием уже для обвинения самого Дмитрия Рыболовлева в той самой «торговле влиянием». По всему выходит, что претензии в адрес олигарха вызваны стремлением угодить общественному мнению (это Европа, там оно есть) и носят, мягко говоря, лицемерный характер. Ведь в тесных дружеских связях с Рыболовлевым неоднократно замечен сам князь Монако Альберт II. Но показательно распяли лишь русского олигарха и полицейских стрелочников. Нас, однако, волнует не будущее правящего дома Монако, и даже не моральная чистоплотность тамошних чиновников, а перспективы уголовного преследования Дмитрия Рыболовлева. И тут я вынужден разочаровать жаждущих крови россианских олигархоненавистников. Дело Рыболовлева – такой же пшик, как и дело Керимова, даже меньше того. Никаким раскулачиванием русской мафии на Западе тут даже не пахнет.
Судите сами: официально обвинения Рыболовлеву не предъявлены, он находится в статусе подозреваемого в чем-то таком нехорошем. Ключевая улика – компрометирующие SMS-ки в телефоне его адвоката (понимаю, что это смешно, но не смейтесь – Европа-с). Кстати, адвокаты бизнесмена настаивают, что полиция незаконно изъяла телефон Бершеды, и если кассационный суд Монако согласится с их доводами, то дело развалится еще на стадии предварительного расследования.
У Рыболовлева не отобрали паспорт, как у Керимова и не потребовали залога в 40 млн. евро, не взяли подписку о невыезде, не заморозили счета и не арестовали имущество. На него лишь наложили судебный контроль в виде обязательства являться по повестке к следователю и запретили общаться с другими фигурантами расследования, которые все находятся на свободе под теми же символическими санкциями. На этом кабы все. Поводов для всенародной радости по случаю возмездия над олигархической гидрой я в упор не замечаю. После того, как внимание медиа к скандалу в Монако утихнет, все вернется на круги своя.
Я понимаю, что примерно 99,9% населения РФ с нетерпением ожидают, что на Западе начнется массированная спецоперация по раскулачиванию российских олигархов. Но этого не случится никогда. Мораль сей басни такова: какими бы сомнительными схемами обогащения не пользовались нувориши в РФ, здесь, в Европе, они ВЫНУЖДЕНЫ вести себя, как законопослушные граждане. Не ждите, что правоохранительные органы ЕС будут творить возмездие над понаехавшими «футболистами» только потому, что вы не способны заставить их у себя в стране уважать закон и ваши интересы. Если вы не в состоянии выстроить у себя дома правовое государства, никто за вас этого не сделает, и элитка продолжит иметь вас по своему хотению. Индейцы, ваши проблемы европейского шерифа не еб волнуют.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас