В последнее время на Донбассе наблюдается активизация боевых действий. Киев, обрадованный возвращением в Белый дом своего куратора Джо Байдена, недвусмысленно зазывает США на новую войну, а Демпартию о таком дважды просить и не надо. Вероятность того, что ВСУ попытаются повторить «карабахский сценарий» резко возросла.
Увы, но это не преувеличение, а суровая реальность. С 2014 года накопилось слишком много предпосылок для того, чтобы Киеву не попытаться разрубить этот «донбасский узел» силой.
Во-первых, «Минский сговор» не дал результатов, и процесс «почетной сдачи» ЛДНР обратно в состав Украины на условиях Кремля зашел в полный тупик.
Во-вторых, шестинедельная война в Нагорном Карабахе продемонстрировала, что потерянные территории можно вернуть военным путем, достаточно только хорошо подготовиться, удачно выбрать время и найти правильного союзника, который изменит баланс сил. Сегодня ВСУ – это совсем не те растерянные ребята, что были в 2014-м. Украинская армия нарастила свою численность, повысила уровень обученности и организованности, получила новые образцы вооружений. Конечно, это далеко не Вермахт, но не стоит относиться к боевым возможностям ВСУ легкомысленно.
В-третьих, в Белый дом вернулся с триумфом демократ Джо Байден, один из вдохновителей «украинского чуда». Незалежная для него и его семьи – это личная «делянка», поэтому при нем Киев может рассчитывать на большую поддержку, чем при Дональде Трампе. Если Москва окажет Донбассу прямую военную поддержку, Вашингтон введет против России новые санкции.
В-четвертых, добавим к этому еще и фактор Турции, которая сумела потеснить Москву в Закавказье, и теперь может попытаться зацепиться за Украину. Напомним, что Крымское ханство когда-то было вассалом Османской империи, а всю Новороссию нам пришлось отвоевывать у турок. Ранее Анкара активно поддерживала крымских татар, в настоящее время ее интересуют оружейные контракты с Киевом. Кто знает, насколько далеко простираются амбиции «султана» Эрдогана, и что он захочет получить в качестве благодарности за военную поддержку в виде поставки БПЛА и консультаций своих военспецов на Донбассе?
В-пятых, необходимо упомянуть, что отношения России с Западом ухудшились еще сильнее, чем было семь лет назад. Обходные газопроводы так толком и не состоялись, а наша страна много потеряла из-за снижения объемов экспорта углеводородов. Ее финансовые возможности ограничены, она сильно зависит от конструктивных отношений с Европой.
В совокупности, сказанное означает, что Кремлю придется играть с очень плохими картами. Давайте вкратце рассмотрим, как Россия может отреагировать на полномасштабное наступление ВСУ на ДНР и ЛНР, организованное при поддержке США, с использованием турецких и израильских ударных БПЛА, любезно предоставленных военных специалистов. А реагировать придется, поскольку на Донбассе уже проживают свыше 220 тысяч российских граждан, успевших получить паспорта в упрощенном порядке.
Самый худший сценарий, если в Кремле решат «плясать в полноги», оказывая военную помощь только в формате «отпускников», заявляя, что Россия в конфликте не участвует. То, что могло получиться в 2014 году, в 2021 году против укрепившихся ВСУ, вооруженных ударной беспилотной авиацией, так не сработает. Быть может, до Донецка и Луганска украинской армии дойти и не позволят, но с высокой долей вероятности наступление закончится потерей для ДНР и ЛНР части своих территорий. Линия разграничения существенно продвинется вперед, в Киеве будут торжествовать победу, а также готовиться к новому, завершающему раунду войны. Смотри Нагорный Карабах.
Второй сценарий предполагает прямое задействование российской армии для защиты Донбасса и наших сограждан, которые там проживают. Только задействовав на полную мощность ее возможности, можно будет гарантированно остановить и погнать обратно ВСУ. К сожалению, этот вариант означает не только большие потери с обеих сторон, но и гарантированное введение новых санкций против нашей страны. США как инспиратор эскалации будут в выигрыше в любом случае. Ключевой вопрос, надо ли будет останавливаться на границе ДНР и ЛНР или стоит пойти дальше к Крыму и Одессе?
Плюсов в этом имеется немало: Украина будет отрезана от моря, что подорвет ее экономический потенциал и ослабит как возможного военного противника, полуостров получит надежную транспортную связность с Россией и, наконец, решит проблему со своим водоснабжением, территория исторической Новороссии будет выведена из-под власти русофобского режима в Киеве, а предприятия украинского ВПК восстановят промышленные связи с нашими. Оговоримся сразу, что речи об «аннексии» и присоединении к нашей стране не идет, возможно провозглашение некоего независимого, пророссийски настроенного нового государства. Неминуемой платой за это будет большое количество жертв с обеих сторон конфликта и новый пакет западных санкций. Будь такой сценарий реализован в 2014-2015 годах, цена вопроса была бы минимальной, но, увы, эта возможность тогда была спущена в унитаз, а теперь придется платить дорого, очень дорого.
Последний вариант предполагает попытку реального, а не мнимого переустройства Украины, независимо от желания ее русофобски настроенных властей в Киеве. При всем уважении к чаяниям граждан Незалежной, мы вынуждены смотреть на ситуацию с колокольни национальных интересов России. В ответ на агрессию в отношении ДНР и ЛНР Кремлю эти республики стоит, наконец, признать и заключить с ними договор о военной помощи. Также всем желающим украинцам, не замаранным в неблаговидных деяниях, необходимо в упрощенном порядке начать раздавать российские паспорта. На территории Донбасса нужно создать «Армию освобождения Украины», организовав, обучив ее и вооружив, а для самой Незалежной – «Комитет спасения Украины». Последний должен стать неким представительным органом, за который все желающие смогли бы проголосовать, например, онлайн, повысив его статус.
Так появилась бы альтернативная Киеву реальная сила, что смогла бы взять под свой контроль территорию исторической Новороссии без прямого участия ВС РФ, а после заняться переговорами с властями в Киеве по вопросу дальнейшего переустройства Незалежной в федерацию или конфедерацию, где Юго-Восток останется в ее составе, но будет занимать выраженную пророссийскую позицию, заключив с Москвой договор о военной помощи и экономическом сотрудничестве. Это совсем не то, что обескровленный Донбасс через силу обратно впихивать. Союзная нашей стране Новороссия, где сосредоточена почти вся оставшаяся промышленность, природные ресурсы и есть выход к морю, позволит держать остальную часть федеративной/конфедеративной Украины в кулаке. К слову, именно по этой причине Киев просто не сможет уклониться от переформатирования системы государственного устройства.
Подобный сценарий не является идеальным, но кажется на фоне прочих наиболее предпочтительным и компромиссным, поскольку судьбу Украины будут решать сами украинцы. Но тогда, скажем прямо, и Россия, поддержав одну из сторон, сможет отстоять свои национальные интересы. Почему нет? Мы имеем право устранить угрозу на своей границе. Будут ли за это введены западные санкции? Конечно, будут. Но пусть они станут платой за достигнутый позитивный результат, а не бесконечной расплатой за неурегулированность серьезнейшей территориальной проблемы с ближайшим соседом. Увы, либеральными «нюнями» делу никак не поможешь. Компромисс с Киевом и стоящим за ним Западом просто невозможен, от России все ждут только капитуляции.