Труба зовет вперед, в СССР! Назад, в капитализм, желающих все меньше
Советский Союз погубила колбаса. Вернее – её отсутствие.
На знамёнах людей, разрушавших СССР, было начертано не «Свобода слова! Равенство! Закон!», а идущее от живота: «Жрать!»
Если бы КПСС смогла обеспечить трудящихся хотя бы одним сортом колбасы (хотя бы докторской), но – регулярно, то и сейчас бы СССР стоял несокрушимо и всем грозил своим Варшавским блоком.
Кому нужна была тогда свобода слова? Единицам! И эти единицы легко добывали запретных Солженицына, «Доктора Живаго», стихи Бродского и т.д.
Сейчас все запретные ранее книги легко доступны каждому. Но их читают, как и раньше, те же единицы.
Самые отчаянные из этих одиноких людей выходили на Красную площадь с протестом против ввода советских войск в Чехословакию, но бо́льшая часть населения радовалась: «Вот как наши врезали этим контрреволюционерам!»
Равенство? Но мы и так все были равны в нищете – по меркам нынешних буржуев. По-своему такое равенство – благо. По крайней мере в нём не было места теперешней иссушающей зависти всех ко всем.
Закон? А кто и когда в нашей стране чтил глубоко закон? Диктат партийных норм всегда стоял выше гражданского закона.
В чём ещё обвиняли СССР «широкие массы трудящихся»?
Кроме колбасы им не хватало ковров, полированной шкафов, хрустальной посуды, красивой одежды и растворимого кофе. За всем этим приходилось стоять в долгой очереди.
Погоня за житейскими благами в СССР называлась «мещанством», «вещизмом». Мещан осуждали, осмеивали.
В одной из тогдашних пьес романтический юнец рубил полированную мебель родителей шашкой, доставшейся ему от деда-революционера.
Мы смеялись над слониками на комоде и полированными «горками» с хрусталём – и досмеялись: мещане пошли в поход за колбасой через развал Советского Союза.
Теперь всего не хватавшего тогда – навалом, были бы деньги. А счастья как не было, так и нет.
Как бы ни был плох СССР, но то, что его победило, те люди, которые его разрушили – гораздо хуже. Всё, что было хорошего в Советском Союзе (образование, медицина, отношение людей друг к другу, литература, музыка) – истребили.
Всё плохое (леность, стяжательство, воровство, необязательность, общая тупость в конце концов) – расцвело пышным цветом и всячески приветствуется.
При СССР был один «источник зла» – государство. Одни его боялись, другие тихо или громко проклинали.
Сейчас источников зла – сотни! Человеку опасности грозят отовсюду: от медицины, от СМИ, от педофилов, от исламистов, от США и английских болельщиков, от властных жуликов, от банков, от лихачей на дорогах, от учителей и их учеников, от правительства Медведева, и всегда – от Чубайса, от военных и пацифистов…
И т.д и т.п. Начав перечислять – не остановишься.
Фазиль Искандер сказал по этому поводу, что человек в нынешней России живёт как в шкуре ежа, вывернутой наизнанку.
В СССР было очень много вранья и лицемерия. Но всё-таки в те времена воспевались и пропагандировались лучшие черты человека: трудолюбие, интернационализм, чистота отношений между полами, «человек человеку – друг, товарищ и брат». Не стяжательство, а честность…
Советские острословы шутили, что Кодекс строителя коммунизма (был такой документ) списан с евангельских заповедей.
Советский Союз и впрямь был более христианской страной, чем современная Россия – несмотря на то, что церковь была в загоне и церковные боссы не целовались взасос на камеру с верховными правителями страны.
Известная антисоветчица Мария Розанова говорила, что в СССР творились ужасные дела, но при этом произносились очень правильные слова. И потому в СССР воспитывались очень правильные поколения.
Остатки этих поколений в виде грамотных инженеров, учителей, врачей и учёных ещё можно встретить в России. Эти люди и составляли элиту Советского Союза, хотя так их никто тогда не называл и сами они себя элитой не считали. Можно ли их сравнивать с теперешней «элитой», состоящей из воров и прохиндеев?
СССР ставил перед людьми великие цели: покорение космоса, целина, строительство БАМа и гидроэлектростанций, победа мира во всём мире, догнать и перегнать Америку…
Великие цели – великая страна!
А сейчас цель у всех одна – обогатится любой ценой. Ценой хоть воровства, хоть предательства. Толстому кошельку всё прощается.
Почему говорят, что в России нет национальной идеи? Идея эта есть, и она известна всем: «Пусть у меня всё будет, и мне за это ничего не будет». И очень многие эту идею, эту воровскую мечту успешно воплотили. Богатые делаются всё богаче, а бедные – всё беднее.
И последнее. Я не могу не испытывать чувства благодарности к Советскому Союзу. Я в нем бесплатно выучился от первого класса и до врача. Качество обучения было высоким.
На все специализации и рабочие конференции я ездил тоже бесплатно.
Я читал хорошие книги и смотрел хорошие фильмы. Чехов, Толстой и Достоевский, якобы абсолютно антисоветские писатели, прекрасно вписывались в советскую систему обучения. В толстых журналах печатали отличную прозу. Сейчас такого – даже близко нет.
В «Иностранке» я читал Маркеса, Чивера, Воннегута, Фолкнера и т.д.
Билеты на самолет и поезд стоили тогда дёшево, и я смог объездить почти всю страну.
Медицина была устроена очень хорошо, и только денег ей не хватало. Сейчас нет ни денег, ни медицины.
И да, была уверенность в завтрашнем дне. «Нищета», как это называется сегодня, была гарантированна, но мы-то не понимали тогда, что мы – нищие!
Но при всём этом я не хотел бы вернуться в Советский Союз. Поскольку и на меня действует отрава потреблядства. Детям я желаю того, на что сам раньше не обращал никакого внимания: комфортной работы, желательно – не в России, материального достатка, собственного дома, поездок на Карибы, хорошего одежды и т.д.
СССР оказался слабым звеном в мировой цепи капитализма, но и для социалистических идей он был слаб. Это богатые страны Скандинавии могут позволить себе подобие социализма.
Только какой-то скучный у этих скандинавов их социализм…
Уверен, что Россия, отъевшись и приодевшись, ещё вернётся к социалистическим принципам, к великим планам, к безумным идеям.
Потому что как сказал один великий мыслитель – «Только безумные идеи позволяют осуществить скачок в будущее».