После согласия президента России Владимира Путина принять турецкого президента в Санкт-Петербурге стал активно обсуждаться вопрос: какую цель ставит перед собой Кремль? Справедливости ради нужно сказать, что аналогичный вопрос появился на повестке дня ещё в тот момент, когда иранские средства массовой информации опубликовали материалы, согласно которым Эрдоган за своё спасение в ходе попытки военного мятежа в Турции обязан благодарить именно Россию. А именно российскую разведку, которая, если верить иранским источникам, и передала Эрдогану информацию о том, что в отеле курортного Мармариса ему грозит смертельная опасность. Вопрос «зачем?» выглядел и продолжает выглядеть весьма актуальным, особенно учитывая тот факт, что всё последнее время г-н Эрдоган в России ассоциировался с пособником террористов и главным виновником трагедии с российским Су-24 осенью прошлого (2015) года.
Наибольшее «число голосов» набрала версия, согласно которой Россия начинает масштабную геополитическую игру, конечный результат которой – выход Турции из Северотлантического альянса. Основной аргумент в пользу этого озвучивался и озвучивается в следующем виде: США не горят желанием выдавать по требованию официальной Анкары проповедника Фетхуллаха Гюлена, которого Эрдоган объявил главным организатором попытки государственного переворота в Турции. В качестве косвенного доказательства того, что Турции как бы больше нечего делать в НАТО, представлялась ситуация с натовской авиабазой Инджирлик, которую активно эксплуатируют американские ВВС и которая выступила одним из важнейших составных звеньев при организации госпереворота на турецкой территории. Мол, если Эрдоган начал отключать «свет» у американцев на базе Инджирлик, а попутно ставить на место американских генералов, то Турция вот-вот покинет Североатлантический альянс.
Обратило на себя внимание то, что аналогичную версию тут же подхватили западные СМИ, назвав контакты Владимира Путина с Эрдоганом «победой Кремля, направленной на выход Турции из НАТО».
Безусловно, с обывательской точки зрения, если бы Эрдоган поднялся к трибуне и произнёс слова о том, что Турция покидает западный военный блок, то это вполне можно было бы расценивать как «победу Кремля». Однако такая победа выглядит уж слишком локальной, а потому можно предположить, что новая игра (ну или пусть даже «дружба») с Анкарой с целью её выхода из НАТО вряд ли стоила бы сожжённых ранее свеч (а также мостов и прочего). Есть версия, что ставки куда выше, причём распределение этих ставок таково, что в любом случае западные «партнёры» могут попасть на российскую шахматную «вилку».
Чтобы конкретизировать, о чём идёт речь, стоит напомнить об определённых событиях нескольких минувших дней. Как известно, Россию с рабочим визитом посещали генералы прошедшего эрдогановскую «чистку» генерального штаба ВС Турции. Вместе с этими генералами в Россию наведался человек, визит которого выглядит не меньшей сенсацией, нежели визит турецкого президента. Этим человеком является Хакан Фидан, который с 2010 года возглавляет турецкую национальную разведку (MIT). Внимание: с 2010 года! То есть Хакан Фидан, который, если следовать официальной турецкой трактовке и заявлениям иранских СМИ, фактически проворонил заговор против Эрдогана, не только остался у руля турецкого разведведомства, но и ещё оказался в делегации, состоящей из преимущественно «отфильтрованных» военных чинов. Речь о делегации, посетившей Россию. В общем, сотни генералов МО и представителей разведструктур Турции Эрдоган «отфильтровал», причём подавляющее большинство не прошедших «фильтрацию» ещё и объявил врагами турецкого народа, а Фидана в итоге не тронул. Человека, прошляпившего подготовку и начальную стадию осуществления военного переворота, вернул на его прежнюю должность, несмотря на внешне просматривающийся однозначный «неуд» в профдеятельности.
На этом фоне нельзя не упомянуть ещё об одном событии, в котором в последние дни фигурировали имя Хакана Фидана. Событие это – заявление официальных властей Ирана о необходимости создания трёхсторонней группы (Россия, Иран и Турция) по урегулированию ситуации в Сирии. Причём Иран предлагает создавать эту группу не только на основе сотрудников внешнеполитических ведомств, но и с привлечением разведывательных структур. После появления такого рода известий из Ирана стали возникать заявления турецкой стороны о том, что она готова вести контакты с Россией и Ираном по контролю нескольких участков границы с сирийской провинцией Идлиб. Причём это те участки, где трафик боевиков за последнее время достиг пика. Из этих заявлений можно сделать как минимум два вывода. Первый: ранее Турция явно не горела желанием участки границы с Сирией с трафиком террористов контролировать так, чтобы трафик свести на нет. Второй: теперь появляется возможность совместного (то есть – вполне реального) контроля приграничных турецко-сирийских зон.
Так причём тут Хакан Фидан и глобальные ставки России? А притом, что Фидан – это человек, который в своё время сумел наладить мирный диалог Анкары с Рабочей партией Курдистана. Результатом этого диалога (а также личной встречи Фидана с Абдуллой Оджаланом) стали несколько лет реального мира в Турции – без взаимных атак турецких силовиков и представителей РПК.
В то же время Хакан Фидан, как «проворонивший» попытку госпереворота глава национальной разведки, просто по определению не мог быть, если можно так выразиться, совсем не при делах. Весь ли план переворота или его отдельные части вполне могли проходить через структуру Фидана, а также через него самого. Исходя из этого, Эрдоган мог бы главу MIT первым поставить «к стенке». Но в том-то вся изюминка, что Фидан – а) ценный кадр с точки зрения контактов с курдами, б) Фидан слишком много знает о западных «партнёрах» Турции в формате НАТО, в) глава MIT слишком много знает и по вопросу сирийского конфликта.
Было ли именно Россией «посоветовано» Эрдогану не убирать главу MIT с его поста – вопрос пока открытый. Однако это уже не столь принципиально. Главное то, что человек, который очень (нужно подчеркнуть – ОЧЕНЬ) много знает сразу по нескольким интересующим РФ направлениям деятельности страны-члена НАТО остаётся на своём посту. Если говорить прямо, то благодаря таким кадрам, как Хакан Фидан, с некоторых пор надёжно взятый за фаберже, не Турция выходит из НАТО, а Россия туда входит… Причём входит, конечно же, выражаясь фигурально - на правах игрока, которому явно становится известно о целом направлении деятельности Североатлантического альянса и его главного игрока – США. Ну просто вряд ли допустивший «промах» главный турецкий разведчик станет играть роль красного партизана и молчать... О том, что г-н Фидан играет совсем другую роль, говорит то, что он возвращён в должность и идёт на контакт с разведками тех стран, от которых у американских «друзей» Турции сильнейший тремор. Понятно, что для тех же США Фидан - отрезанный ломоть, но сколько в этом ломте изюма для российских геополитических интересов...
Источник: https://topwar.ru