В последние дни весь мир с напряжением следит за драматическими событиями в Турции. В истории неудавшегося путча много белых пятен, странных совпадений и сомнительных деталей, которые, надо надеяться, ещё получат объяснение. Тем не менее, это была попытка настоящего переворота, а не инсценировка (как предположил Фетхуллах Гюлен), что свидетельствует о наличии раскола в армии и, видимо, в обществе. Ситуация, созданная выступлением группы военных, не только повлечёт значительные перемены в составе турецкой элиты, на что указывает широкая волна происходящих в стране арестов, но и потребует переосмысления внешней политики Турции.
Переосмысление уже происходит. Началась нормализация отношений Турции с Израилем. Как известно, отношения между двумя странами резко ухудшились после инцидента с турецким судном «Мави мармарис» летом 2010 года, когда 10 турецких граждан, перевозивших гуманитарную помощь в осаждённую Газу, были убиты в ходе столкновения с израильским патрулем. После этого из Израиля был отозван турецкий посол, а военные и экономические связи двух стран были заморожены.
Попытки нормализации турецко-израильских отношений регулярно делались при посредничестве американцев. В марте 2013 года состоялась первая попытка примирения. Израиль официально извинился за инцидент с «Мави мармарис» и выразил готовность выплатить компенсацию семьям погибших турецких граждан. Тогда это было подано как дипломатическая победа Турции. В понимании нынешней турецкой элиты «арабская весна» должна была привести к повсеместной победе в странах Арабского Востока движения «Братья-мусульмане». В 2012 году после выборов «Братья-мусульмане» пришли к власти в Египте, а идеологически близкая к ним партия «Ан-Нахда» - в Тунисе. В секторе Газа правит палестинское отделение «Братьев-мусульман» - движение ХАМАС.
В том же 2012 году Анкара активно поддержала близкие к «Братьям» исламистские группировки в Сирии. По замыслу Реджепа Тайипа Эрдогана, установление в Северной Африке и на Ближнем Востоке новых режимов под властью «Братьев-мусульман» должно было происходить при руководящей роли турецкой Партии справедливости и развития (ПСР). Данная политическая линия пользовалась значительной финансовой и пропагандистской поддержкой Катара. Однако после свержения «Братьев-мусульман» в Египте и провалов турецких союзников в Сирии Турция фактически оказалась на Ближнем Востоке в изоляции, обнаружив, что у неё испорчены отношения с Москвой, Дамаском, Каиром, Багдадом. В повестку дня встал поиск путей выхода из сложившегося положения.
В начале июля высокопоставленные турецкие дипломаты объявили о намерении нормализовать отношения Турции с Египтом. Дружественные связи между двумя странами были прерваны в июле 2013 года, после того как Турция не признала приход к власти генерала Абдель Фаттаха ас-Сисси. Эта позиция Анкары не изменилась и год спустя, когда Сисси был избран на всеобщих выборах президентом Египта. Между тем Каир поставил официальным условием нормализации отношений прекращение поддержки Анкарой запрещённого в Египте движения «Братья-мусульмане». Со стороны Каира последовали и другие шаги. С декабря 2015 по апрель 2016 года Египет посетили три делегации Рабочей партии Курдистана (РПК), которые вели переговоры с высокопоставленными египетскими политиками и руководителями спецслужб. По информации турецкой газеты «Хюрриет», со стороны курдов во встречах принимали участие такие лидеры РПК, как Мустафа Карасу (член Исполкома Союза курдских общин) и ответственный за внешние связи РПК Сеитхан Аяз.
Ещё более болезненным для Анкары явился разрыв с Россией, ставшей за последние 15 лет одним из основных торгово-экономических партнёров Турции. Экономика Турции находится в зависимости и от импорта российских углеводородов, и от российского туризма. Новый толчок развитию турецкой энергетики должен дать ввод в действие на юге Турции АЭС «Аккую» (генеральный проектировщик и генеральный подрядчик строительства станции – российский «Атомстройэкспорт»).
Важную роль в нормализации отношений Турции с Россией играет сирийский вопрос. Пытаясь свергнуть президента Башара Асада любыми средствами, турецкие власти зажгли пожар в собственной стране. Борьба на севере Сирии с террористической группировкой «Исламское государство» (долгое время получавшей поддержку Анкары) усилила курдские вооружённые формирования «Сирийских демократических сил» (СДС), тесно связанных с РПК. В юго-восточных районах Турции возобновилась герилья. По мнению журналистов, «юго-восток Турции начинает всё больше напоминать Сирию». В ходе последних сражений погибли 70 турецких военнослужащих и около 450 курдских боевиков, был полностью разрушен ряд небольших городов. Конфликт усугубляется тем, что курдские отряды СДС на территории Сирии поддерживаются и вооружаются американцами, а американское оружие, поставляемое сирийским курдам, начинает просачиваться в Турцию. Образование в южном подбрюшье Турции курдской автономии было бы воспринято Анкарой как переход «красной линии».
Для полноценной нормализации отношений с Россией Анкаре понадобится сближать свою позицию в сирийском вопросе с позицией Москвы. По некоторым признакам это уже происходит. 13 июля премьер-министр Турции Бинали Йилдырым заявил: «Мы будем расширять круг дружбы. Мы уже начали делать это. Мы уже нормализовали наши отношения с Россией и Израилем и сейчас собираемся нормализовать наши связи с Сирией. Мы нуждаемся в этом».
Что ж, президент Реджеп Тайип Эрдоган известен как гибкий политик с нестандартным мышлением. Он извинился перед Россией за сбитый российский самолёт. Может быть, мы ещё станем свидетелями извинения Эрдогана перед Сирией и его прибытия в Дамаск для совместной с Башаром Асадом молитвы мира в мечети Омейядов?
Источник: http://www.fondsk.ru
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас