В последние годы Турция все активнее продвигается в сфере собственных военных разработок. Так, недавно турецкая компания Kale R&D выпустила KTJ-3200 – первый ракетный двигатель турецкого производства, который будет использоваться в ракете Atmaca. Первые ракеты, оснащенные KTJ-3200, Анкара планирует запустить уже в 2022 году.Что касается компании Kale R&D, то она занимается разработкой турбореактивных двигателей для противокорабельной ракетной системы средней дальности Roketsan, получившей название OMGF, и умных боеприпасов Kuzgun-TJ от Tubitak Sage.17-20 августа в Стамбуле проходила Международная выставка военной промышленности, на которой и был подписан контракт на серийное производство нового ракетного двигателя. Собственно проект начали разрабатывать в 2012 году, когда было принято решение обеспечить импортозамещение в сфере ракетных двигателей. Как пишет Defense News, по своей архитектуре двигатель KTJ-3200 аналогичен французскому двигателю TR40. Правда, последний более экономичен и легок, но производительность турецкого и французского двигателей мало чем отличается. Стоит также отметить, что KTJ-3200 был изготовлен за счет собственных средств. В Турции разработку называют первым важным шагом отечественной промышленности в направлении дальнейшего создания авиационных двигателей. KTJ-3200 способен поддерживать полет ракеты на протяжении всей ее миссии, то есть в течение примерно 20 минут. Кстати, KTJ-3200 был специально разработан для использования на крылатых ракетах и беспилотных летательных аппаратах турецкого производства. Первый турецкий вертолет Gökbey будет оснащаться двигателем TS1400, разработанным Tusas Engine Industries.Что касается KTJ-3200, то его реальные возможности проверили на испытательном полигоне Центра разработок и испытаний компании Kale R&D. В частности, двигатель прошел испытания на выносливость, попадание воды, деформацию, были проверены его экологические характеристики.
Несмотря на то, что оттуда идёт большое количество продукции, которая нужна РФ на фронте каждый день, такой помощи на коммерческих условиях недостаточно и концепцию этих отношений неплохо было бы пересмотреть. Особенно