Как известно, три дня назад появилась новость о том, что в Турции вводится режим чрезвычайного положения (ЧП) в соответствии со 120-й статьей Конституции. Анонсировалось, что режим ЧП будет действовать на протяжении трех месяцев, однако вполне вероятно, что его продлят – всё зависит от оценки политической ситуации в стране, которую даст турецкий лидер и парламент по истечению трех месяцев.
Более того, турецкое правительство объявило о том, что, в соответствии со статьёй 15 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Турция временно отступает от её соблюдения. Данная статья предусматривает возможность несоблюдения ряда основных положений конвенции, если в стране вводится режим чрезвычайного положения при возникновении обстоятельств, «угрожающих жизни нации».
Международное экспертное и аналитическое сообщество сошлось во мнении о том, что данные нововведения фактически дают турецкому лидеру юридическую основу для установления в стране тоталитарно-репрессивного режима, при котором возникает возможность спокойно осуществлять жесткие «чистки» любого масштаба среди граждан.
Ни для кого не секрет, что положение с правами человека в Турции, особенно на протяжении последней пары лет, и так оставляло желать лучшего. Это даже послужило причиной ухудшения турецко-европейских двусторонних отношений и легло в основу порицания турецкого лидера со стороны международных организаций и мирового сообщества.
Однако сейчас ситуация кардинально отличается от того, что было раньше. Уже звучат заявления о том, что, по сути, Эрдоган намеревается полностью поменять формат турецкой государственности!
Если раньше турецкого президента упрекали в том, что он единолично, при поддержке своих самых приближенных соратников, определяет вектор государственной политики в ущерб демократическим основам функционирования государства, то теперь аналитики стали склонятся к мнению о том, что де-факто чрезвычайное положение только поспособствует торжеству тоталитаризма в Турции с серьёзным исламским акцентом.
Вот что сказал по этому поводу президент института Ближнего Востока Евгений Сатановский: «Он превращает Турцию из государства Кемаля Ататюрка с некоторым элементом эрдогановщины в режим Тайипа Эрдогана с некоторым ностальгическим воспоминанием отдельных граждан, что был такой Кемаль Ататюрк». Также эксперт заметил, что в условиях сложившейся политической нестабильности в Турции, безусловно, имеет место ещё большая концентрация власти в руках Эрдогана, что приводит к «качественному превращению некоторой исламизации эволюционным путём в революцию сверху».
Говоря непосредственно о масштабах государственных «чисток», которые сейчас происходят в Турции, необходимо отметить, что только за неделю с момента попытки переворота (ночь 16 июля), было задержано около 7,5 тысяч человек, среди которых 103 адмирала и генерала турецкой армии, 426 судей и прокуроров. Отстранены от занимаемых должностей 7850 сотрудников полиции и силовых подразделений внутреннего назначения, в отношении порядка 9,3 тысяч человек ведётся разбирательство на предмет участия в неудавшемся государственном перевороте.
Также «охота на ведьм» не прошла мимо турецкой образовательной системы. Сообщается, что порядка 15,2 тысяч сотрудников системы образования были освобождены от исполнения своих обязанностей в связи с начатыми в их отношении расследованиями. Та же участь постигла 1577 деканов и профессоров частных и государственных высших учебных заведений.
В это же время турецкие СМИ предоставляют информацию о том, что в общей сложности число задержанных и отстранённых от должностей граждан Турции, как военных, так и штатских, уже превысило пятьдесят тысяч человек. Отмечается, что серьёзных «чисток» не удалось избежать даже высшему руководству партии Эрдогана.
Такие меры, вне сомнения, также имеют и обратный эффект, ведь люди, которые попадают под маховик политических репрессий, прежде всего, представляют армию и силовые структуры, административный ресурс и систему образования. Особенно в этом контексте примечательна ситуация в армии Турции: Эрдоган отстранил от должностей практически всю армейскую «верхушку» (103 генерала и адмирала), а ведь национальные ВС – это и есть та сила, на которую должен опираться легитимный режим в случае эскалации политической нестабильности в стране.
Раскол общественного мнения в стране становится всё более существенным, а политическая нестабильность только растёт. Многие эксперты считают вполне реальным то, что эскалация конфликта внутри Турции в итоге может перерасти в полномасштабную гражданскую войну.
Директор исследовательского центра Станислав Тарасов полагает, что Реджеп Эрдоган сам себя загоняет в угол: «Он остается без армии, армия в таких условиях не будет воевать. Страна скатывается в пучину гражданской войны. Турция находится сейчас в очень тяжелом положении».
Исходя из всего вышеизложенного, можно заключить, что ситуация в Турции очень противоречивая, однако одно можно сказать точно: стабильности и порядка, о которых неустанно твердит Реджеп Эрдоган, нет и в помине.
Источник: http://politrussia.com