Турецкий гамбит
О том, что это может произойти говорили давно. О том, что это должно произойти знали все. И вот тогда, когда это случилось, это стало неожиданностью.
Буквально за несколько дней президент США Д.Трамп заявил, что не стоит США терять деньги и силы в «обеспечении безопасности на северо-востоке Сирии» и распорядился вывести силы США с территории приграничной с Турцией. Это было сродни эффекту разорвавшейся бомбы.
Курды поняли, что они не нужны и что их использовали в качестве пушечного мяса против ИГИЛ лишь потому, что в этом был хоть какой-то смысл. Вписываться в проект «курдское государство» США не намерены. В таком случае, курдские завывания и угрозы о том, что они пойдут на соглашение с Дамаском и Москвой выглядят по меньшей мере глупостью, а по большей крайней степенью инфантилизма. Всем очевидно, что в текущем геополитическом раскладе вопрос оп Сирии уже решен. Израиль согласился не поддерживать боевиков в Кунейтре более года назад, Власти Ирака работали против боевиков в приграничье, некоторые страны арабского мира уже восстановили работу своих посольств в Дамаске, либо собираются ее восстанавливать. История с лозунгом «Сирия без Ассада» закончилась.
ЕС внезапно сообразили, какое место они занимают в любых раскладах с участием США. С очень большой вероятностью страны ЕС (за исключением, возможно Великобритании) вообще заранее не уведомили о том, что американцы собираются куда то уходить. Они узнали об этом одновременно с курдами и «читателями твитера POTUSa» во всем мире. А это уже не просто возмущение тем, что США подрывает своими действиями совместные усилия, по, как они это называют, «демократизации Сирии», но и то, что США могут спокойно свернуть свои операции и оставить своих «союзников» из ЕС практически в одиночку в чистом поле. А это уже мощнейший подрыв любого потенциала будущих военных операций США и сран ЕС, а равно один из гвоздей в крышку гроба НАТО – рудимента холодной войны и чемодана без ручки как для американской, так и для европейской политики. Не исключаю, что через какое-то время на карте международных организаций появится сразу две организации в области безопасности в Европе. Одна объединяющая страны ЕС в попытке организовать то ли коллективную безопасность для себя, то ли коллективную опасность для других. Вторая из СШИ и стран-сателлитов в Европе. Хотя мощный «американо-польско-прибалтийский альянс» это конечно же совершенно гротескное образование на фоне того НАТО, которое существовало в период холодной войны.
Но речь не о фантомных болях ЕС и выкручивании Трампа, а о турецкой опреации в Сирии. Сразу же скажу, что автор этих строк с возмущением относится к нарушению суверенитета Сирии, но при этом с пониманием в необходимости «разрубать гордиевые узлы», накрученные за предыдущее время.
И все-таки они начали
Почему Турция начала операцию на северо-востоке Сирии? Потому что она не могла ее не начать и при этом получила все необходимые гарантии для того, чтобы сделать возможным эту операцию.
Все предыдущие попытки турок начать наступление в Заевфратье наталкивались либо на поспешные действия сирийского руководства (когда атаки сирийской арабской армии начинались тогда, когда протурецкие прокси образования еще небыли вовлечены в военные операции), либо на активное сопротивление со стороны США, когда угроза прямого столкновения с американскими силами оказывалась больше, чем вероятные достижения в борьбе с курдской угрозой.
Сейчас «звезды» сложились наиболее оптимально.
Во-первых, Сирия демонстрировала размеренность и отсутствие стремления к поспешным атакам где-либо, что позволило собрать под турецким руководством максимум боевиков из зоны Идлиба. Без «прокси пехоты» из боевиков операция Турции против курдов может повлечь большие потери со стороны турецкой армии, что негативно скажется на позиции Эрдогана, которые и без того не самые сильные после выборов (многократных) мэра Стамбула из числа представителей оппозиции.
Во-вторых, наблюдалось налаживание некоторых отношений между Эрдоганом и Трампом. Были в какой-то мере утрясены конфликты по поводу приобретения Турцией С-400 у России и отказом США продавать F-35 туркам. Сейчас вроде бы стороны уже согласны на то, что Турция закупит партию самолетов, а это для Трампа плюс в части его «торговых» достижений. Более того, начало операции Турции против курдов является прекрасным фоном для отвлечения внимания от ситуации вокруг «украинского скандала». Сейчас, когда демократы начали вызывать на допросы всех из администрации Трампа, кто хоть сколько-то стоял рядом с ним в его взаимоотношениях с Зеленским перевести внимание СМИ на ситуацию вокруг Сирии и Турции самое прекрасное дело. Понятно, что тема «импичмента» никуда не денется, но будет по крайней мере разбавлена.
Полагаем, что Трамп не видит возможности каким-то образом серьезно реализовать какие-то интересы в Сирии через курдов и вполне готов сдать эту карту в угоду конъюнктурным вопросам.
В-третьих, Турция поучила гарантии отсутствия курдской автономии в Сирии. Ранее турки неоднократно требовали начала работы конституционного совета Сирии. Сейчас это требование полностью реализовано, такой совет начал работу в Женеве.
При этом в данный совет не входят курды, а, следовательно, их интересы в частности на создание особой курдской автономии с возможным созданием легальных военно-полицейских образований курдов реализовано не будет. Это можно понять в частности из заявлений представителя России в СБ ООН Небензи, который подчеркнул, что курды сами виноваты в том, что выбирают неудачных партнеров. Курдской автономии не будет, а те форматы, которые до этого предлагала курдам Сирия, вероятно останутся в прошлом. Акции «Курдистана» сейчас как никогда малы. То, что Турция (не важно с потерями или без) выбьет курдские отряды из приграничья - это практически предопределено. То, что курдам придется сместиться в районы проживания арабского большинства в Заевфратье тоже очевидно. А вот получить там главенство им уже вряд ли получится. На чужой для них территории они рискуют либо понести огромные потери в борьбе с местными племенами (которые в любой момент могут обратиться за помощью к Дамаску и вероятно уже готовятся к переговорам), либо стать второстепенными силами в союзе с арабами, что совершенно исключает любой проект Курдистана.
В любом случае, можно проситься с любой идеей возможного «Курдистана» в Сирии и как независимого государства и как автономии с широкими полномочиями в рамках сирийского государства.
Так что операция Турции с третьей попытки, но началась в Сирии. А это безусловный фактор риска для всех без исключения игроков. Попробуем проанализировать риски каждой из сторон.
Фактор риска
Сейчас на самом деле рискуют все. Абсолютно все участники сложившихся отношений. Но риски у всех разные и практически у всех данные риски нивелируются возможными потенциалами, кроме отдельных игроков, которые могут потерять все.
Турецкие риски
Турция рискует многим. Уже сейчас она получает обструкцию в мировых СМИ (хотя это и не страшно, Эрдоган уже привык к внешней критике) и на мировых политических трибунах.
Турция уже начинает получать эмбарго вооружений со стороны стран Европы (Испания заявляет о выведении из Турции своих систем «Пэтриот», Финляндия, Швеция, Франция о прекращении военных поставок). Это опять же не страшно, т.к. эти поставки с радостью перекроют другие страны – Россия (в том числе после поставок систем С-400, поставки чего-то другого не будут иметь больших сложностей), Китай (с радостью закроет большие объемы по стрелковому оружию и большой номенклатуре иного военного оборудования и снаряжения), да и США спокойно потеснит своих не очень умных европейских партнеров с выгодного рынка, т.к. США умеют вводить санкции не вредя себе, в отличие от ЕС, для которой практически каждая секционная выходка – это выстрел себе же в ногу. Возможные санкции против отдельных политиков турок вряд ли сильно смутят. Это не самый большой страх. Угроза Трампа в случае атаки на курдов «разворовать экономику Турции» тоже не может быть рассмотрена буквально. США в первую очередь будут смотреть на свои выгоды, а не на абстрактных курдов в вопросах санкций и пошлин. И введут их в любо случае, тогда, когда им это потребуется. Тем более, что вскоре апелляционная платформа ВТО перестанет работать и торговые войны пойдут с утроенной активностью.
Возможные осложнения в связи с потерями в боевых действиях с курдами. Но, во-первых, Турция уже действует гораздо грамотнее тактически, подставляя под удар не своих солдат, а прокси-боевиков из Идлиба, а, во-вторых, турецкое общество уже привыкло, что война с курдами - это жертвы и в какой-то мере готово к этому.
Наконец, риск ухудшения отношений с Сирией, Россией и Ираном. Данный риск нивелирован сочинским форматом, т.к. вероятное начало операции согласовано и с Россией, и с Ираном и, вероятно, через них с Дамаском. В результате, ни Россия, ни Сирия высказали лишь дежурные сентенции против турецкого вторжения, без истерик, или серьезных действий по предотвращению вторжения. Значит все оговорено. Риск может возникнуть, если Турция вдруг изменит свою позицию, что конечно может произойти. Но вероятность этого не слишком велика.
Сирийские риски
Основной риск основывается на том, что территория независимого государства подвергается вторжению соседней страны. Но курды не особо то и стремились подчиняться Дамаску, а наличие вооруженных сил США, Франции и прочих Нидерландов опять же немногим отличались от вторжения (если вообще отличались).
Самый большой риск может возникнуть, если Турция начнет использовать данные территории для того, чтобы готовить отряды своей ручной оппозиции Дамаску. Но тридцатикилометровая зона, змеей вьющаяся возле границы для этого не самая удобная территория. Идлиб же, судя по всему должен быть «замирен» и возвращен уже в самое ближайшее время. В любом случае, даже если турки не уйдут Сирия нивелирует фактор Курдистана (совсем) и может опереться в противодействии Турции на совокупные возможности России и Ирана. В целом прогноз для Сирии позитивный, хотя текущие события и не приятны.
Куда хуже, если Турция рискнет прибрать к рукам все Заевфратье. Но в данном случае все понимают, что таким шагом сейчас турки фактически противопоставят себя всем в регионе, отрезав любые ходы. Это значит, что такой вариант практически исключен.
Американские риски
США несут репетиционные риски, которые, впрочем, вряд ли серьезно подорвут их карму. Да, США кинули курдов. Причем сделали это издевательски, попутно заставив срыть свои укрепления на границе. Да, курды обвиняют США в предательстве. Не они первые. Не будет США никогда воевать за чьи-то интересы до последнего американца. До последнего курда, пожалуйста, до последнего сирийца, до последнего турка – не вопрос. Но не до последнего американца. США сейчас трупы американских солдат совсем ни к чему. А вот внимание, обращенное на Сирию и Турцию вполне.
Администрации США уже очевидно, что ничего толкового, кроме пунктика в переговорном процессе с Россией из их пребывания в Сирии уже не выйдет. Ситуация изменилась, Ассад устоял и победил. Держать территорию можно, но нужно ли? Только как аргумент в торге и не более.
Что же касается репутации. Всем известно, что договор с США не стоит и бумаги на которой он написан, а аргумент это было при другом Президенте, является чуть ли не коронной фразой американской дипломатии. При этом ситуативно слабым хочется опереться на сильного, поэтому никуда не денутся новые «курды», ни в Польше, ни в Прибалтике, ни на Украине. Будут льнуть к слабеющему гегемону, поскольку будут не реагировать на угрозы, а лелеять свои надежды. Пустые. Но кто же запретит кому-то заблуждаться.
Европейские риски
ЕС может потерять больше всех от турецкой операции. Для стран ЕС работа с курдами была особым пунктом в из проекте проникновения на Ближний Восток. Обучение курдских отрядов инструкторами из Германии, Франции и других стран ЕС была попыткой вбить свой надежный клин в арабский мир. Клин, через расширение которого можно в будущем попытаться чего-то достичь, выстроить стратегии, попытаться увлечь идиотов «морковкой о радостях евроассоциации», то есть в очередной раз поторговать «брендом» о равенстве слов «Европа» и «прогресс».
Для ЕС видимо сирийская игра заканчивается. И даже если некоторые страны до сих пор не готовы признать Ассада, как законного руководителя Сирии, то по крайней мере не будут иметь возможности активно влиять на развитие ситуации, за счет участия в подготовке курдских отрядов, финансировании «белых касок» и прочей мишуры.
Российские риски
Россия на самом деле одновременно не несет никаких рисков (угрозы боевых действий с участием российских военных сейчас нет) и при этом несет максимальные риски. Именно России приходится убеждать Эрдогана в том, чтобы идти или не идти на некоторые шаги. Именно России приходится согласовывать позиции по Сирии между Дамаском, Тегераном и Анкарой. Именно России приходится убеждать Саудовскую Аравию в том, что нынешнее турецкое продвижение не является оводом к активизации банд групп финансировавшийся Королевством. Фактически именно Россия является ключевым игроком в разрубании этого «гордиева узла» причем без использования силы. Лишь за счет дипломатии, взаимных уступок и работы чужих рук и сил. И пока что это получается.
Риск того, что договорённости сорвутся и пойдут «не туда» конечно же существует, более того, наверняка будут те, кто будет готов сделать что-то провокационное. Возможно, что обстрел позиций французского контингента в Заевфратье это уже чья-то провокация. Но при любой провокации процесс будет продолжаться и в конечном итоге придет к финальному результату. Сирия будет свободной, Сирия будет мирной.
Послесловие
Что же будет дальше? А дальше будет продвижение Турции в Заевфратье. Не важно будет ли это продвижение «до победного конца», т.е. до границ с Ираком, либо турки довольствуются 30 километровой зоной безопасности, как и говорили ранее. Все это приведет к вполне осязаемым последствиям.
Турция в пределах 30 километровой зоны безопасности обустроит наблюдательные посты и постарается переместить в приграничные города максимум из числа беженцев, которые в свое время ушли из Сирии в Турцию. Это перемещение беженцев позволит туркам навсегда изменить демографический состав приграничья. Эта земля больше никогда не будет курдской, максиму смешанной. А это значит, что никакого Курдистана там не будет в помине.
Вероятно, Турция уже в ближайшее время передаст некоторые территории в Идлибе под контроль Дамаска, чтобы продемонстрировать «добрую волю». Вероятно, это будет территория вдоль крупнейших шоссе. После чего Турция дождется принятия новой Конституции, а возможно и выборов по новой конституции, после чего начнутся переговоры о формате передачи приграничья, в т.е. погранпереходов (которые могут стать подконтрольными Дамаску и раньше) Сирии. Когда это произойдет? Может быть через год, может быть через два. В любом случае в период правления Эрдогана.
Есть ли вероятность другого развития ситуации? Практически нет. Хотя Эрдоган и имеет «имперские замашки» в условиях стабильности в Дамаске и устойчивости Сирийских властей территории, контролируемые Турцией становятся чрезвычайно токсичными и будут привносить постоянный фактор риска, который Турции совершенно не нужен. При этом, Турция от сотрудничества с Дамаском может получить большее. Во-первых, не исключен постоянный фактор влияния в виде абсолютно легальной «Туркоманской партии Сирии» (возможно даже с гарантированным местом в парламенте), во-вторых, очевидно, что будут предусмотрены инспекционно-наблюдательные формат в зонах сейчас контролируемых Турцией (а это фактор постоянного влияния), наконец, весьма вероятно, что точкам (населенным пунктам) переселения беженцев будет придан особый муниципальный статус. В конце концов иначе никак не удастся соблюсти консенсус в интересах между постоянным населением проживающих в городах переселения и беженцами. Это конечно гипотетические предположения. Но при любом раскладе для Турции пойти на создание политических механизмов косвенного участия будет гораздо выгоднее и проще, нежели чем создавать аналог «Голанских высот», только больших по размеру и этнически крайне неоднородных.
При этом, будет перевернута еще одна, одна из последних страниц нестабильности в Сирии, а также узел конфликта Турции и целого ряда ее соседей (Сирии, России, Ирана). Сирия же получит возможность гармоничного развития на всей своей территории (вопрос возвращения зоны города Ракка, Заевфратья в провинции Дэйр-эз-Зор и территорий у границы с Иорданией на самом деле тоже вопрос недалекого будущего), послевоенного восстановления и развития, международного взаимодействия. Вполне вероятно, что через некоторое время мы сможем наблюдать и процесс подачи заявки на вступление Сирии в Евразийский Экономический Союз и Организацию по коллективной безопасности (ОДКБ). Но это вопрос уже более отдаленного будущего.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас