Главная » 2021 » Ноябрь » 18
06:02

Турецкий MIUS: беспилотный истребитель будущего или пиар-проект

Турецкий MIUS: беспилотный истребитель будущего или пиар-проект

То, что Украина и Турция партнеры в сфере оборонки, ни для кого не секрет, как и то, что это партнерство с каждым годом усиливается. Главной новостью, конечно, стало недавнее применение на Донбассе разведывательно-ударного Bayraktar TB2

Новые союзники?

. Тогда, напомним, ударом БПЛА была уничтожена 122-мм гаубица Д-30.Еще более показательным моментом (на который, впрочем, обратило внимание куда меньше средств массовой информации) стала сентябрьская закладка Турцией первого корвета MILGEM для ВМС Украины, что вообще можно считать отправной точкой в истории нового украинского флота, каким бы он ни был в итоге. Но вернемся к авиации. Для Baykar – создателя того самого Bayraktar – пропуском в мир большой авиации стал даже не TB2, представляющий собой, по сути, малопримечательный по современным меркам беспилотник. Еще в 2019 году совершил первый полет Bayraktar Akıncı – высотный дальний ударный беспилотный летательный аппарат, имеющие шесть точек подвески вооружений и способный нести полезную нагрузку 1 350 килограмм (против 50 килограмм у Bayraktar TB2). Здесь, кстати, тоже не обошлось без Украины: Akıncı оснащен двумя двигателями АИ-450 от государственной компании «Ивченко Прогресс».

Фото: wikipedia.org

Но настоящая революция здесь только впереди, и связана она с новым беспилотным истребителем MIUS, который до последнего времени воспринимался как смелый концепт. Однако на прошлой неделе блог Центра анализа стратегий и технологий сообщил

Muharip İnsansız Uçak Sistemi

любопытную новость. Во время авиационно-космической выставки Saha Expo 2021 компания Baykar подписала с украинским предприятием «Ивченко-Прогресс» договор о закупке двухконтурных турбореактивных двигателей АИ-322Ф и АИ-25ТЛТ для применения на перспективном турецком реактивном боевом беспилотном летательном аппарате MIUS или Muharip İnsansız Uçak Sistemi.

«Мы подписали контракт с ведущей украинской компанией «Ивченко-Прогресс» на поставку турбореактивных двигателей AI-322F и интеграцию турбореактивных двигателей AI-25TLT для нашего проекта по производству ударных БПЛА»,

– приводит «Газета.ru» текст заявления Baykar. Здесь нужно внести пояснение. Сам БПЛА однодвигательный, но типов двигателя будет два. Дело в том, что аппарат хотят создать в дозвуковой версии – MIUS-A и сверхзвуковой – MIUS-B. АИ-25ТЛТ предназначен для первой: он позволит, по оценкам специалистов, развивать скорость до 800 километров в час. АИ-322Ф установят на MIUS-B, благодаря чему аппарат сможет разгоняться до сверхзвуковой скорости.

Что же такое АИ-322Ф и АИ-25ТЛТ? В широком смысле они стали развитием АИ-222, разработку которого Запорожский МКБ «Прогресс» им. А. Г. Ивченко начал в 1999 году на базе двигателя АИ-22. АИ-322Ф создали для учебно-боевого самолета L-15.

Возможности комплекса

Сам БПЛА MIUS имеет довольно долгую историю: его начали создавать в 2013 году, причем потенциальный облик модели меняли в процессе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Планер имеет бесхвостую конструкцию, его облик свидетельствует о применении технологии малозаметности. В пользу этого говорит и то, что, по крайней мере, часть вооружений будут размещать внутри фюзеляжа. Первый полет прототипа намечен на 2023 год.

Максимальная взлетная масса комплекса оценивается более чем в 5 000 килограмм при массе полезной нагрузки в 1 500 килограмм. Среди вооружений будут как ракеты класса «воздух-поверхность», так и ракеты класса «воздух-воздух», из-за чего, собственно, аппарат и называют беспилотным истребителем. Справедлива ли такая оценка? Как минимум до момента презентации прототипа судить об этом довольно тяжело. Задержки сигнала, свойственные для БПЛА, не критичны, если говорить о поражении стационарных наземных объектов. Однако могут сыграть злую шутку в современном воздушном бою, который, как это принято оценивать в наши дни, может быть очень динамичным и крайне скоротечным. Однако нужно полагать, Baykar видят автономным. В ролике, который компания показала в этом году, сообщается, что конструкцию MIUS оптимизировали для выполнения «агрессивных маневров», необходимых для воздушного боя. БПЛА будет применять искусственный интеллект, который даст ему возможность работать как в составе роя, так и в рамках популярной в наши дни концепции беспилотного ведомого. Согласно чему, несколько беспилотников смогут работать вместе с пилотируемыми истребителями, поддерживая их в бою.

Турецкий MIUS: беспилотный истребитель будущего или пиар-проект

ИИ вместо летчика

Вообще, о применении искусственного интеллекта для воздушного боя говорят все чаще. В прошлом году компании Red 6 и EpiSci провели эксперимент, в котором участвовал реальный летчик. Во время тестов пилот управлял самолетом Berkut 560 от Freeflight Composites, используя гарнитуру дополненной реальности Airborne Tactical Augmented Reality System. В том же году сообщалось, что искусственный интеллект победил опытного американского в пяти экспериментальных ближних воздушных схватках.

Очевидно, препятствий для того, чтобы в будущем применять такие технологии в реальных воздушных боях, нет. Вопрос больше лежит в плоскости морально-этических соображений. Грубо говоря, нужно ли давать компьютеру право решать, кому жить, а кому умирать? Сколь бы пугающей не была перспектива «восстания машин», подобные технологии все чаще находят применение в реальном мире. Не так давно турецкие БПЛА Kargu-2, начиненные взрывчаткой, атаковали антиправительственных повстанцев в Ливии полностью автономно. А в сентябре газета The New York Times писала, что специалист ядерной программы Ирана Мохсен Фахризаде был убит израильтянами в ноябре 2020 года выстрелами из пулемета: операцию якобы осуществил искусственный интеллект.

Фото: Grellix Grellixi / youtube.com

На фоне всего этого воздушный бой под управлением ИИ уже не кажется чем-то фантастическим. Более того, такой подход позволит избавиться от ограничений человеческого организма при создании ЛА. Кроме того, потеря беспилотника по умолчанию менее чувствительна, чем потеря пилотируемого летательного аппарата. Хотя бы лишь потому, что не требует организации поисково-спасательной миссии. Так можно ли будет считать MIUS реальным оружием? Таким, которое заменит истребитель? Ответом на первый вопрос, очевидно, будет «да». Baykar имеет большой опыт в разработке БПЛА, которые к тому же уже доказали свою боевую эффективность. С чисто технической стороны Muharip İnsansız Uçak Sistemi тоже нельзя назвать чем-то невероятным. Перед нами что-то очень похожее на американо-австралийский Loyal Wingman, который уже активно испытывают и который в будущем почти наверняка займет свое место в структуре австралийских ВВС, для которых его и создают. В этом большая разница между аппаратом MIUS и, скажем, украинским концептом БПЛА ACE ONE, который почти наверняка так и останется всего лишь картинкой. Все же опыта у Украины в этом вопросе несравнимо меньше.

С другой стороны, если мы посмотрим на характеристики, то увидим, что MIUS – это не замена для истребителей-бомбардировщиков. Его характеристики, такие как боевая нагрузка, несоизмеримо скромней, а вот цена может быть сравнимой или даже будет выше, чем у не самого современного истребителя четвертого поколения. И уж тем более она будет выше, чем у Akıncı или TB2.



Источник

Просмотров: 348 | Добавил: Dmitrij | Турецкий MIUS: беспилотный истребитель будущего или пиар-проект | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка



00:04:08


Комментарии

Популярное

«  Ноябрь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Новости партнёров


work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх