Лидерские качества
СМИ так часто говорят о России как о лидере в сфере разработки гиперзвукового оружия, что мало у кого данный факт вызывает сомнения. Тут и «Циркон», и «Кинжал», и «Авангард». И постоянно упоминаемые планы по оснащению ими (не считая «Авангарда») практически всего, что может летать или ходить по морям (преувеличение, конечно, но «Цирконом» действительно могут вооружить многие корабли и подлодки ВМФ России).
Между тем при более близком рассмотрении видны не только достоинства, но и недостатки комплексов. «Кинжал» и «Авангард» в значительной мере базируются на старых советских разработках, таких как комплекс «Искандер», перехватчик МиГ-31 и баллистическая ракета УР-100Н УТТХ, выступающая носителем боевого блока «Авангард». В свою очередь, потенциал «Циркона», являющегося комплексом морского базирования, напрямую зависит от состояния кораблей ВМФ РФ и наличия/отсутствия их полноценного воздушного прикрытия.
Есть один аспект, объединяющий эти (безусловно, крайне интересные) разработки. Все они по умолчанию представляют собой очень крупные и дорогие комплексы. Очевидно, настоящий прорыв можно ожидать только с появлением относительно недорогих гиперзвуковых авиационных АСП.
Использование в качестве носителя воздушной платформы позволяет максимально оперативно доставить «груз» в заданную точку, нанеся противнику максимально возможный урон. Будет лучше, если воздушная платформа окажется малозаметной, а ещё лучше – полноценным «стелсом», как современные истребители пятого поколения.
Таким образом, перед разработчиками гиперзвукового оружия лежит несколько вызовов:
— Уменьшение массы и габаритов комплексов (масса ракеты комплекса «Кинжал», по слухам, составляет примерно 4 тонны);
— Интеграция гиперзвуковых систем в состав вооружения не только специализированных машин, но также и многофункциональных истребителей (если такая техническая возможность, конечно, имеется).
Не Западом единым
Обычно гиперзвуковое оружие воздушного базирования ассоциируется с разработками США: про аэробаллистический «Кинжал» мы сейчас не говорим, по ряду причин это отдельная тема. Среди таковых, например, перспективная ракета с управляемым боевым блоком AGM-183A ARRW (нужно сказать, так же довольно крупный комплекс) и более компактный Hypersonic Air-breathing Weapon Concept или HAWC, носителем которой может выступать F-35. От ракеты с похожим названием – Hypersonic Conventional Strike Weapon (HCSW) – США не так давно отказались.
Чем же может ответить Россия? Ещё в декабре 2018 года источник в авиастроительной отрасли сообщил ТАСС о том, что Су-57 вооружат новой гиперзвуковой ракетой. Собеседник ведомства отметил:
Примечательно, что ранее в СМИ фигурировали слухи о возможном оснащении «Кинжалом» истребителя Су-57, однако они довольно быстро стихли. Причина, в целом, ясна. Для внутренних отсеков истребителя ракета слишком велика, а при гипотетической подвеске на внешний держатель нивелируется главное преимущество Су-57 в лице малозаметности. Более вероятное развитие событий ранее озвучили западные аналитики. Согласно нему, новое оружие для Су-57 может быть вариацией гиперзвуковой ракеты BrahMos-II, созданной в рамках совместной российско-индийской программы. По данным из открытых источников, она может развивать скорость М=8.
Примечательно в этом отношении заявление источника в оборонно-промышленном комплексе, сделанное в декабре прошлого года. По его словам, первую (фактически вторую, так как самый первый серийный Су-57 разбился в 2019 году) серийную машину используют для тестов некоей гиперзвуковой системы. По словам собеседника ТАСС:
Разработку комплекса ведут специалисты корпорации «Тактическое ракетное вооружение».
Наконец, самая важная новость о гиперзвуковом оружии для Су-57 появилась в феврале этого года: правда, она касалась не серийной машины, а одного из ранее построенных прототипов. Если вкратце, Су-57 уже начал испытывать новое гиперзвуковое оружие. Источник в ОПК сообщил РИА Новости следующее:
По его словам, демонстраторы на данном этапе лишены двигателей, топлива и боевой части, но в то же время идентичны реальным боеприпасам, если говорить про размеры и массу. Помимо этого, для более детальной отработки их снабдили головками самонаведения. Если всё пройдёт так, как хотят российские разработчики, то уже вскоре Су-57 выполнит первые бросковые испытания новых ракет.
Как и раньше, характеристики оружия пока не раскрывают (примечательно, что характеристики самого Су-57 мы тоже точно пока не знаем, они предположительные). Однако основные детали концепции источник всё же назвал. Речь идёт о ракете класса «воздух-поверхность», которая
Боеприпас малогабаритный. Судя из заявления, он в большей степени предназначен для поражения стационарных целей, таких как ракетные пусковые комплексы, а не движущихся танков или БМП. В целом это логично: для последних можно найти более экономичное решение: например, загадочное «Изделие 305», которым хотят вооружать российские ударные вертолёты Ми-28НМ и Ка-52М. И которое, по слухам, будет иметь дальность 100 километров, чего с лихвой хватит для решения львиной доли задач.
Если же говорить конкретно о гиперзвуковом оружии, то наиболее логичным здесь видится следующий вариант: Россия может создать несколько комплексов. Один из них (тот, про который упоминалось выше) сможет нести Су-57 и другие истребители-бомбардировщики. Кроме того, возможно появление более крупной ракеты – условного аналога американской AGM-183A – которую будут нести стратегические бомбардировщики ПАК ДА и Ту-160М (возможно, Ту-95МСМ и дальний Ту-22М3М). Это несравнимо более грузоподъёмные машины, обладающие к тому же существенно большим боевым радиусом, что в сумме позволит решать стратегические задачи на новом уровне.
Как будет в реальности – покажет время. Одно можно сказать точно: новая ракета класса «воздух-поверхность» сильно расширит возможности Су-57, позволив ему закрепиться в статусе многоцелевой машины.
Зря Путин дал ему индульгенцию на жизнь.