В начале ноября Стратегическое командование вооруженных сил США (STRATCOM) провело очередные ежегодные командно-штабные учения Global Thunder 22. В ходе этих маневров проверялась работа существующих систем управления войсками, отрабатывалось взаимодействие разных структур и органов, а также осуществлялись практические мероприятия с подготовкой к применению вооружений против условного противника.
По официальным данным
В первый день месяца STRATCOM объявило о запуске учений Global Thunder 22, которые должны были пройти со 2 по 10 ноября. Сообщалось, что целью этого мероприятия является проведение «реалистичных тренировок» ядерных сил с их применением против условного противника. Сценарий маневров предусматривал проверку готовности ракетных комплексов шахтного базирования, стратегических подлодок и дальней авиации. Кроме того, на разных ролях и правах к учениям привлекались различные структуры и организации Пентагона и других органов.В первый день учений началось развертывание задействованных авиационных подразделений и их подготовка к скорым учебным вылетам. Так, несколько бомбардировщиков B-52H из состава 2-го бомбардировочного крыла перелетели со своей авиабазы Барксдейл (шт. Луизиана) на аэродром Майнот (шт. Северная Дакота), где несет службу 5-е авиакрыло. Личный состав двух соединений совместными усилиями выполнил необходимое планирование и подготовил технику к вылету.Задачу обеспечения полетов стратегической авиации на большую дальность поручили нескольким соединениям самолетов-заправщиков. Это были 22-е, 92-е и 507-е заправочные авиакрылья с авиабаз Макконнелл (шт. Канзас), Фэйрчайлд (шт. Вашингтон) и Тинкер (шт. Оклахома) соответственно. Им предстояло дежурить в заданных районах и проводить дозаправку бомбардировщиков, летящих к целям или возвращающимся на свои аэродромы.Менее заметным, но важным участником учений стало 91-е ракетное крыло с базы Майнот, эксплуатирующее межконтинентальные баллистические ракеты Minuteman III. Это соединение продемонстрировало свои навыки безопасной эксплуатации стратегических вооружений, а также показало способности к постоянному дежурству и готовность к применению ракет в любой момент.
Морскую компоненту СЯС на учениях представляла 9-я группа подлодок (SG9), приписанная к базе Китсап (шт. Вашингтон). Несколько ПЛАРБ этого соединения вышли в море и выполнили патрулирование по заданным маршрутам. Отрабатывалось взаимодействие кораблей друг с другом и с другими вымпелами. В частности, производилась перегрузка припасов в море. Кроме того, проверялись новые подходы в области управления соединениями.Любопытно, что в официальных сообщениях Стратегического командования упоминаются только самые общие аспекты прошедших учений. Пресс-служба этой структуры пишет о большой важности маневров и отдельных мероприятий, а также приводит соответствующие цитаты офицеров и генералов. Основной темой при этом становится общее значение учений Global Thunder 22 для национальной безопасности США и для подготовки отдельных соединений.Тем не менее, наиболее интересные данные о прошедших учениях не приводятся. Маршруты полетов бомбардировщиков, районы патрулирования стратегических подлодок и особенности учений ракетных частей официально не опубликованы. Кроме того, не сообщается об учебном применении вооружений, о целях для него и т.д.Впрочем, скрыть все особенности учений не удалось. Некоторые эпизоды учений проводились вблизи третьих стран, которые с интересом наблюдали за ними. Зарубежные наблюдатели не стали делать тайну из собранной и полученной информации. Кроме того, она стала поводом для критики и обвинений.
Сокрытие информации
Зарубежные наблюдения
17 ноября учения Global Thunder 22 осудило министерство иностранных дел КНДР. Ведомство открыто назвало учения, проводимые «в атмосфере боевых действий», явной подготовкой к ядерной войне. Такие действия МИД считает безрассудными и призывает немедленно прекратить. Кроме того, от США потребовали прекратить и наращивание ядерного потенциала.23 ноября состоялась международная видеоконференция с участием министров обороны России и Китая. Генерал армии Сергей Шойгу и генерал-полковник Вэй Фэнхэ обсудили ряд актуальных вопросов, в т.ч. недавние американские учения. Так, российский министр описал общую ситуацию у наших границ, а кроме того, раскрыл данные об учениях Global Thunder 22.По словам С. Шойгу, в ходе американских учений у границ России было замечено 10 стратегических бомбардировщиков. Полеты осуществлялись как на западном, так и на восточном направлении. Самолеты приближались к нашим границам на расстояние до 20 км и отрабатывали применение ядерных вооружений. При этом российская противовоздушная оборона своевременно выявляла приближающиеся воздушные объекты, следила за их действиями и принимала меры по предотвращению возможных инцидентов.Все это происходит на фоне общего роста активности ВВС США у российских рубежей. За последний месяц зафиксировано ок. 30 полетов, что в 2,5 раза больше, чем за соответствующий период прошлого года. Также С. Шойгу привел в пример активность стратегической авиации США над Охотским морем. Так, в 2019 г. было зафиксировано только три полета, а в 2020-м их количество выросло до 22.
Учебная угроза
По официальной версии, ежегодные учения Стратегического командования Global Thunder предназначаются для отработки действий ядерных сил в мирное и военное время. Кроме того, с их помощью потенциальному противнику демонстрируют готовность защищать национальные интересы с применением всех доступных сил и средств.Хорошо известно и неоднократно указано, что в качестве потенциальных противников Вашингтон сейчас рассматривает Москву и Пекин. Именно им предназначался недавний «сигнал» в виде крупных учений стратегических ядерных сил. Кроме того, подобными мероприятиями США показывают своим союзникам, что те могут рассчитывать на защиту от российской или китайской агрессии.
Следует отметить, что подобная демонстрация возможностей по отражению агрессии носит далеко не мирный характер. Присутствие бомбардировщиков вблизи российских границ или ПЛАРБ в Тихом океане в районах патрулирования и пусков похоже на полноценную угрозу. 91-е ракетное крыло, по очевидным причинам, не участвовало в «показательной» части учений, однако его привлечение к мероприятиям тоже способно вызывать беспокойство.Впрочем, угроза не остается без ответа. Так, бомбардировщики-участники Global Thunder 22 были замечены на значительном расстоянии от российских рубежей и успешно сопровождались. Наши вооруженные силы тщательно следили за ними и принимали меры по исключению инцидентов. Таким способом Пентагону показали, что вблизи российских границ необходимо соблюдать все официальные и неписаные правила, иначе возможны самые неприятные последствия.Кроме того, демонстрируя свой ядерный потенциал и способы его применения, Вашингтон не должен забывать о наличии аналогичных возможностей у КНР и России. Ядерные силы двух стран несут постоянное дежурство и готовы в любой момент ответить на агрессию. При этом для такого ответа им не обязательно совершать показательные полеты вблизи американских границ.
Немирный процесс
Желание США отстаивать национальные интересы всеми доступными способами вполне понятно. Однако в этих процессах необходимо знать меру и не переходить известные черты. В противном случае плановые учения, нужные для поддержания требуемой боеспособности, будут походить на настоящие провокации и дополнительно ухудшать и без того сложную международную обстановку – что и наблюдается в последние годы.Для решения поставленных задач поддержания боеспособности и демонстрации возможностей, но без прямых угроз и провокаций, Пентагону следует более разумно и трезво составлять планы будущих учений. Необходимо скорректировать маршруты полетов и патрулирования, удалив их от границ третьих стран, изменить риторику, избавившись от штампов об иностранной агрессии, и т.д. В таком случае Вашингтону не придется сталкиваться с обвинениями в безрассудном поведении и подготовке к ядерной войне.Впрочем, действия военного и политического руководства США, наблюдаемые из года в год, показывают, что оно не заинтересовано в подобных результатах. А это означает, что учения разного масштаба вблизи российских границ будут продолжаться – и нашей армии придется внимательно за ними следить, не допуская возможные негативные сценарии.