Главная » 2023 » Апрель » 27
04:48

Учебно-тренировочный самолет TAI Hürjet поднялся в воздух

Учебно-тренировочный самолет TAI Hürjet поднялся в воздух

Турецкая авиационная промышленность во главе с компанией Turkish Aerospace Industries (TAI) продолжает работы по созданию перспективного учебно-тренировочного и боевого самолета Hürjet. К настоящему времени завершено проектирование и построен первый опытный образец. После необходимых наземных испытаний он поднялся в воздух. Летные испытания будут продолжаться около двух лет, после чего ожидается старт серийного производства.

Национальный проект

Боевые и учебные подразделения ВВС Турции полностью укомплектованы самолетами иностранного производства, причем в ряде случаев речь идет об устаревших образцах. По этой причине несколько лет назад было принято принципиальное решение о разработке ряда собственных проектов. В частности, ВВС хотели получить учебно-тренировочный самолет с возможностью боевого применения.Предварительная проработка нового проекта велась с 2016-17 гг. силами государственной авиастроительной компании TAI. В ноябре 2017 г. такой проект получил одобрение правительства и перешел на новую стадию. В июле 2018 г. Управление оборонной промышленности выдало компании-разработчику официальный заказ на полномасштабное проектирование. Перспективный проект получил название Hürjet, отсылающее к существующему учебному самолету TAI Hürkuş и указывающее на применение реактивного двигателя (Jet).К моменту получения заказа на полномасштабную разработку компания TAI успела сформировать облик самолета и решить часть технических задач. Благодаря этому в том же июле 2018 г. на авиасалоне в британском Фарнборо впервые показали полноразмерный макет будущего Hürjet.

К концу десятилетия компания TAI завершила проектирование и вскоре приступила к строительству первого опытного самолета. Готовую машину выкатили из сборочного цеха в декабре 2022 г. Тогда сообщалось, что в ближайшие недели или месяцы пройдут необходимые наземные испытания, после чего Hürjet поднимется в воздух с заводского аэродрома TAI вблизи Анкары.Согласно оглашенным планам, на текущем этапе будет построено четыре самолета. Два Hürjet в полной комплектации будут задействованы в летных испытаниях. Еще два планера с неполным составом агрегатов необходимы для проведения наземных статических испытаний.

На стадии испытаний

Как сообщается, конец декабря и январь ушли на проверку работы систем и механизмов. 30 января на опытном самолете впервые запустили двигатель. 18 марта Hürjet впервые самостоятельно сдвинулся с места и перемещался по аэродрому. Кроме того, состоялись первые скоростные пробежки по взлетно-посадочной полосе.Первый полет опытного «Хюрджета» состоялся 23 апреля. Самолет под управлением летчика-испытателя выполнил разбег и поднялся в воздух. Полет в сопровождении истребителя ВВС продолжался ок. 26 мин. В ходе первого вылета самолет развил скорость ок. 460 км/ч и поднялся на высоту более 4200 м. Также выполнялись несложные маневры разного рода.Старт летных испытаний Hürjet закономерно привлек внимание и подается как важнейшее событие в истории турецкой авиационной промышленности. Дело в том, что Турция впервые подняла в воздух реактивный сверхзвуковой самолет собственной разработки. При этом военное и политическое руководство страны рассчитывает, что этот проект не будет последним, и в будущем появятся новые отечественные самолеты.

На данный момент компания TAI в рамках проекта Hürjet решает две основные задачи. Первая заключается в строительстве техники для испытаний. Уже построен один летный образец, и в течение нескольких следующих месяцев должен появиться второй. Также требуется изготовить два прототипа для наземных испытаний.Вторая задача заключается в проведении полномасштабных летных испытаний самолета. Сначала одному, а затем двум Hürjet предстоит подтвердить расчетные характеристики, а также продемонстрировать работу на всех расчетных режимах. Кроме того, в ходе испытаний отработают возможность создания двух модификаций самолета с разными функциями – учебной и боевой.TAI строит весьма оптимистичные планы. На летные и статические испытания четырех опытных Hürjet отводят около двух лет. Уже в 2025 г. планируется завершить все проверки, получить необходимые разрешения и приступить к запуску серийного производства. Соответственно, не позднее 2026-27 гг. ВВС Турции смогут получить первые самолеты нового типа.Hürjet предлагают выпускать в двух модификациях разного назначения. Прежде всего, ВВС получат учебно-тренировочные машины Hürjet-B. Кроме того, разрабатывается вариант Hürjet-C – легкий боевой самолет с возможностью несения неуправляемого и управляемого вооружения для работы по воздушным и наземным целям.Уже имеется предварительное соглашение о строительстве и поставки 16 учебно-тренировочных Hürjet-B, и ожидается подписание твердого контракта. В дальнейшем должны появиться новые заказы, за счет которых будет выполнено полное переоснащение учебных частей. Серийным «Хюрджетам» предстоит вытеснить американские самолеты T-38 и F-5. Кроме того, ожидается, что на турецкую технику перейдет пилотажная группа Türk Yıldızları.

Планы на будущее

Макет "Хюрджета" на одной из выставок недавнего прошлого

Боевая модификация учебного Hürjet пока находится на стадии разработки, и ее точные перспективы еще не определены. Турецкие ВВС проявляют интерес к такой машине, но даже предварительные договоренности пока отсутствуют. Возможно, судьбу проекта Hürjet-C определят по результатам испытания базового образца.Недавно было объявлено о принципиальной возможности создания палубной модификации. Такой самолет в отдаленном будущем сможет пополнить авиационную группу новейшего десантного корабля Anadolu или следующих подобных вымпелов.

Технические особенности

Hürjet представляет собой учебно-тренировочный самолет для проведения т.н. повышенного этапа подготовки летного состава тактической авиации. С его помощью планируют обучать пилотов истребителей-бомбардировщиков существующих и ожидаемых типов. Такие задачи существенно повлияли на облик и возможности самолета.Учебно-тренировочный Hürjet построен по нормальной аэродинамической схеме. Имеется фюзеляж большого удлинения, значительная часть которого отдана под двухместную тандемную кабину, а в хвосте помещена двигательная установка. Использовано стреловидное высокорасположенное крыло. Хвостовое оперение традиционной компоновки включает стабилизатор с небольшим отрицательным V. Внешне турецкий самолет похож на некоторые иностранные образцы своего класса, в частности на российский Як-130.Самолет имеет длину 13,6 м и размах крыла 9,5 м. Масса пустой машины – всего 1200 кг, максимальная взлетная – 6,5 т. Боевая модификация сможет нести на внешней подвеске до 3 т вооружений.

Боевой вариант самолета Hürjet

На текущем этапе Hürjet оснащается одним турбореактивным двигателем General Electric F404-GE-102 с тягой 8000 кгс. В перспективе планируется заменить его мотором турецкой разработки. В нынешней конфигурации самолет должен развивать скорость до 1,4 М, подниматься на высоту 13700 м и показывать максимальную дальность до 2200 км.«Хюрджет» имеет двухместную кабину тандемной компоновки. В распоряжении летчика-инструктора и обучаемого имеется полный набор органов управления и различных приборов. По известным данным, самолет оснащен электродистанционной системой управления с возможностью имитации поведения разных самолетов. За счет этого планируется упростить обучение летчиков для работы на конкретных типах техники.В связи с учебной ролью Hürjet не несет встроенного вооружения, а его базовая модификация не имеет точек внешней подвески. На боевом варианте Hürjet-C предусматривается семь узлов подвески под крылом и фюзеляжем. Он сможет нести ракеты «воздух-воздух» или различное вооружение «воздух-поверхность». В первую очередь рассматриваются средства поражения турецкого производства.

Реальные успехи

Таким образом, программа разработки турецкого «национального» самолета Hürjet успешно продолжается и демонстрирует новые успехи. Создание перспективной машины началось всего шесть-семь лет назад, и теперь первый опытный самолет поднялся в воздух. В ближайшее время ожидается появление новых прототипов и проведение полномасштабных испытаний.Предполагается, что всего через несколько лет новый «Хюрджет» пойдет в серию и начнет заменять в ВВС устаревшие иностранные образцы. Возможно, такие планы являются чрезмерно смелыми, и их не удастся выполнить в заданные сроки. Тем не менее, уже можно не сомневаться, что рано или поздно турецкие ВВС получат желаемые учебно-тренировочные самолеты собственной разработки.



Источник

Просмотров: 191 | Добавил: Dmitrij | Учебно-тренировочный самолет TAI Hürjet поднялся в воздух | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:37:39


00:38:14

work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх