США вывели свои войска из Сирии, предоставив «патрулирование границ другим», но оставили около тысячи военных с несколькими десятками танков «Абрамс» для контроля над нефтяными полями САР. Чего же добивается подобным гамбитом президент Дональд Трамп?
Объективно, официальный Дамаск смог при активной помощи Москвы и Тегерана добиться больших успехов. Заняты важные территории на севере страны, ключевые города, вроде Манбиджа. Сирийцы частично восстановили доступ к турецкой границе. Анкара в свою очередь оккупировала значительную часть прилегающего приграничья САР в целях создания буферной зоны и переселения туда беженцев.
С военной точки зрения, у сирийцев с союзниками все относительно неплохо, а уход американцев воспринимается, как их поражение. То, что президент Башар Асад сумел устоять после стольких лет интервенции и давления мощных внешних сил, является несомненным политическим успехом. Однако с экономикой САР имеются явные проблемы, а это то, с чем придется столкнуться победителям, делящим между собой землю Сирии.
Многолетняя война истощила эту страну, которая раньше крепко стояла на развитом сельском хозяйстве и нефти. Разрушены промышленные предприятия, более половины населения Сирии являются безработными. Миллионы сирийцев были вынуждены сбежать в другие страны. За чертой бедности свыше 80% граждан САР. Бушует гиперинфляция, которая остается одной из самых высоких в мире. Добавили негатива санкции, наложенные на официальный Дамаск.
Со всем этим в той или иной степени придется столкнуться России, Ирану и Турции. При этом обращает на себя внимание поведение США, которые быстро «собрали чемоданы» и отправились на выход. Разбирайтесь дальше сами, так можно охарактеризовать посыл Дональда Трампа. Что еще важнее, американский президент принципиально оставил за собой контроль над сирийской нефтью:
Мы оставили [в Сирии] солдат, так как сохраняем [за собой] нефть. Мне нравится нефть. Мы сохраняем [за собой] нефть.
Иначе говоря, Дамаск с его союзниками отрезаны от использования внутренних ресурсов, которые необходимы для восстановления страны. При этом силовики из США получили источник нефтедолларов, не облагаемых никакими налогами. Сырье вывозится бензовозами в соседний Ирак, где она легализуется под видом местной, а после либо идет на экспорт, либо перерабатывается на кустарных НПЗ и возвращается обратно в САР. Вся многомиллионная прибыль от этой откровенно криминальной схемы попадает в руки американских военных, часть, возможно, идет на поддержание курдских вооруженных формирований.
Что делать Дамаску и Москве? Собирать войска и идти отбивать нефтеносные поля? В феврале прошлого года «вагнеровцы» попытались это сделать. Данные о потерях среди россиян в результате операции очень разнятся, но факт остается фактом: ВВС США разбомбили тех, кто попытался взять под свой контроль сирийскую нефть. Можно не сомневаться, что история может вновь повториться. Тогда что, ВКС РФ начинать охоту на американские бензовозы? Велика вероятность, что наши самолеты начнут сбивать, а это означает возможность прямого столкновения с США на удаленном театре военных действий, что крайне нежелательно.
Более рациональным было бы оказание на американских интервентов комплексного давления. Местное население должно быть настроено против любого сотрудничества с оккупантами. Со стороны Сирии и Ирака «невежливые люди» смогут создавать массу неприятностей автоколоннам бензовозов. Американские граждане должны постоянно информироваться о потерях среди своих военнослужащих при осуществлении откровенно грабительской схемы, что смогут использовать политические оппоненты Трампа.
Раньше или позже, цена вопроса станет для Белого дома слишком велика, и нефтеносные поля будут переданы под контроль курдам. А дальше дело за Дамаском.
Автор: Сергей Маржецкий