Запад делает первый ход, Иран — второй. Запад играет белыми, Иран — чёрными. Причём у Ирана не хватает уже многих фигур в этой шахматной партии, а у Запада всё шахматное войско цело — ну, может, двух-трёх пешек не хватает.
1 июля вступили в силу запланированные ЕС санкции против Ирана. Санкции мощные: полное нефтяное эмбарго. К тому же Иран уже подточен западными странами в финансовом смысле.
В стране «галопирует» инфляция: официальные её темпы составляют 20%, а реальный уровень инфляции, по некоторым данным, доходит до 50%. Цены на продукты питания растут почти ежедневно. Из-за сокращения государственных субсидий цены на основные продукты питания выросли на 20-30%. Рабочие теряют свои места, потому что предприятия закрываются. В Иране ширится протестное движение (недавно имел место бойкот продуктовых сетей, продолжавшийся несколько дней).
Уже почти четыре месяца, начиная с 17 марта 2012 г., Иран отключён от международной межбанковской системы передачи данных SWIFT (кстати, прежде эта система никогда не предпринимала подобных санкционных мер).
Из-за введённых санкций с апреля упал экспорт иранской нефти — с 2,5 млн. баррелей в день до 1,2 млн. баррелей в день (по другим данным — до 1,5 млн.). А ведь доля доходов от экспорта нефти в бюджете Ирана составляет 45%. Причём последнее нефтяное эмбарго введено странами ЕС, а в ЕС Иран поставлял 21% нефти. Теперь же поставки иранской нефти в Европейский Союз полностью запрещены.
Причём нельзя сказать, что Европа от санкций сильно пострадает. Да, введение последних санкций было отложено; да, Иран вводил «контрсанкции», перекрывая кое-кому поставки нефти. Но Запад сделал новые ходы.
Во-первых, Америка на протяжении 2012 г. убеждала основных покупателей иранской нефти (Индию, Южную Корею, Китай и Японию) снизить объём закупок. Во-вторых, были достигнуты договорённости со странами ОПЕК, что позволило избежать грядущего дефицита от европейского эмбарго. Помогли саудиты — союзники США в регионе. Саудовская Аравия увеличила добычу нефти до 10 миллионов баррелей в сутки. В-третьих, за два дня до вступления в силу эмбарго в ОАЭ был задействован трубопровод Хабшан — Фуджейра, по которому нефть может доставляться в обход Ормузского пролива.
Также надо знать, что уже к концу апреля страны ЕС заменили приблизительно 70% нефти, поставлявшейся ранее из Ирана, минерально-сырьевым товаром из других стран. Еврокомиссия считает, что запасов нефти в ЕС достаточно, чтобы обойтись без иранских поставок в течение четырёх с половиной лет.
Иран сделал ответные ходы.
2-4 июля были проведены военные учения Корпуса стражей исламской революции (КСИР) под названием «Великий пророк 7». По словам главы аэрокосмических сил КСИР генерала Амира Али Хаджизаде, на учениях отработано в числе прочего и нанесение ракетных ударов по гипотетической авиабазе противника. Как сообщил заместитель командующего КСИР Хосейн Салами, в ходе учений ракеты успешно поразили все намеченные цели. В первый дня манёвров были совершены пуски ракет дальнего, среднего и малого радиуса действия, во второй день на юге пустыни Деште-Лут были запущены ракеты «Шахаб-1», «Шахаб-2», «Шахаб-3», «Зельзаль» и «Фатех». В ходе учений были использованы ракеты, поражающие цели на расстоянии до 1300, 800, 500 и 300 км, хотя Иран обладает ракетами с радиусом действия до 2 тысяч километров.
Генерал Амир Али Хаджизаде сказал: «Мы продумали меры по развёртыванию ракет, призванных уничтожить 35 баз в первые минуты после нападения». Глава КСИР имел в виду военные объекты США, расположенные вокруг ИРИ. «Все эти базы находятся в пределах радиуса действия наших ракет», — уточнил генерал.
Следующим иранским ходом оказалось вынесение вопроса о перекрытии Ормузского пролива (по которому транспортируется нефть) на депутатское обсуждение. 100 депутатов из 290 поставили подписи под петицией о перекрытии пролива. Впрочем, этого недостаточно: чтобы парламент принял решение, нужно 146 депутатских подписей. Так что этот ход — скорее словесная угроза, нежели обещание конкретного действия.
Тем более что этот иранский ход был предусмотрен США: американцы, начиная с весны, стянули к иранским берегам немалые военные силы — как раз для того, чтобы не допустить блокады Ормузского пролива. А может быть, и для того, чтобы развязать войну против Ирана: поводом для неё могут стать как иранские военные действия, на которые Запад давно провоцирует ИРИ (то же перекрытие пролива, к примеру), так и какое-нибудь очередное решение «международного сообщества». Также есть мнение, что концентрация войск близ территорий Ирана призвана и продемонстрировать Израилю — союзнику США, что он в случае чего может рассчитывать на Америку.
Количество минных тральщиков США увеличилось в Персидском заливе с 4 до 8. Высокопоставленный источник в Пентагоне заявил: «Мы говорим Тегерану: даже не мечтайте. Сколько бы вы ни минировали пролив, мы не дадим помешать судоходству. А пошлёте корабли, чтобы навредить нам или коммерческим судам — они окажутся на дне».
Речь вроде бы идёт об обороне от потенциального противника, угрожающего заблокировать поставки нефти, однако минными тральщиками дело не ограничивается.
На ближневосточные базы американских ВВС уже переброшено немалое число самолётов F-22 («невидимок») и F-15 — для усиления ударной мощи группировки, основу которой составляет базирующаяся на нескольких авианосцах морская авиация. Также в Персидский залив передислоцированы десантные суда и плавучий док «Ponce». Этот корабль способен нести вертолёты, быть десантным кораблем и служить плавучим госпиталем.
В детали того, зачем всё же такие мощные военные силы в Персидском заливе, Соединённые Штаты вдаваться не собираются: «Не буду вдаваться в гипотетические детали, но мы уже годами и десятилетиями даём чётко понять, что мы намерены сделать всё необходимое, чтобы обеспечить открытость пролива», — на днях сказала официальный представитель Госдепартамента США Виктория Нуланд.
Да, «годами и десятилетиями» Америка чётко даёт понять, кто в мире хозяин и гегемон.
В. Нуланд выступила не просто так, а в ответ на заявление иранских парламентариев о возможном решении перекрыть Ормуз.
По утверждению экспертов, этот узкий пролив можно блокировать даже артиллерийским огнём — с берега. Это не говоря о минировании. Однако, Запад блокады не боится — для того и стянуты к Ирану военные силы США. Эксперты полагают, что за 3-4 месяца пролив будет деблокирован. Цены на нефть, правда, резко повысятся.
США, впрочем, и тут всё просчитали. Во-первых, вряд ли Иран решится на военный конфликт в проливе — а если и решится, то это будет отличным поводом для развязывания США и Израилем войны против него. В Тегеране это отлично понимают, и поэтому на блокаду пролива вряд ли пойдут. 100 депутатских голосов — только слова. Ход пешки против ладьи.
Кроме того, перекрытие пролива вызвало бы конфликт и с арабскими нефтедобывающими странами региона. Нет, не пойдёт Иран на минирование.
Поэтому в Тегеране и говорят о «крайнем случае». Планы, мол, оперативные по перекрытию у нас уже есть, но реализуем мы их лишь в крайнем случае. Этот «край» обозначается иранскими военными очень расплывчато. Например, в роли «случая» может выступить «настоящая угроза интересам Исламской Республики», — сказал 7 июля начальник Генштаба армии Ирана генерал Ахсен Фирузабади. Вообще же Иран собирается жить и действовать в соответствии с логикой и здравым смыслом и не станет блокировать Ормуз, не столкнувшись с крайне серьёзными проблемами. Причём, как заметил Фирузабади, решение о перекрытии пролива может быть принято лишь с согласия духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи.
В общем, генерал выразился предельно ясно: перекрывать Ормуз планов нет. Именно вариант «не перекрывать» и соответствует и логике, и здравому смыслу.
Сходив пешкой и получив ход ладьи в ответ, Тегеран взялся за слона: придумал способ экспортировать нефть в Евросоюз, обходя санкции.
Правительство ИРИ договорилось с группой европейских нефтяных компаний о поставках нефти через частный консорциум. Реализация такого сценария экспорта позволит Ирану экспортировать ежедневно от 400 до 500 тысяч баррелей нефти. Предполагается, что большая часть нефтепродуктов будет отправляться в европейские страны. Через консорциум планируется продавать примерно пятую часть экспортируемой нефти. По словам главы ассоциации экспортеров нефтегазовой и нефтехимической продукции Ирана Хасана Хосреджи, в новом соглашении участвуют Центробанк Ирана, Министерство нефти и Ассоциация экспортёров нефтегазовой и нефтехимической продукции Ирана.
Как будет функционировать консорциум, однако, не уточняется. Как пояснил Хасан Хосреджи, деятельность консорциума будет направлена на преодоление эмбарго ЕС на страхование танкеров, перевозящих иранскую нефть. В настоящее время около 90% танкерного флота в мире застраховано западными компаниями, а без страховки нефть перевозить нельзя. Однако есть варианты страхования танкеров и помимо привлечения западных компаний. К примеру, Индия импортирует иранскую нефть на условии оформления страховки Тегераном; Япония обеспечивает перевозки госгарантиями.
Если экспорт нефти из Ирана ранее находился под контролем государственной Национальной нефтяной компании Ирана, то с мая текущего года Министерство нефти разрешило заниматься экспортом частным фирмам.
Насколько удачным будет иранский ход слоном, покажет следующий ход Запада.
Пока же в мире размышляют о том, кто потеряет больше фигур в ближайшие месяцы — при том или ином раскладе партии.
При перекрытии Ормузского пролива (что маловероятно) нефть сильно подорожает, считают эксперты. Нефть уже дорожает — и причиной тому как раз слухи о возможных иранских «сценариях». Подорожав, нефть затем упадёт в цене. В целом прогноз, смоделированный агентством «Финмаркет», таков.
Примерно 85% нефти через Ормузский залив поставляется азиатским покупателям. Газовый рынок пострадает от перекрытия в большей степени: через Ормуз идут поставки всего производимого в регионе сжиженного газа.
Сильно пострадают потребители газа в Азии, на 24,2% зависящей от экспорта газа из региона. На «втором месте» — Европа (зависимость в 16,5%). Одна только Великобритания потеряет около 26% импортируемого газа, что равносильно энергетической катастрофе. Катар и ОАЭ, согласно прогнозу, полностью лишатся доступа к рынку.
В выигрыше окажется Россия: она сможет поставлять газ в Европу, причём по более высоким ценам.
При военном конфликте цены на нефть вырастут — в длительном периоде, что явится стимулом для развития проектов по добычи нефти и газа на глубоководном и арктическом шельфе. Высокие цены на минеральное сырьё вызовут и эффект замедления мировой экономики — что, в свою очередь, послужит причиной падения цен на нефть. Ещё одно последствие высоких нефтяных цен — появление некоторых структурных экономических сдвигов: стремясь к отказу от нефти, страны начнут активно развивать альтернативные источники энергии.
Какова же цель Запада, давящего санкциями Иран? Ведь не заботится же к примеру, Америка о том, чтобы в мире развивалась альтернативная энергетика?
Нет, конечно. Америка хочет свалить Ахмадинежада. Историк и политолог Лев Вершинин считает, что Вашингтон «вполне устроит крушение Ахмадинежада с его доктриной «экспорта революции» и полный приход к власти самых дремучих аятолл-традиционалистов, т. н. «ультра-консерваторов», желающих закуклиться и править только Ираном, но обустроенном по их лекалам. Уж они-то и Штатам мешать не станут, и халифатчиков, если что, обуздают».
Тот же Вершинин отмечает и наметившуюся параллельную региональную линию: развал с подачи Запада Саудовской Аравии. Основанием для подобного мнения служит исключение из санкционного списка Движения за исламские реформы в Аравии (крыла «Аль-Каиды»). Список этот был сокращён на одну позицию британцами.
Это правда. Иранский канал «Пресс ТВ» сообщил 2 июля, что правительство Великобритании в рамках «арабской весны» запустило схему по замене аль-Сауда диссидентом Саадом аль-Факихом, в настоящее время проживающим в г. Лондоне. Этот товарищ — Саад аль-Факих вместе с его Движением за исламские реформы в Аравии (MIRA) — были исключены из списка санкций с помощью Совета Безопасности ООН (комитета по «Аль-Каиде»).
Как заявил немецкий посол в ООН Петер Виттиг, председатель комитета по «Аль-Каиде», после тщательного рассмотрения Комитетом санкционный список, связанный с г-ном Саадом Рашидом Мухаммедом аль-Факихом и его группой, были удалён из соответствующего списка.
Ранее Факих, профессор медицины из Саудовского университета, находящийся ныне в изгнании, утверждал, что он и его группа стоят за мир. Также Факих — ярый критик саудовского руководства.
Исключение Факиха из списка санкций в нынешних условиях говорит о том, сообщает «Пресс ТВ», что Запад сговорился по этому вопросу. Нынешние обстоятельства непросты: династия Саудов борется с кризисом легитимности, а тем временем саудовский режим стоит перед вопросом: кем заменить Малика Абдуллу, чья смерть является лишь вопросом времени.
Великобритания выступила за вычёркивание из списка Факиха, несмотря на сильные возражения со стороны Эр-Рияда. Кроме того, среди 11 членов совета, которые поддержали Саудовскую Аравию и выступили против исключения Факиха из чёрного списка, оказались Соединённые Штаты Америки.
На запрос о комментарии от «Пресс ТВ» пресс-секретарь миссии ООН в Саудовской Аравии не ответил.
«Лента.ру», ссылаясь на «Рейтер», сообщает, что решение по Факиху поддержали 4 из 15 стран-членов Совбеза: Великобритания, Германия, ЮАР и Гватемала.
Для вычёркивания кого-либо из «чёрного списка» вообще-то требуется согласие всех членов Совбеза, но в прошлом году были расширены полномочия омбудсмена, решающего вопросы санкций в отношении помощников «Аль-Каиды». Если кандидатуру на исключение из списка предлагает этот самый омбудсмен, то достаточно хотя бы одной согласной страны. Кандидатура аль-Факиха была предложена Британией именно таким образом.
В феврале 2012 года, добавляет «Лента», аль-Факих написал колонку для британского издания «The Guardian» — о том, что «арабская весна» настигнет и Саудовскую Аравию.
Похоже, знал, о чём писал.
Вершинин считает, что Саудовскую Аравию «будут валить». Однако несогласие США с Британией и прочими «вычёркивателями» заставляет в этом усомниться. С другой стороны, США могут голосовать против, чтобы снять подозрения саудовцев в том, что былой дружбы больше нет. Ведь всё равно вопрос с аль-Факихом был решён положительно. Достаточно было бы одного британского голоса.
Таким образом, в регионе назревают крупные события — возможно, даже по переделу мира, в том числе нефтяному. «Короче говоря, — пишет Л. Вершинин, — схема намечается такая. Не два центра силы — ультраконсервативный Иран и вполне вероятный Халифат, — а три. И третья составляющая равна «арабо-шиитскому поясу» (Восточная Аравия, Южный Ирак, Хузестан ака Южный Ирак и Бахрейн) — невероятно богатому, но слишком слабому, чтобы обходиться без «цивилизованной поддержки». А всякая дополнительная мелочь типа Курдистана, Белуджистана и т. д. — уже второстепенные гирьки, предназначенные для стабилизации баланса по необходимости». При этом Халифат предполагается оставить без нефти; нефтеносные восточные районы Саудовской Аравии, по Вершинину, нужны американцам.
Стало быть, новую карту региона собрался нарисовать Запад. Учитывая растущую радикализацию в границах «весны» (недавняя победа исламистов на выборах в Египте и деятельность «Аль-Каиды» в Сирии), рост народного недовольства в Иране, проблему «геронтократии» в Саудовской Аравии, предпосылки для перекройки карты у Америки и вообще у Запада есть. Так что, скорее всего, США для вида сопротивлялись исключению из санкционного списка диссидента Факиха.
В свете новых обстоятельств иначе выглядят и былые просьбы США к Израилю об отсрочке войны с Ираном. Во-первых, деятельность намечена на многих фронтах, а не на одном иранском, а, во-вторых, фронты эти — локальные, а не международные. Воюющие воюют как бы сами по себе. Своё военное участие США минимизируют, сведя его при необходимости к благородной миссии освобождения Ормузского пролива.
Митт Ромни до такой тонкой политики не додумался бы. Да и Обама, думай он хоть вместе с Хиллари Клинтон и Леоном Панеттой, — тоже. Неужели британский проект? И на какой же кусок претендует в таком случае кризисный Лондон? Не на нефтеносную ли часть Саудовской Аравии? И будут ли англосаксы делиться с Америкой — или и впрямь выступили сами по себе (или в союзе с Германией)? В таком случае Америка не притворялась, выступая против вычёркивания из «чёрного списка» саудовского диссидента Факиха.
Что касается Ирана, то ближайшие недели покажут, насколько жизнеспособен новый консорциум — и сколько фигур осталось у Тегерана в партии против Запада. Фигур?.. Если учесть грандиозные западные планы по воплощению в жизнь «арабской весны», то Иран становится уже не игроком, а фигурой. Пусть не пешкой, слоном, — но фигурой. Которую можно «съесть» при помощи пешек, коней и ладей, успешно передвигаемых то тут, то там.
Обозревал и переводил Олег Чувакин
topwar.ru