Вот уже год с лишним не утихают яростные споры между сторонниками мирного, дипломатического урегулирования конфликта на Донбассе и теми, кто считает единственно возможным вариантом решения данной проблемы войну с Украиной до победного конца. Столкновение двух этих методологических концепций давно вышло за рамки теоретической дискуссии, оформившись в противостоящие друг другу партии «войны» и «мира», у каждой из которых своя логика, мировоззрение и лидеры.
Резонные, порой неопровержимые доводы в свою пользу имеются у обеих сторон, поэтому, чтобы попытаться понять, чей алгоритм оптимальнее в решении конфликта на Украине, необходимо прибегнуть к сравнительному анализу позиций «голубей мира» и «ястребов войны» в контексте сложившейся на данный момент ситуации.
Необходимо понимать, что проблема прекращения гражданской войны в Украине, как и проблема решения «украинского вопроса» в целом, является многомерной и не сводится лишь к непосредственному вооружённому столкновению противоборствующих сторон на Донбассе. Украина это лишь фрагмент большой геополитической игры. Возможно сейчас этот фрагмент ключевой, но в любом случае не единственный.
По сути, «украинская проблема» это – «дженга-башня» сложенная из разных блоков-факторов, которые поочередно вынимаются игроками из её основания и устанавливаются на её вершине.
Благодаря этому, «дженга-башня» становится выше (ставки в игре повышаются), но при этом её устойчивость с каждым ходом понижается. Поэтому вся постепенно складывающаяся игроками конструкция решения «украинской проблемы» изначально обречена на падение. Вся игра ведёт именно к этому. Но проиграет из игроков тот, чей неосторожный ход непосредственно приведёт к обрушению украинской «дженга-башни».
Весь т.н. «процесс мирного урегулирования» конфликта на Донбассе представляет собой некую игру, имеющую для каждого игрока свою цель. Это обусловлено тем, что компромисс в данной игре невозможен, а ничья не предусмотрена. Украинская «дженга-башня» должна обязательно рухнуть. Главное, в чьих интересах это произойдёт.
России «дженга-процесс» необходим по трём основным причинам.
Во-первых, «процесс мирного урегулирования» даёт необходимое время для интенсивного военно-политического строительства самопровозглашённых республик. Только «упоротый» сторонник «партии войны» будет отрицать тот очевидный факт, что ДНР и ЛНР образца 2015 года принципиальным образом отличаются от ДНР и ЛНР лета 2014-го. Причём в лучшую сторону. На данный момент обе республики представляют собой достаточно устойчивые организационные структуры, способные заменить на подконтрольных им территориях уничтоженную там систему украинской власти. В государственном, социальном, финансово-экономическом и военно-политическом плане самопровозглашённые республики уже не являются пространством хаоса и анархии. И произошла данная трансформация благодаря полученному в «процессе мирного урегулирования» времени.
Во-вторых, мирные соглашения, закрепившие прекращение активных наступательных операций, позволили ДНР и ЛНР ликвидировать повстанческую атаманщину и создать достаточно сильную, боеспособную армию, способную, как минимум, вести эффективную оборонительную войну (о чём свидетельствуют донбасские «котлы», в которых были перемолоты наиболее боеспособные части ВСУ и МВД Украины), как максимум – наступательные операции.
В-третьих, «процесс мирного урегулирования», не только затягивает конфликт, но и создаёт предпосылки для нарастания крайне негативных финансовых, экономических, социальных, политических и психологических процессов внутри Украины. Вооружённый конфликт на Донбассе, даже в неактивном состоянии позиционной войны, это – открытая рана украинского государства, через которую постепенно утекает его жизнь.
Каждый день замороженного АТО это – новый маленький гвоздик в крышку украинского гроба. По сути, т.н. «мирное урегулирование» это та же война, но протекающая в невоенной форме. Безрезультатное урегулирование конфликта ведёт к тем же последствиям что и интенсивный вооружённый конфликт, но только на более длинной временной дистанции.
США и нынешнему политическому режиму на Украине «процесс мирного урегулирования» так же необходим по трём важным причинам.
Во-первых, затягивание конфликта на Украине даёт Вашингтону возможность бить, всеми доступными ему средствами, по России, с целью нанесения ей максимального урона. До тех пор, пока не будет решена «украинская проблема», Соединённые Штаты будут активно использовать на международной арене фикцию «российской агрессии против Украины». Для США это – сильный козырь в их геополитической игре. При этом «процесс мирного урегулирования» даёт американцам время для того, чтобы не только максимально навредить России в политическом и финансово-экономическом плане, но и найти способ её разрушения. «Украинская проблема» – это удобный плацдарм для атаки против России. США этот плацдарм создали и теперь активно используют в своих интересах.
Во-вторых, киевскому режиму «процесс мирного урегулирования» необходим для строительства и укрепления ВСУ и МВД. Если не учитывать выстроенную на Украине систему тотальной «промывки мозгов» населению, армия, милиция и СБУ – единственные опоры нынешней украинской власти. Без широкомасштабного террора по отношению к гражданам Украины, развязанного в той или иной степени на всей территории страны, постмайданый режим уже бы пал под тяжестью политических, социально-экономических и военных последствий государственного переворота. Главный инструмент террора – украинские государственные силовые структуры. Фактически сейчас Украина держится лишь на штыках.
В-третьих, «процесс мирного урегулирования» даёт нынешнему правящему украинскому классу время для широкомасштабного грабежа страны. Сейчас данный процесс уже ничем не ограничен. Ни политически, ни юридически, ни морально. С молотка пущены даже стратегические предприятия. По сути, на данный момент происходит рейдерский захват и распродажа «птенцами майдана» в пользу западных компаний всего, что ещё может приносить какую-то прибыль и иметь какую-то ценность. В условиях войны это было бы сделать крайне трудно.
И, наконец, необходимо помнить о том, что «процесс мирного урегулирования» продлевает существование агонизирующей Украины. Интенсивный вооружённый конфликт убил бы её гораздо быстрее. Состояние же «ни войны, ни мира» в рамках минских соглашений, даёт ей дополнительное время, отодвигая украинскую кончину на неопределённый срок.
Для США наиболее оптимальным вариантом развития ситуации является непосредственное втягивание России в гражданскую войну на Украине. Подразделения ВС РФ на украинской территории наглядно подтвердят непрерывно культивируемую американцами пропагандистскую фикцию того, что «Россия – агрессор», и позволит им довести политическое давление в отношении РФ до максимально возможных величин, а экономические санкции усилить торговым эмбарго, дополнив его предельной финансовой изоляцией России.
Для Москвы прямое участие в гражданской войне на Украине это – крайний шаг, обусловленный трудно прогнозируемыми последствиями. Тем не менее, введение российских войск на украинскую территорию остаётся вероятным. Но для этого должны возникнуть необходимые условия. Такими условиями, например, может быть внезапное падение нынешнего политического режима на Украине, или же потеря им военно-политического контроля над какими-то украинскими территориями. В противном случае крайне сомнительно, что Россия непосредственно вмешается в конфликт.
На данный момент наиболее вероятным остаётся возобновление вооружённого конфликта на Донбассе. Причин, поводов и способов для начала активных боевых действий предостаточно у обеих сторон. На любой вкус и выбор. Продолжения войны ждёт как измученное «перемирием» население Донбасса, так и ополчение.
Вероятнее всего, армия ДНР-ЛНР, в силу своей численности, вооружённости и подготовленности, уже готова к масштабным наступательным операциям. Её тактическая задача – выход к административным границам Донбасса, стратегическая – перенос боевых действий на сопредельные территории Юго-Востока.
У Украины нет никаких шансов выиграть войну даже с ДНР-ЛНР. Украинское государство, в силу объективных причин, неспособно на длительные военные усилия. Такие усилия просто добьют умирающую страну. Прорыв первой линии обороны ВСУ, за которой находится пустота, вероятнее всего приведёт к развалу всего украинского фронта. В данном случае значение имеет не захват и удержание территории, а военно-политический хаос на всём Юго-Востоке, способный достаточно легко поглотить и растворить хрупкую украинскую государственность.
За время «мирного урегулирования» украинская армия стала больше, но не стала боеспособнее. К тому же, если тылом ДНР-ЛНР является вся Российская Федерация, то тылом Украины Запад никогда не станет. Более того, он даже при желании (возникновение которого крайне сомнительно) не сможет вмешаться в конфликт в силу своей объективной неспособности это сделать. Ни у США, ни, тем более, у европейских стран, нет вооружённых сил, способных осуществлять широкомасштабные сухопутные операции. Тем более – наступательного характера и тем более в отрыве от океанического побережья.
Даже ракетно-бомбовые удары по украинской территории (если Запад на них решится), в силу ее удаленности от океанов и зажатости между Беларусью и Россией, авиация НАТО будет способна наносить в ограниченных масштабах, при этом наталкиваясь на серьезное противодействие со стороны российских сил противовоздушной обороны. ВВС США придется действовать в узком коридоре, неся очень большие потери. Американцы это прекрасно понимают.
Поэтому рисковать мифом о своей военной непобедимости в подобных условиях они не будут. В лучшем случае на территорию Западной Украины зайдет сорокатысячная военная группировка сил быстрого развертывания НАТО (VJTF), которую Альянс в спешном порядке сейчас формирует в странах Восточной Европы. Но это всё, что он может сделать на Украине в военном плане.
По сути, войну на Украине Россия способна выиграть, даже не участвуя в ней. Для этого вполне достаточно сил ДНР и ЛНР. Украина — это карточный домик, который будет стоять до первого дуновения ветра. Западу в военном плане на украинской территории противопоставить своему геополитическому сопернику просто нечего.
Читать далее: http://ukraina.ru/analytics/20150721/1013719915.html
Однако практически абсолютное превосходство России над своими противниками в решении «украинской проблемы» военным путем еще не означает, что она должна немедленно воспользоваться этим превосходством. Продолжение гражданской войны на Украине несет для России целый ряд серьезных негативных политических и финансово-экономических последствий.
Как когда-то написал прусский генерал Карл фон Клаузевиц, «война есть ни что иное, как продолжение политики с привлечением иных средств». Владимир Ильич Ленин, чуть позже дополнил это четкое определение, уточнив, что «политика есть самое концентрированное выражение экономики…»
В этом смысле военный конфликт в Донбассе, как и «украинская проблема» в целом, не являются исключениями. Очередная активная фаза войны на Украине может начаться в любой момент. Но только после того, как политическая целесообразность войны окажется под катком экономических интересов.
Необходимо учитывать тот очевидный факт, что в рамках «украинской проблемы» Россия несет существенные финансово-экономические издержки. Безрезультатный «процесс мирного урегулирования» эти издержки не уменьшает, а лишь с течением времени увеличивает. Неспособность Запада непосредственно ввязаться в конфликт, заставляет его искать иные, невоенные способы войны с Россией. Причем, чем дольше длится безрезультатное «мирное урегулирование», тем больший финансово-экономический урон будет нести Россия.
Но до тех пор, пока российские потери от политического давления и экономических санкций Запада не будут превышать потенциальные потери от нового витка активной, широкомасштабной гражданской войны на Украине, Россия будет удерживать ситуацию в рамках т.н. «мирного процесса урегулирования». Москва просто продолжит наращивать ударные силы армии донбасской милиции и ждать когда Украина сама, без внешнего вмешательства, «умрет» от внутреннего финансово-экономического и социально-политического истощения.
Если же благодаря усилиям Запада, на определенном этапе развития конфликта, российские потери от западного политического давления и экономических санкций превзойдут возможные политические и финансово-экономические потери в ходе войны, новый виток военной конфронтации станет неизбежным. Россия просто потеряет мотив дальнейшего удержания конфликтной ситуации в рамках «процесса мирного урегулирования». В этом случае дальнейшая игра в минские соглашения окажется абсолютно бессмысленной.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас