Президент США Джо Байден представит новый пакет военной помощи Украине, сообщают американские СМИ со ссылкой на осведомленные источники. Отмечается, что Байден объявит о новой военной помощи правительству Украины на сумму более $1 млрд.
Очень щедрая помощь, особенно с учётом того, что только в первые десять дней военной операции украинская экономика теряла примерно по 10 млрд. $ в день. И это по подсчётам самих украинских официальных лиц https://sevastopol.su/news/ukraina-minus-ekonomika .
С другой стороны, поставки оружия – это, конечно интересно и для киевского режима весьма неплохо, вот только перед Украиной в ближайшее время встанет куда более фундаментальный вопрос – продовольственная безопасность.
Впрочем, вопрос этот встанет отнюдь не только перед ней.
Дело в том, что Россия и Украина – это примерно треть мирового рынка зерновых. И то, что сейчас они выбывают (Россия – из-за санкций, Украина – из-за войны), вполне способно обрушить рынок.
По сути это уже происходит: цены на пшеницу уже взлетели сразу на 40% и составили 400 $ за тонну. То же самое происходит с ценами на кукурузу, рожь и ячмень.
Связано это с тем, что Украина больше не может поставлять её на мировой рынок в нормальном режиме: морские порты заблокированы, а железная дорога совершенно точно не справится (тем более, что возить она теперь может только в одном направлении – западном).
Но не это основная проблема. Главное в том, что всё сказанное выше касается предыдущего урожая. А вот урожая будущего может вообще не быть. Как минимум, совершенно непонятно, как проводить посевную и будет ли на вообще.
Всё это происходит на фоне негативных прогнозов на урожай озимых из Китая, который оценивает его снижение минимум на 20%.
В итоге цены на пшеницу уже взлетели до рекордного уровня, обогнав даже ценники времен продовольственного кризиса 2007-2008 годов.
Дальнейшая ситуация может стать хуже: возможное даже временное выпадение Украины из списка мировых поставщиков зерна лишит рынок объёмов в 50 млн тонн.
Возможное же выпадение России по самому минимуму добавит ещё столько же.
Итого на рынке может возникнуть дефицит в 100 млн. тонн. Дыра, затыкать которую нечем. Сюда же можно добавить обрыв поставок азотных удобрений из тех же Украины, России и Белоруссии, что очень худо скажется на урожае уже в Европе и не только.
Сейчас очень многое упирается во всё тот же вопрос украинской посевной. Но, во-первых, украинские аграрии утверждают, что просто для её начала технически война должна закончиться до 1 апреля (в случае с кукурузой – максимум до 15 апреля).
А, во-вторых, совершенно непонятно, как её теперь производить, а, главное, где. Какие именно регионы могут выпасть из посевной кампании? Прямо сейчас под вопросом участие в ней самых хлебных областей нынешней Украины - Киевской, Харьковской, Херсонской, Николаевской.
Всё идёт к тому, что уже прямо сейчас Украина сможет засеять всего 30-50% запланированных площадей, то есть порядка 21 млн гектар, в основном, на Западной Украине.
А ведь этот подсчёт ещё далеко не окончательный.
Кроме этого. очевиден наступающий топливный кризис: хотя бы какие-то запасы горючего сейчас есть далеко не у всех аграриев, и не факт, что они будут к моменту начала посевной: что их, к примеру, не реквизирует ВСУ на военные нужды или они не будут уничтожены в ходе боевых действий.
Крайне неприятная ситуация складывается и по части удобрений.
С августа прошлого года они уже подорожали в 2-3 раза, но украинские хозяйства справились за счёт высоких цен на зерно и рекордного урожая. Теперь же ситуация изменилась.
Более того, очередную «подкормку» им необходимо провести максимум до середины апреля, иначе даже теоретические виды на урожай заранее существенно ухудшатся.
Но будет ли это сделано – большой вопрос.
Под угрозой также находятся и озимые, которые нужно обрабатывать, произвести подкормку удобрениями, и всё это уже очень скоро. В противном случае урожая просто не будет.
В результате цены на зерно прогнозируемо взлетят в 2-3 раза: до 800-1200 $ за тонну.
То, что в критической ситуации окажутся страны, приобретавшие украинское зерно, очевидно. В таких государствах, как Ливан, Египет, Сомали, Сирия и Ливия так и вовсе могут начаться голодные бунты (как это уже было в середине нулевых).
Но и на самой Украине может вполне ощутимо замаячить призрак голода. Даже если предположить, что военные действия остановятся прямо сейчас, цена на буханку хлеба всё равно легко может дойти до 100 гривен.
И даже если ввести госрегулирование цен – ситуацию это не улучшит. То же будет касаться продукции мясомолочной промышленности и много чего ещё.
Что будет, если боевые действия продолжатся или, тем более, затянутся, тяжело даже прогнозировать.
Очевидно одно: хоть сколько-нибудь продолжительная война продовольственную безопасность Украины просто уничтожит. Или, как минимум, критически подорвёт.
Получится ли справиться с последствиями быстро? Не факт. Но думать о путях решения крайне желательно – не исключено, что решать данную проблему придётся уже России.
Павел Кухмиров
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!