Разумеется, слова «Украина» и «Европа» могут встречаться в одном предложении только в качестве издёвки над первой. Мол, «Украйина — цэ Эвропа», а дальше следует заразительный звучный смех за кадром. Не смеются только великоукры, потому что искренне и в упор не видят юмора в этой забавной фразе.
Однако же смех смехом, но ребята с так называемой Украины географически, а в последнее время и ментально претендуют на место в обозначенной части света. Что ж, можно попробовать отыскать во всём этом рациональное зерно.
Если рассматривать Украину как часть европейского этнокультурного пространства, то нужно исходить из того, что у этого пространства общая судьба. Общее прошлое («пан — поляк, холоп — хохол», наших небратьев, видимо, такая историография вполне устраивает) и общее будущее.
А так как Украина стоит в авангарде всего «светлоликого» Запада (о чём её представители неоднократно публично заявляли), то и европейское будущее, конечно же, начинается с неё.
Таким образом, рассматривая пример Украины, можно в той или иной мере обнаружить черты предстоящей трансформации европейских государств. Безусловно, мы учитываем тот факт, что если незалэжная и является географически Европой, то только в качестве её задворок, а то и вовсе в роли заднего скотного двора. Но ведь и рвётся там, где тонко.
* * *
Чтобы модель Украины была более наглядной, нам необходимо обратиться к постсоветскому пространству. Как ни крути, а незалэжная является его частью, нравится это её евроэкзальтированным гражданам или нет. Именно на локальном примере бывших советских республик хорошо просматривается общемировая тенденция, которую можно примерить и на другие страны Запада.
Итак, в состав СССР входили две союзные республики, чьи названия начинались на букву У. Это Украина и Узбекистан. Конечно, кроме красивой гласной в заглавии, их мало что объединяло с точки зрения географии, этнографии, истории, культуры и религии. В то же время в общесоюзных списках по ряду показателей они находились довольно близко друг к другу.
Например, размеры УзССР (447,4 тыс. кв. км) вполне сравнимы с площадью УССР, хотя, конечно, и уступали ей.
По количеству населения Советский Узбекистан занимал третье место в СССР, следуя сразу за Украиной. А узбекская столица, Ташкент, была четвёртым и последним мегаполисом Советского Союза с населением свыше двух миллионов человек. И да, сразу после украинского Киева.
Как видим, две советских республики на букву У были не так уж и далеки друг от друга в плане определённых показателей.
Очевидно лишь, что Советская Украина географически и культурно относилась к Европе (как к части света), а Советский Узбекистан — к Азии.
С обретением независимости данное деление заиграло новыми красками. Украина самопровозгласила себя частью глобального Запада, а современный Узбекистан в таком случае логично отнести к глобальному Югу.
Как мы видим, аналогии напрашиваются сами собой. Давайте сравним хотя бы беглым взглядом прошлое, настоящее и перспективы будущего этих двух бывших советских республик.
Итак, как мы отметили выше, по размеру территории УзССР и УССР были достаточно похожи. Площадь Узбекистана составляла (и составляет по сей день) примерно 448 тыс. кв. км. Площадь Советской Украины равнялась почти 604 тыс. кв. км. К слову, это позволяло незалэжной считаться самой большой страной Европы (без учёта России, разумеется). Но, как всем хорошо известно, территориальная площадь Украины имеет устойчивую тенденцию к перманентному сокращению, поэтому по данному показателю, надо полагать, незалэжная скоро вплотную приблизится к Узбекистану.
Теперь затронем наиболее наглядные показатели — демографические. Для начала обратимся к данным последней всесоюзной переписи населения, что проводилась в СССР в 1989 году. Украинская ССР — 51 миллион 707 тысяч человек. Узбекская ССР — 19 миллионов 905 тысяч человек. Можно заметить, что на Украине каких-то тридцать с небольшим лет назад проживало на 30 миллионов человек больше, чем в среднеазиатской республике. А что же на сегодняшний день?
Численность населения современной Украины уже давно стала предметом споров и всякого рода умозаключений ввиду отсутствия объективных официальных данных, которые может дать лишь перепись. А она проводилась последний раз на незалэжной аж в далёком 2001 году. По данным более чем двадцатилетней давности, на территории бывшей УССР проживали 48 миллионов человек. С учётом выхода из её состава целых регионов, вооружённого конфликта, который длится уже второе десятилетие, массовой эмиграции укрограждан, перманентного социально-экономического кризиса, который автоматически порождал всё это время и кризис демографический, население нынешней Украины, по самым оптимистичным оценкам, вряд ли превышает 30 миллионов человек. А по оценкам пессимистическим, эти показатели приближаются к УзССР образца 1989 года.
Теперь обратимся к Узбекистану. Справедливости ради стоит отметить, что перепись населения в этой стране со времён развала Советского Союза вообще не проводилась ни разу. Даже переносившаяся из-за пандемии и запланированная на 2023 год так всё ещё и не была проведена. Тем не менее актуальные данные о населении современного Узбекистана найти можно. Так, в отчёте Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике говорится, что численность постоянного населения на 1 января 2023 года составляет 36 миллионов 24 тысячи человек. При этом за год родились 932 тысячи человек. В то же время, по данным украинского Минюста, на незалэжной в 2023 году на свет появились лишь 187 тысяч новорождённых. Данные цифры достаточно красноречивы.
Таким образом, население современного Узбекистана — страны условного глобального Юга — стабильно растёт и приближается к пиковым показателям Советской Украины. Население же современной Украины — страны глобального Запада (по мнению самих «украинцев») — стремительно сокращается, приближаясь к показателям Советского Узбекистана, то есть к 19 миллионам человек. К слову, заодно и площадь территории Украины активно стремится достичь значений некогда братской республики.
А как обстоят дела в экономических вопросах? Конечно, не является секретом тот факт, что УССР была второй экономикой Советского Союза, обладая огромным хозяйственным потенциалом. Разветвлённая сеть железных дорог, масштабная газотранспортная система, металлургия, химическая и угольная промышленность, машиностроение, авиа- и ракетостроение, целая сеть атомных электростанций. Но всё это было когда-то. Мы уже много раз писали о том, как стремительно это наследие летит в пропасть.
Украинская экономика деградирует. Её социальная и финансовая система функционирует исключительно за счёт внешних вливаний. Оставшиеся на плаву предприятия едва сводят концы с концами, и при этом на них периодически происходят самоподрывы кондиционеров, которые разрушают и без того ветхие цеха.
Интересным и наглядным показателем экономической активности является использование электроэнергии. Так вот, как отмечают многие эксперты, украинская энергосистема после известных воспитательных процедур, проводимых в своё время армией России, не рухнула в том числе и потому, что на Украине значительно снизилось энергопотребление. Иными словами, хозяйству незалэжной давно не нужна значительная часть тех мощностей, что были когда-то созданы Советским Союзом. То есть украинская энергосистема может ещё долго сокращаться без особого ущерба для народного хозяйства этой страны, так как и само это хозяйство стремительно сокращается.
А вот в Узбекистане только в 2023 году открыли сразу шесть новых электростанций. Планируется строительство «Росатомом» первой в стране АЭС.
Разумеется, экономика Узбекистана не обладает таким колоссальным наследием, как Украина. И у неё нет такой сложной и высокотехнологичной структуры. Но у неё есть важное отличие — она растёт. Эта страна наращивает добычу полезных ископаемых, становится одним из крупных экспортёров природного газа. В этой среднеазиатской республике активно открываются новые производства: автосборочные заводы, предприятия по производству сельскохозяйственной техники, бытовых приборов (холодильники и др.). Уже сейчас легко встретить текстильную продукцию (к примеру, одежду) с биркой «Сделано в Узбекистане». Надо полагать, что в будущем такую маркировку мы будем встречать очень часто и на разных товарах.
Конечно, мы вовсе не идеализируем эту среднеазиатскую страну. Наша задача состоит лишь в том, чтобы показать объективные тенденции.
А они таковы: условно европейская Украина стремительно меняется местами с условно азиатским Узбекистаном. Вот и всё.
* * * *
А теперь осталось лишь немного масштабировать приведённую выше модель. Разве экономика той же Германии не переживает подобные трудности? Известно, что основой экономики этой страны является промышленность, особенно машиностроение и химическая индустрия. Несложно догадаться, что китайские автомобили и прочая машиностроительная продукция уже очень скоро вытеснят немцев с мировых рынков. Это же касается и продукции химического производства.
Кстати, что общего у украинской и немецкой экономик? Правильно, они активно пользовались дешёвым российским газом. И огромным российским рынком, к слову, тоже.
Теперь с этим покончено. Демографические проблемы западного общества, надо полагать, не нуждаются в особом представлении. Единственное отличие от Украины — это наличие огромного количества мигрантов. Но вряд ли сие сильно улучшает позиции европейских государств.
Последнее отличие — война. Но и здесь страдающие исторической амнезией европейцы в последние дни сильно оживились в своём желании походить на незалэжную. В особенности французы с поляками.
Так что, как ни крути, Украина — это зеркало европейского будущего.