Ход проекта
В конце 2019 г. концерн «Укроборонпром» и «Инженерная группа «Арей» подписали меморандум о сотрудничестве. В соответствии с этим документом, группа «Арей» должна разрабатывать новые проекты бронетехники для украинской армии, а государственный концерн обеспечит их реализацию. Первым результатом совместной работы должна стать ТБМП «Вавилон».
Разработка «Вавилона» началась на рубеже 2019-2020 гг. К настоящему времени завершены некоторые этапы проектирования. Определены основные особенности конструкции, а также созданы отдельные узлы и агрегаты. Как утверждается, в проекте используются самые современные идеи и решения, способные обеспечить высокие технические и боевые характеристики.
В настоящее время «Арей» продолжает проектирование и уже проводит испытания отдельных агрегатов. Изучены характеристики бронирования; ведется подготовка к тестированию других агрегатов. В частности, предстоит отработать силовую установку необычной архитектуры.
В дальнейшем Киевский бронетанковый завод должен будет построить полноценную опытную ТБМП. По результатам ее испытаний будет решаться вопрос запуска серии и принятия на вооружение. При этом сроки завершения проекта и поступления серийных машин в войска не уточняются – и, вероятно, остаются неизвестными.
Предлагаемый облик
В основе проекта «Вавилон» лежит несколько любопытных идей. Так, впервые в украинской практике бронемашина изначально создается с учетом стандартов НАТО. Одновременно с этим сохраняются компоненты советских / российских стандартов – в основном это оружие.
За основу для ТБМП берется шасси серийного основного танка Т-64 или Т-84, подлежащее серьезной переработке. Предлагается использование гибридной дизель-электрической силовой установки с широкими возможностями. Ходовая часть остается прежней. Разрабатывается максимально автоматизированный комплекс вооружений на основе цифровых систем управления.
Шасси ТБМП «Вавилон» будет универсальным. Вместо штатного пушечно-пулеметного модуля на нем можно будет ставить другие боевые отделения, в т.ч. заимствованные у старых САУ. Боевой модуль тяжелой БМП тоже будет совместим с другими носителями.
Проект «Вавилон» отличается высокой степенью новизны. Заявлено наличие более 200 новых компонентов. Вероятно, речь идет о разработке собственных деталей и комплектующих для замены импортных образцов, более не доступных по политическим причинам.
Технические особенности
Опубликовано несколько изображений «Вавилона» – трехмерной модели и макетного образца. Они показывают, что проект предусматривает строительство хорошо защищенной машины с рядом ожидаемых черт и некоторыми интересными особенностями. Внешне ТБМП в целом похожа на некоторые существующие образцы.
Корпус ТБМП выполнен с использованием разнесенного бронирования. Кроме того, лобовая и бортовая проекции оснащаются накладными элементами. Предлагаются двойное днище для защиты от мин и дополнительные внутренние элементы бронирования, прикрывающие экипаж и десант. Утверждается, что макет бронирования корпуса успешно выдержал обстрел из 300-мм пушки с дистанции 200 м и попадание 125-мм подкалиберного снаряда с 500 м.
Для «Вавилона» разрабатывается гибридная энергоустановка. В кормовых отсеках корпуса помещаются дизельный двигатель Deutz TCD16.0V8 мощностью 768 л.с. и генератор. Два тяговых электромотора по 500 кВт находятся в носу, а на днище корпуса размещены аккумуляторы. Заявлено несколько режимов работы, предусматривающих раздельное или совместное использование дизельного и электрических моторов. Кроме того, ТБМП сможет снабжать электроэнергией внешние потребители. В энергоустановку интегрирована климатическая система.
Новая ТБМП получит обитаемое боевое отделение с развитым комплексом вооружения. На качающейся установке башни монтируются 30-мм пушка 2А42 и 7,62-мм пулемет ПКТ. На крыше башни предусмотрены крепления для 40-мм гранатомета УАГ-40 и ракет «Барьер». Конструкция башни обеспечивает перезарядку вооружений изнутри, без необходимости выхода за пределы защищенного объема. На крыше башни предлагается установить дополнительный боевой модуль с крупнокалиберным пулеметом.
Башня и боевой модуль получат оптико-электронные блоки для поиска целей и наведения оружия. Разрабатывается цифровая система управления огнем со стабилизацией вооружения, дистанционным управлением с операторских мест и т.д.
ТБМП получит т.н. единый комплекс управления, в состав которого войдут система управления движением, СУО, средства кругового обзора и устройства связи. Все управление будет осуществляться с трех автоматизированных рабочих мест экипажа. Применение единого комплекса, как ожидается, упростит управление движением и вооружением, при самостоятельной работе и в составе подразделения.
Экипаж «Вавилона» в конфигурации тяжелой БМП включает трех человек. Водитель и командир находятся внутри корпуса, оператор-наводчик должен работать в башне. Десантное отделение сможет вместить восемь бойцов с посадкой и высадкой через кормовую дверь. Предлагаются для использования «анатомические» энергопоглощающие кресла с различными регулировками. Обитаемые отсеки должны иметь климатическую систему.
По своим габаритам перспективная ТБМП не будет уступать базовому танку Т-64. Боевая масса заявлена на уровне 36 т. Предполагается обеспечить высокую подвижность и проходимость на суше. При помощи оборудования для подводного вождения бронемашина сможет пересекать водные преграды.
Неясное будущее
В основе украинского проекта ТБМП «Вавилон» лежат самые смелые идеи, в т.ч. пока не нашедшие широкого применения в мировой практике. Считается, что это сделает новую бронемашину одной из самых эффективных и передовых в мире. Проект уже доведен до стадии испытаний отдельных агрегатов, а в обозримом будущем предполагается построить полноценный прототип.
Предлагаемый облик боевой машины представляет определенный интерес. Так, он соответствует идеям последнего времени о сокращении потенциала «обычных» БМП и необходимости создания тяжелых машин этого класса. Проект предусматривает получение высокого уровня защиты и огневой мощи. Гибридная энергоустановка имеет известные преимущества эксплуатационного и технического характера. Также важной особенностью проекта является единый комплекс управления.
Однако перспективы «Вавилона» с точки зрения производства и эксплуатации остаются неопределенными – и поводы для оптимизма пока отсутствуют. Этот проект от группы «Арей» может столкнуться с теми же проблемами, что и масса других современных разработок Украины. В последние десятилетия украинская промышленность предложила большое количество разнообразных образцов бронетехники, но до серии удалось довести только отдельные изделия, причем темпы производства оставляли желать лучшего.
Все это было связано с хроническим недостатком финансирования, проблемами организационного характера, общей деградацией промышленного потенциала и т.д. К настоящему времени, несмотря на отдельные недостаточные меры, ситуация в целом не изменилась. Как следствие, любой новый проект, включая «Вавилон», рискует повторить судьбу предыдущих разработок.
Подобные проблемы усугубляются чрезмерной новизной и смелостью перспективного проекта. Авторам «Вавилона» предстоит отработать ряд решений и узлов, а затем наладить производство всех новых необычных систем. Потребуется не только создание новой производственной линии, но и налаживание кооперации с субподрядчиками, что может быть чрезмерно сложной задачей.
Будущее после испытаний
Учитывая известные факторы и объективные трудности современной Украины, можно представить, каким окажется будущее ТБМП «Вавилон». По всей видимости, «Инженерная группа «Арей» и «Укроборонпром» смогут завершить опытно-конструкторскую работу. Будет построен не только макетный, но и полноценный опытный образец.
Однако дальнейшее будущее проекта туманно и не располагает к оптимизму. Если «Вавилон» и удастся довести до серии, то украинской армии не приходится рассчитывать на большое количество такой техники. Тяжелая БМП будет сложной и дорогой в производстве, что ограничит ее выпуск. Даже оптимистический сценарий позволяет ожидать лишь десятки серийных бронемашин. Впрочем, учитывая актуальные взгляды и планы украинского руководства, отсутствие современной эффективной бронетехники и возможностей для ее выпуска следует считать положительными факторами.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!