Нынешние власти Украины считают одной из главных внешнеполитических задач вступление в НАТО. На протяжении нескольких последних лет предлагаются те или иные меры и программы, направленные на скорейшее присоединение к Альянсу. Среди прочего, планируется перестроить вооруженные силы в соответствии со стандартами организации.
Президентский указ
В последние дни тема гипотетического вступления в НАТО вновь становится актуальной в связи с новыми решениями украинского руководства. 11 мая президент Владимир Зеленский подписал указ «Про Річну національну програму під егідою Комісії Україна – НАТО на 2021 рік» («О годовой национальной программе под эгидой Комиссии Украина – НАТО на 2021 г.»)
В соответствии с этим документом, кабинет министров в течение 20 дней должен составить план по выполнению новой годовой программы. Также он должен определить критерии оценки эффективности проводимых работ. Отдельным пунктом указа президент обязал государственные структуры регулярно отчитываться перед общественностью о проведенных работах.
К указу прилагается утвержденная Годовая национальная программа. Это многостраничный документ, включающий несколько основных разделов и затрагивающий различные направления государственной, военной и экономической политики. Он ставит несколько десятков стратегических целей разного рода, связанных с будущей интеграцией Украины в НАТО.
Стратегические цели
Вопросам обороны и безопасности посвящен раздел II программы. Он содержит 13 стратегических целей разного рода, охватывающих едва ли не все направления развития вооруженных сил и силовых структур. Так, стратегическая цель 2.1 (первая в разделе) оговаривает основные принципы построения армии и других организаций, социальную политику в отношении личного состава, юридические особенности реформ и т.д.
Вторая цель – совершенствование системы управления обороной в соответствии с принципами и подходами, принятыми в НАТО. Следующая цель – обеспечить требуемые оперативные и боевые способности вооруженных сил, в т.ч. с возможностью полноценного взаимодействия с зарубежными армиями. Соответствующим образом требуется обновить логистическую и медицинскую службы. Цель 2.5 обозначена как «профессионализация сил обороны»; также она предусматривает создание необходимого резерва.
Программа предусматривает превращение органов внутренних дел и экстренных служб в полноценную составляющую системы национальной обороны. Еще одна «цель» определяет направления развития национальной гвардии, тоже с учетом подходов и принципов НАТО. Цель 2.8 затрагивает вопросы взаимодействия структур обороны с населением. Следующие пункты программы касаются пограничной и миграционной службы, службы по чрезвычайным ситуациям и СБУ. Наконец, предлагается повышать разведывательные возможности государства на основе собственного и зарубежного опыта.
Поставленные задачи должны решаться разными способами. В части пунктов предлагается совершенствовать законодательство и руководящие документы. Другие предложения касаются внедрения новых методик работы, заимствованных у иностранных коллег. В ряде случаев предусматривается последовательное проведение разных мероприятий, при котором каждая новая мера создает основу для последующих.
Задаются разные сроки выполнения поставленных задач. Самые простые мероприятия должны быть завершены к концу текущего года. Вопросы законодательного и иного характера будут решаться до 2022-23 гг. Полную перестройку вооруженных сил и смежных структур в соответствии со стандартами НАТО планируют на 2025 г.
Материальная часть
В некоторых областях реформирование затронет в основном законодательство и руководящие документы. При этом модернизация вооруженных сил предусматривает не только внедрение обновленных уставов и контуров управления, но и замену материальной части. Вопросы такого рода рассматриваются в «стратегической цели» за номером 2.3.
Уже в этом году программа требует сформировать новые национальные стандарты разработки и производства вооружений и техники на основе стандартов НАТО. Также необходимо определить пути дальнейшего развития и модернизации матчасти войск для перехода на новые стандарты. При этом понадобится учесть тот факт, что в течение длительного времени на вооружении будут сохраняться изделия старых образцов, не соответствующие натовским требованиям.
В период действия новых программ и проектов планируется закупать иностранные образцы оружия, а также разрабатывать и выпускать собственные конструкции. Основную часть такого перехода собираются завершить к 2025 г.
Сделать или купить
Необходимо отметить, что именно переход на новую военную технику, соответствующую стандартам Альянса, является самой сложной частью запланированных программ. Украина располагает достаточно крупной армией, нуждающейся в соответствующих количествах матчасти. Полноценная замена старой техники и оружия импортными или собственными разработками будет крайне дорогой – вплоть до невозможности выполнения таких планов.
Самостоятельная разработка новых образцов по стандартам НАТО вполне реальна, и украинские предприятия имеют опыт такого рода. В прошлом создавались модификации танков с вооружением и приборным оснащением иностранного производства. Некоторые украинские разработки в области управляемого ракетного вооружения используются в зарубежных комплексах.
Впрочем, перспективы собственных украинских разработок остаются под вопросом. Необходимо создать целый ряд современных образцов, отвечающих актуальным требованиям, и затем запустить их массовое производство. Для этого потребуются время и серьезные финансовые затраты, возможно, неприемлемые для своевременной Украины. Сможет ли промышленность и армия рассчитывать на иностранную помощь – неясно.
Очевидно, что Украина не сможет самостоятельно закрыть все свои нужды в вооружениях и ей придется закупать иностранную продукцию. Поставки отдельных образцов уже начаты. Широкую известность получили истории с передачей переносных противотанковых ракетных комплексов, моторных лодок и т.д. Не так давно украинский флот заказал в кредит британские катера.
Приобретение иностранных изделий, новых и подержанных, позволяет в ограниченные сроки провести желаемое перевооружение едва ли не всех родов войск. Однако и в этом случае во главе угла оказывается вопрос стоимости и бюджетов. Без своевременной и полномасштабной помощи со стороны дружественных стран программу перевооружения по новым стандартам провести не удастся.
Смелые планы
Таким образом, официальный Киев не только не отказывается от планов вступления в НАТО, но и пытается принимать реальные меры. Ведутся различные переговоры, создаются новые органы и т.д. На днях президент подписал указ о запуске программы, определяющей основные действия в ближайшие годы.
Перспективы такой программы – равно как и всех планов по вступлению в Североатлантический альянс – пока остаются неясными. Некоторые из предлагаемых мер реальны, тогда как реализация других может быть затруднена или вообще невозможна по финансовым, политическим и организационным причинам. Впрочем, украинские власти намерены пройти весь запланированный путь и подготовиться к вступлению в НАТО.
Следует отметить, что возможность достижения главной цели Киева тоже остается под вопросом. Вступление Украины в НАТО зависит не только от ее желаний и возможностей – оно связано с выполнением ряда требований. При этом решающее слово в этом вопросе остается за самим Альянсом и его ведущими странами. И, пока они не примут положительное решение, перевод украинской армии на новые стандарты фактически не имеет смысла.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!