Задумано украинским военно-политическим руководством многое: это и масштабное сокращение численности вооруженных сил – озвучена цифра в 70 000 в 2017 году, это и перевод армии на профессиональную основу, это и переоснащение на современные образцы вооружения. Как итог военной реформы предполагается создание компактной профессиональной армии, способной адекватно реагировать на возникающие современные вызовы и угрозы военной безопасности Украины.
И уже сделаны первые практические шаги по реформированию вооруженных сил.
К ним можно отнести, во-первых, подписание президентом Украины указа о последнем призыве на срочную военную службу в октябре нынешнего года. Таким образом, планируется, что с 2015 года украинские вооруженные силы начнут полностью формироваться на профессиональной основе. По словам Виктора Януковича «профессионализация армии является одним из главных условий создания современных вооруженных сил».
Во-вторых, приняты решения о переходе от видового к межвидовому принципу построения вооруженных сил. Торжественные церемонии по случаю формирования двух оперативных командований «Север» и «Юг» прошли в первой декаде ноября в Ровно и Днепропетровске соответственно.
В-третьих, принимаются меры по повышению уровня социальной защищенности украинских военнослужащих. С сентября в среднем на 40 процентов увеличены должностные оклады военнослужащим, обещано введение с 1 января денежной компенсации за найм (поднайм) жилых помещений, до конца 2015 года предполагается построить 20 тыс. квартир, а также переоборудовать под общежития около 70 казарм.
И эти шаги украинского военно-политического руководства выглядят вполне логичными в свете намечающегося подписания Украиной Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом.
По сообщению пресс-службы главы государства «военная реформа является неотъемлемой составляющей стратегического курса страны на европейскую интеграцию, и украинские военнослужащие, как и все граждане Украины, ощутят преимущества этой политики».
Поэтому само по себе появление вышеназванных документов является довольно симптоматичным, так как предполагаемая военная реформа идет в русле избранного курса на евроинтеграцию Украины. А вот содержание планов реформирования украинской армии требует осмысления, поскольку они (планы) предусматривают структурную перестройку вооруженных сил и их переоснащение, что неизбежно потребует значительных финансовых вливаний на протяжении ближайших пяти – десяти лет. В частности, общий размер финансирования, заложенный в программу реформирования вооруженных сил на 2013 – 2017 годы составляет в эквиваленте около 16 млрд. долларов.
Вместе с тем, пока остаются неясными источники финансирования, поскольку планы кардинальной «модернизации» украинской армии имелись и ранее. Однако Украина не смогла реализовать их в силу различных причин, основной из которых явилось хроническое недофинансирование вооруженных сил.
Учитывая нынешнюю динамику оборонных расходов Украины (2013 год – 1,92 млрд. долларов или 1,02 % от ВВП, 2014 год – 2,25 млрд. долларов или 1,06 % от ВВП) и объем средств, выделяемых на техническую модернизацию вооруженных сил (около 6 % от оборонных расходов), перспективы реализации программы реформирования армии весьма «туманны».
Ситуация для вооруженных сил осложняется тем, что 2014 год, да и последующие года, не будут простыми для Украины ни в политическом, ни в экономическом отношении. Только в следующем году ей предстоит произвести выплаты Международному валютному фонду, а также в качестве платежей по суверенным долговым облигациям порядка 8 млрд. долларов. Это существенно затруднит выделение денег на модернизацию армии и бюджета.
С другой стороны, Украина представляет для стран Западной Европы и США такой «лакомый кусочек», ради которого они с готовностью пойдут на «кое-какие» пожертвования. Причем поддержка будет касаться самых различных сфер политической, экономической, военной и других.
Первые сообщения о подобной поддержке уже просочились в СМИ. В частности, известное издание The Financial Times 10 ноября сообщило о приобретении в течение 2013 года инвестиционной компанией Franklin Templeton Investments (США) украинских ценных бумаг на сумму около 5 млрд. долларов, что составляет порядка 20 процентов государственного долга Украины.
Вполне вероятно будут найдены деньги и для перевооружения армии. Примеры военной помощи другим государствам со стороны сильных мира сего также не единичны. Так, США осуществляют ежегодную финансовую поддержку армии Египта в объеме около 1,5 млрд. долларов. В этот список можно внести вооруженные силы Израиля, Исландии, Ирака, Афганистана и т.д.
Таким
образом, коренная модернизация вооруженных сил Украины в течение
ближайших пяти лет может стать явью. Дело остается за малым,
определиться со спонсором!
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас