На прошлой неделе иностранные частные кредиторы Украины согласились на просьбу страны о двухлетней заморозке выплат по внешнему долгу на сумму около 20 миллиардов долларов.
Это позволит Украине избежать дефолта по своим зарубежным займам. В отличие от других «развивающихся экономик», испытывающих долговые трудности, похоже, что иностранные держатели облигаций рады помочь Украине — хотя бы на два года. Этот шаг сэкономит Украине 6 млрд долларов за этот период, помогая снизить давление на резервы центрального банка, которые, несмотря на значительную иностранную помощь, с начала года сократились на 28%.
Экономика Украины, что неудивительно, находится в отчаянном состоянии. Прогнозируется, что реальный ВВП сократится более чем на 30% в 2022 г., а уровень безработицы составит 35% (Константинеску и др., 2022 г., Блинов и Дьянков, 2022 г., Национальный банк Украины, 2022 г.). «Мы благодарны частному сектору за поддержку нашего предложения в такие тяжелые для нашей страны времена, — ответил Юрий Буца, заместитель министра финансов Украины, — я хотел бы подчеркнуть, что поддержку, которую мы получили во время этой сделки, трудно недооценивать . . . Мы и дальше будем в полной мере взаимодействовать с инвестиционным сообществом и надеемся на их участие в финансировании восстановления нашей страны после того, как мы выиграем войну», — сказал Буца.
Здесь Буца раскрывает цену, которую приходится платить за эту ограниченную щедрость со стороны иностранных кредиторов: ускоряющееся требование иностранных транснациональных корпораций и правительств взять под контроль ресурсы Украины и поставить их под контроль иностранного капитала без каких-либо ограничений.
В прошлом посте я изложил план приватизации и передачи обширных сельскохозяйственных ресурсов Украины иностранным транснациональным корпорациям. И вот уже несколько лет ряд отчетов экономической обсерватории Оклендского института документирует захват Украины иностранным капиталом. Большая часть того, что описано ниже, основанно на этой документации.
Постсоветская Украина, с ее 32 миллионами пахотных гектаров богатого и плодородного чернозема, составляет одну треть всех существующих сельскохозяйственных земель в Европейском Союзе. «Хлебница Европы», как ее называют, имела годовой объем производства 64 млн тонн зерна и семян, среди крупнейших в мире производителей ячменя, пшеницы и подсолнечного масла.
Как я объяснил в своем предыдущем посте, запланированный захват ресурсов Украины отчасти и спровоцировал конфликт: полугражданскую войну, восстание на Майдане и аннексию Крыма Россией. Как отмечает Оклендский институт, для ограничения безудержной приватизации в 2001 г. был введен мораторий на продажу земли. С тех пор отмена этого правила бала главной целью западных организаций. Например, еще в 2013 году Всемирный банк предоставил кредит в размере 89 миллионов долларов США на разработку программы прав собственности на землю, необходимой для коммерциализации государственных и кооперативных земель. Согласно документу Всемирного банка за 2019 год, целью было «ускорение частных инвестиций в сельское хозяйство». Это соглашение, которое Россия в то время осудила как лазейку, облегчающую выход на рынок западных транснациональных корпораций, включает в себя продвижение «современного сельскохозяйственного производства … включая использование биотехнологий», т.е. ГМО-культур на украинских полях.
Несмотря на мораторий на продажу земли иностранцам, к 2016 году десять транснациональных аграрных корпораций уже контролировали 2,8 млн га земли. Сегодня, по некоторым оценкам, 3,4 млн га находятся в руках иностранных компаний и украинских компаний с иностранными фондами в качестве акционеров. Другие оценки достигают 6 миллионов гектаров. Мораторий на продажи, к отмене которого неоднократно призывали Госдепартамент США, МВФ и Всемирный банк, был окончательно отменен правительством Зеленского в 2020 году, в преддверии окончательного референдума по этому вопросу, запланированного на 2024 год.
Сейчас, в военное время, западные правительства и корпорации активизируют свои планы по включению Украины и ее ресурсов в капиталистическую экономику Запада. 4 и 5 июля 2022 года высшие должностные лица США, ЕС, Великобритании, Японии и Южной Кореи встретились в Швейцарии на так называемой «Конференции по восстановлению Украины» (КВУ).
Повестка дня КВУ была явно сосредоточена на навязывании политических изменений в стране, а именно «укреплении рыночной экономики», «децентрализации, приватизации, реформе государственных предприятий, земельной реформе, реформе государственного управления» и «евроатлантической интеграции”. На самом деле, повестка дня являлась продолжением Конференции по реформе Украины 2018 года, на которой подчеркивалась важность приватизации большей части оставшегося государственного сектора Украины, заявлялось, что «конечная цель реформы — продать государственные предприятия частным инвесторам», наряду с призывами к дальнейшей «приватизации, дерегулированию, энергетической реформе, налоговой и таможенной реформе». Сетуя на то, что «правительство является крупнейшим держателем активов в Украине», в отчете говорится: «Реформ в области приватизации и государственных предприятий заждались, поскольку этот сектор украинской экономики практически не изменился с 1991 года».
Ирония в том, что против планов КВУ на 2018 год выступило большинство украинцев. Опрос общественного мнения показал, что только 12,4% поддержали приватизацию государственных предприятий, тогда как 49,9% выступили против. (Еще 12% были безразличны, тогда как 25,7% не дали ответа.)
Но война может все изменить. В июне 2020 года МВФ утвердил 18-месячную кредитную программу для Украины на сумму 5 миллиардов долларов. В ответ, и после постоянного давления со стороны международных финансовых институтов, правительство Украины сняло 19-летний мораторий на продажу государственных сельскохозяйственных земель. Елена Бородина из Украинской сети развития сельских районов прокомментировала, что «интересы агробизнеса и олигархи будут главными бенефициарами такой реформы… [Это] только еще больше маргинализирует мелких фермеров и рискует лишить их самого ценного ресурса».
А теперь в июле КВУ вновь подчеркнул свои планы по захвату экономики Украины в пользу капитала при полном одобрении правительства Зеленского. По завершении встречи все присутствующие правительства и учреждения одобрили совместное заявление под названием Декларация Лугано. Эта декларация была дополнена «Национальным планом восстановления», который, в свою очередь, был подготовлен «Советом национального восстановления», созданным правительством Украины.
Этот план предусматривал ряд прокапитальных мер, в том числе «приватизацию некритических предприятий» и «завершение акционирования ГП» (государственных предприятий) — приводя в качестве примера продажу украинской государственной атомной энергетической компании ЭнергоАтом. В целях «привлечения частного капитала в банковскую систему» предложение также призывало к «приватизации ГБ» (государственных банков). Стремясь увеличить «частные инвестиции и стимулировать общенациональное предпринимательство», Национальный план восстановления призвал к значительному «дерегулированию» и предложил создание «проектов-катализаторов», чтобы разблокировать частные инвестиции в приоритетные сектора».
В открытом призыве к урезанию охраны труда документ подверг критике оставшиеся в Украине законы о рабочих, некоторые из которых сохранились советской эпохи. Национальный план восстановления жаловался на «устаревшее трудовое законодательство, ведущее к сложному процессу найма и увольнения, регулированию сверхурочной работы и т. д.». В качестве примера предполагаемого «устаревшего трудового законодательства» в поддерживаемом Западом плане сетовали на то, что работникам с годовым стажем работы в Украине предоставляется девятинедельный «период уведомления об увольнении по сокращению штата» по сравнению с четырьмя неделями в Польше и Южной Корее.
В марте 2022 года Верховная Рада Украины приняла чрезвычайное законодательство, позволяющее работодателям приостанавливать действие коллективных договоров. Затем, в мае, был принят пакет реформ, фактически освобождающий подавляющее большинство украинских работников (тех, кто работает на предприятиях с менее чем 200 сотрудниками) от защиты украинским трудовым законодательством. Документы, просочившиеся в 2021 году, показали, что британское правительство обучало украинских чиновников тому, как убедить непокорную общественность отказаться от прав рабочих и проводить антипрофсоюзную политику. Учебные материалы сетовали на то, что общественное мнение о предлагаемых реформах было в подавляющем большинстве негативным, но предлагали стратегии коммуникаций, чтобы ввести украинцев в заблуждение и заставить поддержать реформы.
В то время как права рабочих должны быть отменены в «новой Украине», Национальный план восстановления, напротив, направлен на помощь корпорациям и богатым путем снижения налогов. В плане утверждалось, что 40% ВВП Украины приходится на налоговые поступления, и это называлось «довольно высоким налоговым бременем» по сравнению с модельным примером Южной Кореи. Таким образом, план призвал «преобразовать налоговую службу» и «рассмотреть возможности снижения доли налоговых поступлений в ВВП». Во имя «интеграции в ЕС и доступа к рынкам» он также предлагал «отмену тарифов и нетарифных нетехнических барьеров для всех украинских товаров», одновременно призывая «способствовать ПИИ [прямым иностранным инвестициям] для привлечения крупнейших международных компаний в Украину» через «специальные инвестиционные льготы» для иностранных корпораций.
В дополнение к Национальному плану восстановления и стратегическому брифингу на конференции по восстановлению Украины в июле 2022 года был представлен отчет, подготовленный компанией Economist Impact, корпоративной консалтинговой фирмой, входящей в The Economist Group. Ukraine Reform Tracker настаивал на «увеличении прямых иностранных инвестиций» международных корпораций, а не на инвестировании ресурсов в социальные программы для украинского народа. В отчете Tracker подчеркивается важность развития финансового сектора и содержится призыв к «устранению чрезмерных правил» и тарифов. Он призвал к дальнейшей «либерализации сельского хозяйства» для «привлечения иностранных инвестиций и поощрения отечественного предпринимательства», а также к «процедурным упрощениям», чтобы «облегчить малым и средним предприятиям … расширение за счет покупки и инвестирования в государственные активы», тем самым «облегчая иностранным инвесторам выход на постконфликтный рынок».
Ukraine Reform Tracker представил войну как возможность предоставить власть иностранному капиталу. «Послевоенный момент может дать возможность завершить сложную земельную реформу, предоставив право покупки земли сельскохозяйственного назначения юридическим лицам, в том числе иностранным», — говорится в докладе. «Открытие пути для притока международного капитала в украинское сельское хозяйство, вероятно, повысит производительность в этом секторе, повысив его конкурентоспособность на рынке ЕС». «После окончания войны правительству также необходимо будет рассмотреть вопрос о существенном снижении доли государственных банков за счет приватизации Приватбанка, крупнейшего кредитора страны, и Ощадбанка, крупного обработчика пенсий и социальных выплат».
Иные, полу-кейнезианские западные экономисты, предлагают менее явную прокапиталистическую политику. В недавнем сборнике Центра исследований экономической политики (CEPR) различные экономисты предложили Макроэкономическую политику для Украины военного времени. При этом авторы «с самого начала подчеркивают, что украинский кризис не является местом для типичной программы макроэкономической корректировки». Т.е. не обычные требования жесткой бюджетной экономии и приватизации МВФ. Но после многих страниц становится понятно, что их предложения мало чем отличаются от предложений КВУ. По их словам, «цель должна заключаться в радикальном дерегулировании экономической деятельности, отказе от контроля над ценами, содействии согласованию рабочей силы и капитала и улучшении управления арестованными российскими и другими активами, находящимися под санкциями».
Таким образом, захват Украины капиталом (в основном иностранным) будет завершен, и Украина сможет начать выплачивать свои долги и приносить новые прибыли западному империализму.